Онлайн доклады

Онлайн доклады

Вебинары компании  «Акрихин»

Вебинары компании «Акрихин»

Белые ночи - 2021 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVII Международного офтальмологического конгресса

Белые ночи - 2021 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVII Международного офтальмологического конгресса

Sochi Cornea 2021 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Sochi Cornea 2021 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Пироговская офтальмологическая академия

Пироговская офтальмологическая академия

Актуальные вопросы офтальмологии. Круглый стол компании «Бауш Хелс»

Актуальные вопросы офтальмологии. Круглый стол компании «Бауш Хелс»

Лечение глаукомы: инновационный вектор. II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Лечение глаукомы: инновационный вектор. II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Роговица V Новые достижения и перспективы

Конференция

Роговица V Новые достижения и перспективы

Научно-образовательные вебинары

Научно-образовательные вебинары

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Конгресс

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Конференция

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Пироговский офтальмологический форум

Конференция

Пироговский офтальмологический форум

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Онлайн доклады

Онлайн доклады

Вебинары компании  «Акрихин»

Вебинары компании «Акрихин»

Белые ночи - 2021 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVII Международного офтальмологического конгресса

Белые ночи - 2021 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVII Международного офтальмологического конгресса

Sochi Cornea 2021 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Sochi Cornea 2021 Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Пироговская офтальмологическая академия

Пироговская офтальмологическая академия

Актуальные вопросы офтальмологии. Круглый стол компании «Бауш Хелс»

Актуальные вопросы офтальмологии. Круглый стол компании «Бауш Хелс»

Лечение глаукомы: инновационный вектор. II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Лечение глаукомы: инновационный вектор. II Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Роговица V Новые достижения и перспективы

Конференция

Роговица V Новые достижения и перспективы

Научно-образовательные вебинары

Научно-образовательные вебинары

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Конгресс

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Конференция

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Пироговский офтальмологический форум

Конференция

Пироговский офтальмологический форум

Все видео...

Динамическое изменение личности в процессе освоения врачебной профессии


    На современном этапе развития общества в условиях социально-экономической нестабильности и профессиональной конкуренции растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако, далеко не каждый человек может адаптироваться и эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях стрессовой ситуации. В современном обществе возрастает вероятность развития различных психопатологических состояний.

     Обсуждая проблему распространения психосоматических расстройств у больных, мы не можем не говорить о проблеме развития психоэмоциональных расстройств у врачей. По данным В. А. Винокура (2010), формирование хронического психоэмоционального напряжения отмечалось у 33,8 % педиатров, 45,2 % невропатологов и 68,7 % психиатров. Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, вызывающих стресс.

    По классификации профессий по «критерию трудности и вредности» медицинская профессия относится к профессии «высшего типа» (А. С. Шафранова, 1925). А. С. Шафранова классифицировала профессии на основании «преобладающего присутствия творческого начала». Профессии «высшего типа» выделены по признаку «необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой», тогда как профессии «среднего (ремесленного) типа» подразумевают работу только над предметом, а профессии «низшего типа» после обучения не требуют работы ни над собой, ни над предметом.

    Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — долговременная реакция, или синдром, возникающий вследствие продолжительных стрессов, в том числе, и профессиональных. Основоположниками изучения этого синдрома стали H. Frendenberger (1974) и K. Maslac (1976). Исследователи все больше стали связывать СЭВ с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни. Синдром эмоционального выгорания средней и высокой степени является показанием к психологической коррекции. В настоящее время СЭВ входит в рубрику Международной классификации болезней (МКБ-10: Z73) и трактуется как стресс, связанный с трудностями поддержания нормального образа жизни.

    Цель — изучение синдрома эмоционального выгорания у студентов 1-го и 6-го курса Челябинского государственного медицинского университета и врачей-офтальмологов.

    Материал и методы. В исследовании приняли участие 90 человек: 30 человек — студенты 1-го курса, 30 человек — студенты 6-го курса и 30 участников — врачи?офтальмологи. Возраст исследуемых — от 22 до 69 лет, из них мужчин 26 (28 %) человек, женщины — 64 (72 %) человека.

    Стаж работы врачей-офтальмологов по специальности — от 2 до 46 лет.

    Для исследования уровня эмоционального выгорания мы использовали опросник MBI («Maslach Burnout Inventory»), состоящий из 22 вопросов, на каждый из которых тестируемые давали ответ по 7?балльной шкале (от 0 — «никогда», до 6 — «ежедневно»). Результаты оценивались по 3 субшкалам: «Эмоциональное истощение» — рассматривается как основная составляющая СЭВ и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении. «Деперсонализация» - проявляется в деформации отношений с другими людьми. Характеризуется повышением негативизма, наличием циничных установок и чувств по отношению к пациентам, коллегам.

    «Редукция личных достижений» — формируется негативная оценка самого себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей и обязанностей по отношению к другим.

    Выделяют три степени выгорания по шкалам:

    - «эмоциональное истощение»: высокая степень ? 25 баллов и более, средняя ? 16?24 баллов, низкая ? 15 баллов и менее;

    - «деперсонализации»: высокая степень ? 11 баллов и более, средняя ? 6?10 баллов, низкая ? 5 баллов и менее;

    - «редукции личных достижений»: высокая степень ? 30 баллов и менее, средняя ? 31?36 баллов, низкая ? 37 баллов и более.

    Результаты и обсуждение. Данные исследования уровня эмоционального истощения у студентов первого и шестого курсов, врачей-офтальмологов представлены на рисунке.

    Как видно из рисунка, у студентов 1-го курса синдром эмоционального выгорания легкой степени определяется у 8 (27 %) человек, средняя степень СЭВ — у 14 (46 %) человек, высокая — у 8 (27 %) человек. У студентов 6-го курса легкая степень эмоционального истощения выявлена у 6 (21 %) человек, средняя степень — у 8 (26 %) человек и у 16 (53 %) человек отмечается высокая степень СЭВ.

    У врачей-офтальмологов легкая степень СЭВ наблюдается у 6 (20 %) человек, средняя степень — у 13 (43 %) человек и высокая степень эмоционального выгорания отмечается у 11 (37 %) человек.

    Таким образом, показатель синдрома эмоционального выгорания высокой степени у студентов 6 курса выше, чем в группе студентов 1-го курса и врачей-офтальмологов. Синдром эмоционального выгорания средней степени выявлен почти у половины студентов первого курса и врачей-офтальмологов.

    Профессиональное формирование личности начинается с профессионального образования в учебном заведении. Эмоциональное выгорание средней и высокой степени у студентов 1 курса можно объяснить «экзаменационным марафоном» и переживаниями адаптации к изменению привычного образа жизни.

    В становлении личности врача определяющим звеном становится развитие морально-нравственных и коммуникативных качеств личности студентов. В процессе освоения врачебной профессии у студентов могут наблюдаться состояния нервно-психического напряжения, которые модифицируют их взаимоотношения с окружающими, корректируют социально–профессиональные позиции. Можно предположить, что высокий уровень эмоционального выгорания у студентов 6 курса обусловлен спецификой обучения в медицинском вузе, длительностью обучения, а также освоением знаний, вызывающих определенную психологическую перестройку личности. После завершения обучения студенты находятся накануне личных судьбоносных событий — формирование семейных и профессиональных отношений на фоне многолетней финансовой нестабильности в бюджетной сфере.

    Сохранение средней степени выгорания у 13 (47 %) человек и высокой степени — у 11 (37 %) человек в группе врачей-офтальмологов можно объяснить влиянием профессии на личность врача: работа, преимущественно, в негативном эмоциональном поле; отрицательные результаты лечения; необходимость принятия быстрых и предельно ответственных решений в экстремальной ситуации; повышенная ответственность; опасность для собственного здоровья (контакт с инфекцией). По данным нашего исследования динамическое изменение личности по мере освоения врачебной профессии характеризуется наличием синдрома эмоционального выгорания разной степени выраженности, что является показанием к дальнейшему изучению методов и способов психологической поддержки медицинских работников, так как от душевного и физического состояния врача зависит количество и качество выполняемой им работы.

    Выводы. Высокая степень эмоционального выгорания определяется у каждого второго студента 6 курса — 16 (53 %) человек. Средняя степень выгорания выявлена у 14 (46 %) студентов 1 курса и у 13 (43 %) врачей-офтальмологов.

    Наличие синдрома эмоционального выгорания высокой степени у студентов медицинского вуза и практикующих врачей диктует необходимость психологического сопровождения данной категории людей.


Страница источника: 29

Просмотров: 1179