Онлайн доклады

Онлайн доклады

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Оренбургская конференция офтальмологов - 2020 XXXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Оренбургская конференция офтальмологов - 2020 XXXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Новые технологии в офтальмологии. VIII Всероссийская научно-практическая конференция посвященная дню рождения академика С.Н. Федорова

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. VIII Всероссийская научно-практическая конференция посвященная дню рождения академика С.Н. Федорова

Новейшие и инновационные подходы в медико-хирургическом лечении глаукомы

Международный вебинар по глаукоме в области медико-хирургического лечения

Новейшие и инновационные подходы в медико-хирургическом лечении глаукомы

Белые ночи - 2020 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVI Международного офтальмологического конгресса

Сателлитные симпозиумы

Белые ночи - 2020 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVI Международного офтальмологического конгресса

Новые возможности оборудования NIDEK для диагностики патологии глазного дна

Онлайн семинар

Новые возможности оборудования NIDEK для диагностики патологии глазного дна

Новые технологии лазерной рефракционной хирургии

Онлайн семинар

Новые технологии лазерной рефракционной хирургии

Лечение глаукомы: Инновационный вектор

Конференция

Лечение глаукомы: Инновационный вектор

Роговица IV. Диагностика и лечение. Научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Роговица IV. Диагностика и лечение. Научно-практическая конференция с международным участием

Онлайн доклады

Онлайн доклады

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Оренбургская конференция офтальмологов - 2020 XXXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Оренбургская конференция офтальмологов - 2020 XXXI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Новые технологии в офтальмологии. VIII Всероссийская научно-практическая конференция посвященная дню рождения академика С.Н. Федорова

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. VIII Всероссийская научно-практическая конференция посвященная дню рождения академика С.Н. Федорова

Новейшие и инновационные подходы в медико-хирургическом лечении глаукомы

Международный вебинар по глаукоме в области медико-хирургического лечения

Новейшие и инновационные подходы в медико-хирургическом лечении глаукомы

Белые ночи - 2020 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVI Международного офтальмологического конгресса

Сателлитные симпозиумы

Белые ночи - 2020 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVI Международного офтальмологического конгресса

Новые возможности оборудования NIDEK для диагностики патологии глазного дна

Онлайн семинар

Новые возможности оборудования NIDEK для диагностики патологии глазного дна

Новые технологии лазерной рефракционной хирургии

Онлайн семинар

Новые технологии лазерной рефракционной хирургии

Лечение глаукомы: Инновационный вектор

Конференция

Лечение глаукомы: Инновационный вектор

Роговица IV. Диагностика и лечение. Научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Роговица IV. Диагностика и лечение. Научно-практическая конференция с международным участием

Все видео...
 Литература  Полный текст

Оценка эффективности школы больных первичной открытоугольной глаукомой



Российский университет дружбы народов, кафедра глазных болезней, г. Москва
  
  Глаукома — вторая в мире причина полной потери зрения, и со временем она выйдет на первые позиции: ожидается, что количество случаев этого заболевания в мире вырастет с 60 млн в 2010 году до 80 млн в 2020 [2]. По данным эпидемиологических исследований, 50 % больных глаукомой не знают о своем заболевании, 50 % с поставленным диагнозом глаукома не получают адекватного лечения, 50 % людей после 40 лет никогда не проверяли внутриглазное давление. От 6 % до 20 % случаев заболевания глаукомой заканчиваются полной слепотой, во многом из-за того, что заметные симптомы заболевания проявляются лишь на поздних стадиях, когда значительная часть зрительных функций безвозвратно утеряна [1, 2, 4].
  История создания Школ для пациентов с различными хроническими заболеваниями насчитывает в России около 10 лет. В последние годы активное развитие получило направление обучения пациентов с глаукомой [4].
  Школа для пациентов с глаукомой, основателем которой в России является Нестеров А. П., является организационной формой профилактического группового консультирования и рассматривается как медицинская профилактическая услуга, т. е. имеет самостоятельное законченное значение и направлена на профилактику осложнений заболевания, своевременное лечение, оздоровление [1, 4].
  
  Цель — разработка, применение и оценка эффективности проведения образовательной Школы глаукомы у больных с диагнозом: первичная открытоугольная глаукома (ПОУГ).
  
  Материал и методы. Исследование проводилось на базе городской клинической больницы № 1 им. Пирогова Н. И. города Москвы при технической поддержке фирмы Alcon, которая является разработчиком и производителем офтальмологических препаратов, хирургических инструментов и средств по уходу за глазами. Кроме этого, компания организует бесплатные семинары для больных глаукомой, которые проводят на добровольной основе врачи-офтальмологи. Цель консультирования — дать соответствующие знания, обучить необходимым навыкам и умениям, сформировать мотивацию к изменениям нездоровых привычек и поддержать стремление пациента к оздоровлению и выполнению рекомендаций и назначений врача [1–4].
  В начале и по окончании Школы глаукомы с помощью разработанных для данной патологии анкет — вопросников проводилось тестирование для определения информированности пациентов о глазной патологии и методах лечения глаукомы. Вёлся документированный учёт обращаемости и госпитализации пациентов, прошедших обучение. Школу глаукомы прошли 43 человека — пациенты с ПОУГ различных стадий (основная группа). Проведено 3 образовательных цикла с демонстрацией адаптивного ауди- и визуального материалов. Полученные данные сравнивались с информацией, полученной в стационаре, где у 41 пациента с аналогичным диагнозом подобной Школы в лечебном процессе не проводилось (контрольная группа). Каждое занятие включало информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов: самостоятельному пальпаторному исследованию внутриглазного давления, навыкам закапывания капель, упражнениям для глаз. Обучение проводилось в виде групповых занятий и принципиально отличалось от простых бесед с пациентами на те или иные темы, связанные с глаукомой. Все лекции хронометрированы, имелись чёткие инструкции по ведению занятий.
  
  Результаты и обсуждение. Сотрудничество пациента и врача — комплайенс — сompliance (англ.) — определяет течение и прогноз заболевания. Даже при точной диагностике, грамотно назначенном лечении, эффективность лечения будет низкой, если пациент не следует ему. Если при лечении острого состояния ответственность — на враче, то при профилактическом подходе фокус перемещается на пациента. Проведённое сравнительное исследование выявило, что уровень информированности в группе, прошедшей обучение, на 20–25 % выше, а уровень снижения офтальмотонуса на 25–35 % ниже по сравнению с группой контроля. Использование информационной образовательной программы для больных глаукомой с участием лечащего врача — офтальмолога увеличивает коплайентность. Отмечается снижение госпитализаций по данному виду заболевания, что в итоге приводит к экономии средств, затраченных на лечение, и улучшает качество жизни пациентов. Существенно изменились установки пациентов и отношение к здоровью: улучшилась мотивация больных на выполнение профилактических рекомендаций; снизилось число больных, считающих действия медицинского персонала неэффективными; экономический фактор перестал считаться главным препятствием для выполнения рекомендаций врача по оздоровлению. Увеличилось число больных, принимающих инстилляционную гипотензивную терапию регулярно (с 58,5 % до 96,7 %). Вдвое уменьшилось число случаев госпитализации по поводу некомпенсированного офтальмотонуса и втрое — с острым приступом глаукомы.
  
  Выводы. Данная Школа проводилась с целью повышения уровня осведомлённости пациентов о глаукоме, о причинах её проявления, развитии и диагностике, лечении и профилактике этого опасного заболевания. В течение 1,5-часовой презентации пациенты получали сведения о различных аспектах лечения глаукомы, необходимых изменениях в поведении и способах первичной и вторичной её профилактики. По завершении презентации слушатели Школы задавали интересующие их вопросы и получали ответы. Из проведённой нами работы следует вывод о необходимости внедрения Школы глаукомы в комплекс реабилитационных мер офтальмологических отделений других стационаров. Школа глаукомы призывает к сотрудничеству пациента и врача!
  
  


Страница источника: 51

Просмотров: 455