Онлайн доклады

Онлайн доклады

Научно-образовательные вебинары

Научно-образовательные вебинары

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Конгресс

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Конференция

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Пироговский офтальмологический форум

Конференция

Пироговский офтальмологический форум

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Онлайн доклады

Онлайн доклады

Научно-образовательные вебинары

Научно-образовательные вебинары

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Конгресс

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Конференция

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Пироговский офтальмологический форум

Конференция

Пироговский офтальмологический форум

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Все видео...

Первому в России учебному проекту «WETLAB» - 10 лет




Место, где пациенты никогда не жалуются и где врачу позволено учиться на собственных ошибках, называется симуляционным центром. В нем хирурги практикуются на медицинских тренажерах в условиях, максимально приближенных к реальным. В мире такие центры получили название «WETLAB», и с середины 90-х годов подобные учебные центры стали расти как грибы после дождя, и Россия не стала исключением: 4 октября 2000 года в Санкт-Петербурге был дан старт одному из самых успешных проектов последнего десятилетия в области последипломного медицинского образования – первому Российскому учебному центру «WETLAB».

Идея его создания принадлежит профессору Леониду Иосифовичу Балашевичу, директору Санкт-Петербургского филиала МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова. Открытию центра предшествовал большой объем работы по сбору, анализу и оценке преимуществ и недостатков различных обучающих технологий, успешно работающих на тот момент в мире. Аналогом Санкт-Петербургского учебного центра «WETLAB» стал Международный институт экспериментальной хирургии в Австрии, в городе Инсбрук (International Institute for Experimental Surgery), который Л.И. Балашевич посетил в 1994 году. Задача была поставлена не только создать центр, отвечающий высоким западным стандартам, но создать обучающий проект, который должен был стать одним из лучших в мире. К преподаванию были привлечены опытные хирурги, созданы собственные оригинальные обучающие программы, разработана технология моделирования катаракты с помощью радиочастотного излучения, отработаны различные сочетания параметров времени и энергии воздействия на прозрачный хрусталик, позволяющие экспериментально создавать модели катаракты различных форм (ядерные, задние чашеобразные, полные), имитировать в эксперименте подвывих хрусталика путем частичного разрушения его связочного аппарата и т.д., чтобы максимально приблизить условия в учебной операционной к реальным.

Проект соединил в себе теоретическую часть, где особое внимание уделяется объяснению принципов статической и динамической физики, на которых основана работа факоэмульсификатора и практическую часть в «операционной», где в распоряжении слушателей пять суперсовременных тренажерных комплексов. Комплекс включает операционный микроскоп фирмы “Leitz”, факоэмульсификаторы последнего поколения “Infinity”, “Laureate”, “Constellation”, видеосистему с монитором для наблюдения за работой стажеров. Учебные тренажеры дают возможность имитировать реальную хирургическую операцию, но в качестве объекта хирургии используются глаза животных. В учебный класс организована трансляция из операционной, где в режиме «живой» хирургии проецируется изображение операции, проводимое преподавателем. Такая система хорошо сочетается с новой методикой обучения, которая предусматривает непосредственное общение с хирургами–стажерами через видео- и звуковую системы. Преподаватель имеет возможность контролировать на мониторе работу учеников и удостовериться в том, что различные технические приемы были ими поняты и выполнены правильно.

В момент открытия первого в России учебного центра «WETLAB» было подписано трехстороннее соглашение между Санкт-Петербургским филиалом МНТК «Микрохирургия глаза» им акад. С.Н.Федорова, Санкт-Петербургской Академией последипломного образования и американской фирмой Alcon. Для России это был первый опыт создания подобного экспериментального учебного центра для обучения врачей современным технологиям микрохирургии глаза, в то время как фирма Alcon уже имела опыт организации подобных проектов более чем в 40 странах мира.

Несмотря на молодой возраст, «WETLAB» сразу завоевал доверие врачей и стал самым востребованным курсом повышения квалификации. За эти годы в его стенах прошли обучение более тысячи офтальмохирургов из 24 стран мира. В прошлом году, по утверждению президента компании Alcon, проект «Санкт-Петербургский WETLAB» был признан лучшим в мире обучающим проектом, в котором фирма принимает участие.

«WETLAB» появился как никогда вовремя — в эпоху больших перемен и рождения новых прорывных медицинских технологий, которые потребовали от хирургов не только знания топографической анатомии и хирургической патофизиологии оперируемых зон, владения техникой хирургических вмешательств, но и изучения конструкции и принципов действия автоматизированных инструментов и приборов и умения управлять ими, слышать, понимать и декодировать звуковые сигналы, которые подают машины, т.е научиться говорить на одном с ним языке. По меткому утверждению идейного вдохновителя проекта профессора Леонида Иосифовича Балашевича, будущий хирург должен себя чувствовать увереннее, чем «обезьяна на ветке»: действовать в операционном поле микроскопа под большим увеличением (рис. 1а), научиться отличать визуальные афферентности от проприоцептивных и координировать их, пользуясь одной ногой для управления тремя основными командами микроскопа (увеличение – изменение фокусного расстояния микроскопа, наводка на резкость, перемещение по осям X –Y), и второй для управления факоэмульсификатором (рис. 1в), одновременно контролировать процессы, связанные с бимануальной работой в передней камере глаза ультразвуковым хирургическим инструментом (рис.1б), различать аудиосигналы, подаваемые факоэмульсификатором в процессе работы. Таким образом, хирургу необходимо научиться скоординировать работу всех четырех конечностей и задействовать работу большинства органов чувств, а это требует практики и лучший путь её прохождения – в лаборатории на экспериментальных моделях, где точно воспроизведено рабочее место офтальмохирурга с соблюдением основных принципов эргономики.



По результатам, полученным за десять лет проведения курсов, принимая во внимание число участников и положительные отзывы, мы можем сказать, что разработанная нами система непосредственного сопоставления работы преподавателя и ученика полностью себя оправдала. Она обеспечивает эффективность освоения практических навыков и обогащает курсантов теоретическими знаниями. При этом «разбор полетов» проводится в спокойной дружеской атмосфере в виде дискуссии, занятия не носят строгого педагогического характера.

Для достижения подобного результата необходимо было преодолеть множество препятствий и трудностей, прежде всего связанных с финансированием подобного проекта. Расходы, которые несет центр для точного воспроизведения условий проведения операции, поддержания технического состояния оборудования в учебном классе (рис.2а,б), обучения медицинского персонала технологии подготовки глаз животных, налаживания контактов с бойнями, обучением их персонала технике энуклеации и т.д. взяла на себя фирма Alcon (США) в лице Владимира Александровича Ганькова, одного из самых опытных сотрудников компании.



Опыт организации учебного процесса в области офтальмохирургии, полученный в Санкт-Петербургском филиале ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» им акад. С.Н. Федорова, лег в основу создания подобных учебных центров в Москве, а также во многих других филиалах системы МНТК (Иркутске, Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Хабаровске). Таким образом, за прошедшие 10 лет была создана инновационная система обучения глазной микрохирургии, которая компенсировала невероятную нехватку центров обучения по всей России, позволила сделать высококачественную хирургическую помощь доступной во многих регионах России и подтвердила статус института ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н.Федорова как лидера российской офтальмологии.

На рис. 3 представлена таблица, отображающая количество курсантов, прошедших обучение в Санкт-Петербургском филиале МНТК «Микрохирургия глаза из всех 8 Федеральных Округов.

Анализ показал, что наибольшее количество хирургов, прошедших обучение в “WETLAB” были из Северо-Западного и Центрального округов, в том числе из Санкт-Петербурга - 68 и из Москвы - 53 человека. За эти годы были подготовлены специалисты для 24 различных стран, самое большое количество обучающихся было из Украины (63 человека) и Белоруссии (48 хирургов). После прохождения 2-х недельного курса обучения каждый хирург получает сертификат, дающий ему право самостоятельного выполнения операции факоэмульсификации катаракты в полном объеме. Первый российский «WETLAB» с первого года своего существования работает на полную мощность – 9 курсов в год.

В январе 2012 года в Санкт-Петербургском центре «WETLAB» состоялся юбилейный 100-й выпуск. Путевку в мир высоких технологий получили 9 молодых врачей (рис.4).

В ближайшей перспективе – первом квартале 2012 года - планируется расширение возможностей учебного центра за счет запуска рабочей станции, оснащенной самым современным оборудованием для обучения витреоретинальной хирургии, работающей пока в тестовом режиме.


Просмотров: 6062