Смирнова А.Ф., Голубов К.Э., Котлубей Г.В., Шевченко В.С., Голубов Т.К.
Исследование функционального состояния зрительного анализатора у школьников в условиях стандартной зрительной нагрузки
Использование компьютерных методик обучения в школе, бытовых компьютеров, видеотехники, игровых приставок, при работе с которыми ребёнок должен длительное время смотреть на экран телевизора или монитора на близком расстоянии, обусловливают значимость исследований по оценке функционального состояния зрительного анализатора, диагностике и профилактике зрительного утомления у детей.
Цель – изучение влияния зрительной нагрузки на состояние состояния зрительного анализатора у школьников в условиях стендового офтальмологического исследования.
Материал и методы. Под наблюдением находилось 54 ученика в возрасте 15-17 лет. В зависимости от состояния клинической рефракции были выделены следующие группы исследуемых: первая – 18 школьников с эмметропическим видом клинической рефракции, вторая и третья - соответственно, 19 и 17 учеников с гиперметропическим и миопическим её видом.
В ходе офтальмоэргономического исследования в качестве зрительной нагрузки была предложена программа модифицированной сетки Анфимова.
До и после её проведения изучались показатели времени восприятия последовательного цветового контраста (ВВПЦК), корректурный тест Вестон - Зоз - Тагаевой (КТ), а также исследовались зрительные вызванные потенциалы (ЗВП). ЗВП регистрировали при помощи диагностического комплекса Amplaid МК15 (Италия). Электроды располагали по стандартной международной системе 10-20. В качестве стимула использовали реверсивный шахматный паттерн, который предъявляли испытуемым посредством телевизионного монитора чёрно-белого изображения. Расстояние до монитора составляло 1,5 м, частота предъявления визуальной стимуляции равнялась 1 с. Эпоха анализа ЗВП была равна 300 мс. Размер клеток шахматного паттерна составлял 60’ (угловых минут), а его контраст 100% (200 кд/м²). При исследовании ЗВП нами анализировались латентные периоды и амплитуды компонентов N75, P100 и N145, а также комплексы N75P100 и P100N145.
Результаты. До зрительной нагрузки статистически значимых различий при сравнении средних величин ВВЦПК в исследуемых группах не было выявлено. Кратковременная зрительная нагрузка привела к увеличению времени восприятия последовательного цветового контраста у детей первой группы с 5,16±0,27 сек до 4,43±0,26 сек (р<0,05), у школьников второй и третьей групп - соответственно, с 4,83±0,22 сек до 4,01±0,21 сек (р<0,05) и с 5,02±0,19 сек до 4,40±0,22 сек (р<0,05). Величина показателя корректурного теста до зрительной нагрузки у детей первой группы составила 0,32±0,009 бит/сек, второй – 0,28±0,008 бит/сек, третьей – 0,30±0,01 бит/сек. Зрительная нагрузка привела к статистически значимому снижению скорости обработки информации при исследовании с помощью корректурной таблицы Вестон - Зоз - Тагаевой до 0,27±0,008 бит/сек, 0,21±0,009 бит/сек, 0,24±0,009 у лиц соответственно первой, второй и третьей групп.
До зрительной нагрузки статистически значимых различий временных показателей ЗВП (латентные периоды и интервалы) при сравнении результатов исследования данных групп не зафиксировано, а их значения не превышали нормативные показатели возрастной группы. Зрительная нагрузка не привела к достоверным изменениям ни в одной из групп. Анализ полученных данных позволил установить наличие изменений в амплитудах компонентов P100 и N145, а также в амплитудах комплексов N75P100 и P100N145. Наиболее существенные и статистически изменения ЗВП отмечались для амплитуд компонента N145 и комплекса P100N145. В первой группе исследуемых лиц наблюдалось незначительное уменьшение амплитуды (p>0,05) комплекса P100N145 после нагрузки вследствие изменения амплитуды N145. Во второй группе учащихся сразу после нагрузки амплитуда комплекса P100N145 (p<0,05) возрастала. Наиболее низкие значения амплитуды комплекса P100N145 наблюдались в третьей группе в сравнении как с данными до зрительной нагрузки, так и с результатами исследования остальных школьников.
Заключение
1. Проведённые исследования показателей ретинального и психического компонентов зрительного утомления показали, что зрительная нагрузка в условиях стендового офтальмоэргономического исследования приводит у школьников к снижению показателей времени восприятия последовательного цветового контраста и корректурного теста.
2. Сопоставление полученных данных с результатами исследования зрительно вызванных потенциалов позволило установить, что только у лиц с гиперметропическим и миопическим типом клинической рефракции изменения ВВПЦК и КТ сочеталось с изменениями в амплитудах как компонентов P100, N145, так и комплексов N75P100 и P100N145.
3. Динамика утомления зрительной сенсорной системы при работе на персональном компьютере в значительной мере зависит от состояния клинической рефракции пациента.
4. Полученные данные обосновывают необходимость разработки мероприятий по профилактике зрительного утомления у учащихся при работе с видеодисплеями.
Страница источника: 152-154