Онлайн доклады

Онлайн доклады

Белые ночи - 2020 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVI Международного офтальмологического конгресса

Белые ночи - 2020 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVI Международного офтальмологического конгресса

Новые возможности оборудования NIDEK для диагностики патологии глазного дна

Новые возможности оборудования NIDEK для диагностики патологии глазного дна

Новые технологии лазерной рефракционной хирургии

Новые технологии лазерной рефракционной хирургии

Лечение глаукомы: Инновационный вектор

Конференция

Лечение глаукомы: Инновационный вектор

Роговица IV. Диагностика и лечение. Научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Роговица IV. Диагностика и лечение. Научно-практическая конференция с международным участием

«Живая хирургия» в рамках XXVII научно-практической  конференции офтальмологов

Конференция

«Живая хирургия» в рамках XXVII научно-практической конференции офтальмологов

ХVII Ежегодный конгресс  Российского глаукомного общества «Вместе против слепоты. Семнадцать мгновений зимы»

Конгресс

ХVII Ежегодный конгресс Российского глаукомного общества «Вместе против слепоты. Семнадцать мгновений зимы»

Пироговский офтальмологический форум. Ежегодная научно-практическая конференция

Конференция

Пироговский офтальмологический форум. Ежегодная научно-практическая конференция

Школа рефракционного хирурга. Сателлитный симпозиум компании «Алкон»

Симпозиум

Школа рефракционного хирурга. Сателлитный симпозиум компании «Алкон»

Сложные и нестандартные случаи в хирургии катаракты. Видеосимпозиум в формате 3D

Симпозиум

Сложные и нестандартные случаи в хирургии катаракты. Видеосимпозиум в формате 3D

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019»

Симпозиум

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019»

«Живая хирургия» компании «НанОптика»

«Живая хирургия» компании «НанОптика»

Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019

Конференция

Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019

Онлайн доклады

Онлайн доклады

Белые ночи - 2020 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVI Международного офтальмологического конгресса

Белые ночи - 2020 Сателлитные симпозиумы в рамках XXVI Международного офтальмологического конгресса

Новые возможности оборудования NIDEK для диагностики патологии глазного дна

Новые возможности оборудования NIDEK для диагностики патологии глазного дна

Новые технологии лазерной рефракционной хирургии

Новые технологии лазерной рефракционной хирургии

Лечение глаукомы: Инновационный вектор

Конференция

Лечение глаукомы: Инновационный вектор

Роговица IV. Диагностика и лечение. Научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Роговица IV. Диагностика и лечение. Научно-практическая конференция с международным участием

«Живая хирургия» в рамках XXVII научно-практической  конференции офтальмологов

Конференция

«Живая хирургия» в рамках XXVII научно-практической конференции офтальмологов

ХVII Ежегодный конгресс  Российского глаукомного общества «Вместе против слепоты. Семнадцать мгновений зимы»

Конгресс

ХVII Ежегодный конгресс Российского глаукомного общества «Вместе против слепоты. Семнадцать мгновений зимы»

Пироговский офтальмологический форум. Ежегодная научно-практическая конференция

Конференция

Пироговский офтальмологический форум. Ежегодная научно-практическая конференция

Школа рефракционного хирурга. Сателлитный симпозиум компании «Алкон»

Симпозиум

Школа рефракционного хирурга. Сателлитный симпозиум компании «Алкон»

«Живая хирургия» компании «НанОптика»

«Живая хирургия» компании «НанОптика»

Сложные и нестандартные случаи в хирургии катаракты. Видеосимпозиум в формате 3D

Симпозиум

Сложные и нестандартные случаи в хирургии катаракты. Видеосимпозиум в формате 3D

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019»

Симпозиум

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019»

Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019

Конференция

Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019

Все видео...

Становление молодого специалиста в условиях современного общества и информационных технологий


1НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава РФ

     Согласно идее всемирно известной «Пирамиды потребностей» Абрахама Маслоу (1943 г.), наивысшей степенью саморазвития является самоактуализация, а не деньги, о чем говорила Министр здравоохранения Вероника Скворцова на ключевой сессии ВЭФ (02.09.16). Можно долго дискутировать о том, что должно быть на первом месте, а что на втором, но совершенно очевидно, что чем большими профессиональными знаниями и навыками (компетенциями) специалист владеет, тем ценнее становится его помощь. Но как стать хорошим специалистом, когда с каждым годом медицинской информации становится все больше, а времени на ее изучение все меньше? Существуют ли в настоящее время технологии, способные облегчить, оптимизировать и ускорить обучение?

    Большинство молодых докторов нашего поколения (поколения X и Y) начинают изучение дисциплин с отечественной академической литературы, которая, к сожалению, обновляется не так часто и не так оперативно, чтобы с помощью нее можно было стать «трендовым» специалистом. Тем не менее ее достаточно, чтобы уметь оказывать профессиональную помощь на базовом и среднем уровнях.

    В то же время, начинающие доктора часто сталкиваются с патологией, которую не могут идентифицировать сразу во время осмотра, что может приводить к неправильной постановке диагноза с последующими неверными назначениями и всеми вытекающими отсюда последствиями. Последние, в свою очередь, могут быть причиной снижения самооценки и влиять на профессиональную самореализацию. Основной причиной описанных обстоятельств и главным страхом на пути к уверенному ведению врачебного приема является отсутствие знаний и опыта, что ожидаемо подтверждается проведенным опросом среди докторов и студентов с офтальмологической направленностью, который показал, что наибольшие проблемы у начинающих врачей вызывают недостаток опыта (54,4 %) и тактика поведения при обнаружении неизвестных проявлений заболеваний (15,7%).

    От простого к сложному

    Какими же методами располагает начинающий специалист сейчас для того, чтобы решить возникающий вопрос постановки диагноза, как быстро каждый из этих методов дает желаемый эффект и на сколько валидным он является (рисунок 1)?

    Литература

    Важными, но уже далеко не главными источниками литературы остаются библиотеки, архивы которых уверенно и планомерно оцифровываются, умещаясь на одном электронном носителе. Почему же мы все еще их посещаем:

    1. В библиотеке имеется историческая литература (книги и журналы) которая позволяет объёмно и во временном векторе взглянуть на изучаемую проблему или технологию;

    2. В библиотеке можно получить доступ к полнотекстовым статьям, которые в электронном виде стоят немалых денег (если вы не знаете, что такое sci-hub, конечно);

    3. В библиотеке есть сотрудники, которые могут помочь с подборкой тематической литературы.

    4. В библиотеке можно просто посидеть, занимаясь делами, не имеющими никакого отношения к образованию.

     Кроме библиотек современному продвинутому пользователю доступны многочисленные информационные ресурсы, на которых в кротчайшие сроки публикуется самая свежая и актуальная информация (например, Medical Xpress, Medgadget, Practical Update, Eyetube, серия сайтов Today и др.), ресурсы с огромной библиотекой мировой научной и, главное, доказательной медицинской литературы (PubMed, Web of Science, Scopus), которые способны осветить фактически каждый аспект практической деятельности врача, и именно эти источники стоят на первом месте для современного молодого специалиста. Однако, к сожалению, на поиск необходимой клинической информации может уйти большое количество времени и, в зависимости от уровня поискового опыта, существует вероятность целевых неудач.

    Дистанционное консультирование

    Самым распространенным способом решения проблемы постановки диагноза остается консультирование с более опытными специалистами своего отделения, либо, если такая возможность отсутствует – дистанционно, посредством электронных средств связи – мессенджеров, форумов, телефонных или видеозвонков. В зависимости от превалирующего формата передачи данных консультации можно условно разделить на следующие типы:

    1. Фото. Распространенный способ «описания» клинических проявлений патологического процесса, имеющий сбалансированное соотношение простота/информативность. Решающее значение в качестве получаемых снимков играют техника выполнения фоторегистрации, настройки параметров камеры и уровень постобработки. Каждый снимок несет статичную информацию, в связи с чем специалист должен уметь и знать, что именно нужно снимать и как акцентировать на конкретном патологическом проявлении, не упуская смежные области. Например, если снимаются точечные поверхностные изменения, то невозможно оценить наличие опалесценции в передней камере, структуру радужки и т.д., что может быть немаловажно для определения выраженности и распространенности патологического процесса (рисунок 2).

    2. Видео. Статичными снимками невозможно оценить скорость реакции зрачка, вязкость секрета мейбомиевых желез, скорость разрыва слезной пленки и т.п., не говоря уже о нюансах, которые может упустить неопытный специалист, дополняя фотографии текстовым описанием временных параметров тех или иных динамических процессов. Видеорегистрация осмотра по схеме (QR-1) дает консультанту возможность получить и самостоятельно оценить гораздо больше информации, чтобы с большей вероятностью дать правильные рекомендации. Однако высокую информативность метода сопровождают технические сложности его исполнения, которые решаются с помощью специальных адаптеров (QR-2).

    3. Текст. В этом пункте представлены все возможные способы преимущественно текстового типа обратной связи — мессенджеры, форумы, социальные сети, электронная почта. В зависимости от типа связи и обстоятельств, скорость получения необходимой информации и ее достоверность может варьировать в широких пределах, в связи с чем, рассматривать его целесообразно при отсутствии ограничений по времени. Текстовое сопровождение к фото и/или видеоматериалам играет важную описательную роль.

    4. Звонок. Звонок является самым простым и быстрым средством коммуникации. Вероятность не получить обратной связи (вероятность отказа) составляет ровно 50%. Несмотря на высокую скорость, валидность данного метода напрямую зависит от компетенций собеседника, поскольку коллективное обсуждение клинического случая в данной ситуации оказывается маловероятным.

    Образовательные программы

     В настоящее время в распоряжении специалиста имеется огромный выбор образовательных программ, которые позволяют бесконечно совершенствовать свои профессиональные навыки. Значительным плюсом современной образовательной системы является возможность дистанционного обучения по расписанию (онлайн конференции, вебинары) или в любое удобное время (образовательные модули (CME), записи прошедших конференций, вебинаров, круглых столов, операций, манипуляций, МООК и т.п.). Кроме того, существует ряд порталов (сайтов) с мощной, систематизированной, а иногда и интерактивной образовательной программой (iLearn ESCRS, Root Eye Network, Eyewiki, ICO). Получение профессиональной информации таким путем не может быть быстрым, не рассчитано на оперативную помощь и относится к базовой.

    Диагностическая программа

    В рамках рабочего исследования была разработана концептуальная модель диагностического блока мобильного приложения, представляющего из себя систему посимптомного поиска и контроля постановки диагноза.

    В начале работы с программой пользователь отмечает выявленные патологические изменения (симптомы) в представленном иерархическом списке (при этом вариант нормы находится в интуитивной доступности). Далее программа выполняет поиск совпадений в базе данных и формирует из них вероятностный рейтинговый список заболеваний, выбирая которые пользователь получает информацию о характерном для данной патологии наборе симптомов (в рейтинговом порядке), общую информацию о заболевании (этиология, патогенез), код МКБ, необходимые и рекомендуемые диагностические исследования, и базовые группы лекарственных препаратов. Рейтинг симптомов может быть построен на выбор в двух вариантах: по приоритету пропущенных симптомов или вероятности симптомов для конкретного заболевания. Показ необозначенных пользователем симптомов необходим для контроля качества осмотра. На данный момент приложение находится в стадии разработки.

    Из Рисунка 1 видно, что каждый информационный тип имеет свои плюсы и минусы и потому должен использоваться в той последовательности, которую диктует конкретная ситуация.

    Чего ждать?

    С развитием информационных и высоких технологий изменения пришли не только в образовательную, но и в профессиональную среду, которые диктуют условия к генерации новых компетенций. В конце 2014 года по результатам нескольких форсайт-сессий Агентством стратегических инициатив и московской школой управления СКОЛКОВО были определены приоритетные направления развития науки и профессии, которые будут востребованы или со временем исчезнут (рисунок 3).

    Изменения в профессиональных направлениях характеризуются кривой Аутора (рисунок 4), демонстрирующей уровень востребованности специалистами в зависимости от сложности их компетенций, и выпадение специалистов среднего уровня объясняется все большим внедрением в него механизмов автоматизации (поскольку этот уровень содержит достаточно много шаблонных элементов). Можно подумать, что данная концепция актуальна для чего угодно, но только не для медицины, ведь в ней необходимо иметь гибкое клиническое мышление, однако уже сейчас существует программное обеспечение, превосходящее опытных специалистов в задаче постановки диагнозов (IBM Watson, мобильные боты и т.п.).

    Таким образом, в условиях современного прогрессивного мира существует реальная вероятность оказаться невостребованным специалистом и потерять достойное место работы. В то же время, существуют доступные технологии, способные облегчить, оптимизировать и ускорить обучение как начинающего, так и уже практикующего специалиста. Для того, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, необходимо постоянно обновлять и расширять (мультидисциплинарность) свои компетенции (рисунок 5).


Страница источника: 0

Просмотров: 219