Онлайн доклады

Онлайн доклады

Ромашка Фёдорова: 35 лет в движении. Всероссийская научно-практическая конференция

Ромашка Фёдорова: 35 лет в движении. Всероссийская научно-практическая конференция

Сателлитные симпозиумы в рамках Северо-Кавказского офтальмологического саммита

Сателлитные симпозиумы в рамках Северо-Кавказского офтальмологического саммита

NEW ERA Новые молекулы в лечении макулярной патологии

NEW ERA Новые молекулы в лечении макулярной патологии

Сателлитные симпозиумы в рамках XXIX Международного офтальмологического конгресса «Белые ночи»

Сателлитные симпозиумы в рамках XXIX Международного офтальмологического конгресса «Белые ночи»

Сателлитные симпозиумы в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием  «Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия»

Сателлитные симпозиумы в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия»

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

NEW ERA Как сэкономить время врача и подарить его пациенту с ДМО?

NEW ERA Как сэкономить время врача и подарить его пациенту с ДМО?

Сателлитные симпозиумы в рамках 20 Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии»

Сателлитные симпозиумы в рамках 20 Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии»

NEW ERA Вопросы применения ингибиторов ангиогенеза

NEW ERA Вопросы применения ингибиторов ангиогенеза

Лечение глаукомы: инновационный вектор. IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Лечение глаукомы: инновационный вектор. IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

NEW ERA Воспаление глаза - псевдофакичный макулярный отек (синдром Ирвина-Гасса)

NEW ERA Воспаление глаза - псевдофакичный макулярный отек (синдром Ирвина-Гасса)

NEW ERA Особенности имплантации мультифокальных ИОЛ

NEW ERA Особенности имплантации мультифокальных ИОЛ

XXX Научно-практическая конференция офтальмологов  Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза»

XXX Научно-практическая конференция офтальмологов Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза»

Прогрессивные технологии микрохирургии глаза в реальной клинической практике. Научно-практическая конференция

Прогрессивные технологии микрохирургии глаза в реальной клинической практике. Научно-практическая конференция

Пироговский офтальмологический форум

Пироговский офтальмологический форум

Глаукома. Избранные вопросы патогенеза, профилактики, диагностики, лечения. Всероссийская офтальмологическая конференция

Глаукома. Избранные вопросы патогенеза, профилактики, диагностики, лечения. Всероссийская офтальмологическая конференция

Терапия глаукомы. Практический подход и поиск решений в дискуссии

Терапия глаукомы. Практический подход и поиск решений в дискуссии

NEW ERA Хирургическое лечение глаукомы: НГСЭ

NEW ERA Хирургическое лечение глаукомы: НГСЭ

Сателлитные симпозиумы в рамках 22-го Всероссийского научно-практического конгресса «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

Сателлитные симпозиумы в рамках 22-го Всероссийского научно-практического конгресса «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ - 2022

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ - 2022

Современные достижения лазерной офтальмохирургии Всероссийский научный симпозиум

Современные достижения лазерной офтальмохирургии Всероссийский научный симпозиум

Юбилейная X научно-практическая конференция, посвященная 35-летию Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова»

Юбилейная X научно-практическая конференция, посвященная 35-летию Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова»

NEW ERA Особенности лечения отслойки сетчатки

NEW ERA Особенности лечения отслойки сетчатки

NEW ERA Оптическая когерентная томография. Критерии активности макулярной неоваскуляризации

NEW ERA Оптическая когерентная томография. Критерии активности макулярной неоваскуляризации

NEW ERA Хирургия осложнённой катаракты

NEW ERA Хирургия осложнённой катаракты

Шовная фиксация ИОЛ

Мастер класс

Шовная фиксация ИОЛ

Сателлитные симпозиумы в рамках I Дальневосточного офтальмологического саммита

Сателлитные симпозиумы в рамках I Дальневосточного офтальмологического саммита

Рефракционная хирургия хрусталика. Точно в цель. Научно-практический семинар

Рефракционная хирургия хрусталика. Точно в цель. Научно-практический семинар

Восток - Запад 2022 Международная конференция по офтальмологии

Восток - Запад 2022 Международная конференция по офтальмологии

Целевые уровни ВГД в терапии глаукомы

Вебинар

Целевые уровни ВГД в терапии глаукомы

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции «Невские горизонты - 2022»

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции «Невские горизонты - 2022»

Новые технологии в офтальмологии 2022

Новые технологии в офтальмологии 2022

ОКТ: новые горизонты

Сателлитный симпозиум

ОКТ: новые горизонты

Превентивная интрасклеральная фланцевая фиксация ИОЛ при подвывихе хрусталика

Вебинар

Превентивная интрасклеральная фланцевая фиксация ИОЛ при подвывихе хрусталика

Лечение глаукомы: инновационный вектор - 2022. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Лечение глаукомы: инновационный вектор - 2022. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Вебинар компании «Rayner»

Вебинар компании «Rayner»

Цикл онлайн дискуссий компании «Акрихин» «О глаукоме и ВМД в прямом эфире»

Цикл онлайн дискуссий компании «Акрихин» «О глаукоме и ВМД в прямом эфире»

Алгоритм ведения пациентов с астенопией после кераторефракционных операций

Вебинар

Алгоритм ведения пациентов с астенопией после кераторефракционных операций

Cовременные технологии диагностики патологий заднего отдела глаза

Сателлитный симпозиум

Cовременные технологии диагностики патологий заднего отдела глаза

Вебинары компании  «Акрихин»

Вебинары компании «Акрихин»

Снижение концентрации «Бримонидина», как новое решение в терапии у пациентов с глаукомой

Вебинар

Снижение концентрации «Бримонидина», как новое решение в терапии у пациентов с глаукомой

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Актуальные вопросы офтальмологии: в фокусе – роговица

Вебинар

Актуальные вопросы офтальмологии: в фокусе – роговица

XIX Конгресс Российского глаукомного общества  «19+ Друзей Президента»

XIX Конгресс Российского глаукомного общества «19+ Друзей Президента»

Пироговский офтальмологический форум

Пироговский офтальмологический форум

Кератиты, язвы роговицы

Вебинар

Кератиты, язвы роговицы

Актуальные вопросы офтальмологии

Вебинар

Актуальные вопросы офтальмологии

Всероссийский консилиум. Периоперационное ведение пациентов с глаукомой

Сателлитный симпозиум

Всероссийский консилиум. Периоперационное ведение пациентов с глаукомой

Трансплантация роговично-протезного комплекса у пациента с васкуляризированным бельмом роговицы

Трансплантация роговично-протезного комплекса у пациента с васкуляризированным бельмом роговицы

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Онлайн доклады

Онлайн доклады

Ромашка Фёдорова: 35 лет в движении. Всероссийская научно-практическая конференция

Ромашка Фёдорова: 35 лет в движении. Всероссийская научно-практическая конференция

Сателлитные симпозиумы в рамках Северо-Кавказского офтальмологического саммита

Сателлитные симпозиумы в рамках Северо-Кавказского офтальмологического саммита

NEW ERA Новые молекулы в лечении макулярной патологии

NEW ERA Новые молекулы в лечении макулярной патологии

Сателлитные симпозиумы в рамках XXIX Международного офтальмологического конгресса «Белые ночи»

Сателлитные симпозиумы в рамках XXIX Международного офтальмологического конгресса «Белые ночи»

Сателлитные симпозиумы в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием  «Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия»

Сателлитные симпозиумы в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия»

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

NEW ERA Как сэкономить время врача и подарить его пациенту с ДМО?

NEW ERA Как сэкономить время врача и подарить его пациенту с ДМО?

Сателлитные симпозиумы в рамках 20 Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии»

Сателлитные симпозиумы в рамках 20 Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии»

NEW ERA Вопросы применения ингибиторов ангиогенеза

NEW ERA Вопросы применения ингибиторов ангиогенеза

Лечение глаукомы: инновационный вектор. IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Лечение глаукомы: инновационный вектор. IV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

NEW ERA Воспаление глаза - псевдофакичный макулярный отек (синдром Ирвина-Гасса)

NEW ERA Воспаление глаза - псевдофакичный макулярный отек (синдром Ирвина-Гасса)

NEW ERA Особенности имплантации мультифокальных ИОЛ

NEW ERA Особенности имплантации мультифокальных ИОЛ

XXX Научно-практическая конференция офтальмологов  Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза»

XXX Научно-практическая конференция офтальмологов Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза»

Все видео...
 Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст
УДК:617.7-007.681

Влияние эффективности терапевтического обучения пациентов с первичной открытоугольной глаукомой на приверженность лечению


     В настоящее время общепризнанным является факт, что приверженность лечению, под которой понимают осознанное выполнение больным назначений врача, в значительной степени определяет прогноз хронических заболеваний [1–3]. Однако многочисленные исследования показывают, что строгое соблюдение врачебных рекомендаций пациентами с хроническими заболеваниями является довольно большой редкостью [4, 5]. Например, достаточно остро проблема комплаентности стоит при лечении пациентов пожилого и старческого возраста. Только 39,2% больных постоянно соблюдают предписанную терапию, при этом основная часть (69,2%) таких пациентов приходится на лиц пожилого возраста [6].

    Среди хронических офтальмологических заболеваний первичная открытоугольная глаукома (ПОУГ) является одним из самых распространенных заболеваний органа зрения, связанных с возрастом [7]. Частота ее развития существенно нарастает по мере старения человека и развивается преимущественно у лиц пожилого и старческого возраста [8, 9]. В РФ отмечается рост инвалидности по зрению вследствие глаукомы с 28 до 34%, а в структуре инвалидности увеличилось число лиц с 1–2 группами с 60 до 85% [10, 11].

    Чаще всего терапевтическое обучение проводится путем распространения среди пациентов санитарно-просветительной литературы, буклетов, журналов и т.д. Оно встречает хороший отклик среди практикующих врачей и среди пациентов. Однако специалисты в области терапевтического обучения считают, что самостоятельное изучение литературы пациентом может служить лишь вспомогательным методом обучения, так как оно не может дать пациенту необходимых навыков по контролю заболевания [12].

    Все более широкое развитие в стране получает такая форма терапевтического обучения, как школы здоровья для больных глаукомой [13–16]. Ряд исследователей полагает, что обучение пациентов повышает информированность больных, но не ведет к реализации полученных знаний на практике [17]. Другая точка зрения свидетельствует о том, что обучение пациентов способствует осознанному выполнению врачебных рекомендаций [18].

    В связи с этим, актуальным является поиск наиболее эффективных с медицинской и экономической точек зрения методик обучения пациентов разных возрастных групп.

    Цель– изучение влияния различных методов терапевтического обучения пациентов с ПОУГ на их приверженность к лечению.

    Материал и методы

     В исследование было включено 366 пациентов с глаукомой I–IV стадий, проживающих в Алтайском крае. Были сформированы 3 группы: 1-я группа – 104 больных среднего возраста (45–59 лет), 2-я группа – 164 человека пожилого возраста (60–74 года), 3-я группа – 98 пациентов старческого возраста (75 лет и старше).

    Каждая группа была подразделена на 3 подруппы, в зависимости от предложенной методики терапевтического обучения. Подгруппе А предложена специальная литература – памятка больным глаукомой. Подгруппе В во время пребывания в стационаре предложен структурированный лекционный курс, включающий общее понятие о глаукоме, факторах риска, принципах лечения, образе жизни и т.д. Подгруппе С предложено углубленное индивидуальное профилактическое консультирование, которое наряду с образовательным характером предусматривало активное участие пациента. Это позволило перейти от модели пассивного подчинения врачу и простого выполнения пациентом врачебных инструкций к модели сотрудничества и партнерства врача и пациента, с привлечением пациента к принятию медицинского решения.

    Приверженность оценивалась с использованием теста Мориски – Грина по регулярности приема гипотензивных препаратов (высокая степень – 4 балла, средняя степень – 3 балла, низкая степень – 2 и менее баллов). Уровень приверженности по описанным критериям оценивался до обучения, непосредственно после него, а также через 1 и 6 месяцев.

    Статистическая обработка производилась с помощью пакета STATISTICA 6. Сравнение средних значений показателей проводилось с использованием критерия Стьюдента (t) с последующей оценкой степени вероятности различий (р). Значимыми считали различия между показателями со степенью доверительной вероятности 95% и выше (р<0,05).

    Результаты и обсуждение

    До проведения терапевтического обучения число пациентов с высокой степенью приверженности варьировало от 14,5 до 22,9%, после него в подгруппе А только у пациентов среднего возраста было отмечено достоверное увеличение высокой степени приверженности (с 17,6 до 29,4%) и уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности (с 35,3 до 23,5%). У пациентов других возрастных групп статистически значимых изменений не наблюдалось. Через 6 месяцев средние значения приверженности приблизились к исходным значениям (табл. 1–3). В подгруппе В достигнута лучшая приверженность выполнению врачебных мероприятий. Так, среди пациентов среднего возраста наблюдалось достоверное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности (с 22,9 до 40,0%) и уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности во все контрольные сроки (с 34,2 до 17,1%, 20,0 и 17,1% соответственно) (табл.1).

    Среди пациентов пожилого возраста отмечено существенное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности сразу после проведения терапевтического обучения (с 21,8 до 32,7%) и значительное уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности во все контрольные сроки (с 30,9% до 14,5%, 16,3% и 20,0% соответственно срокам исследования) (табл. 2). Среди пациентов старческого возраста отмечено значимое уменьшение пациентов с низкой степенью приверженности сразу после терапевтического обучения и через месяц после обучения (21,2 и 27,3% соответственно) (табл. 3).

    У больных в подгруппе С, которым была реализована индивидуальная модель консультирования, была достигнута значительно лучшая приверженность выполнению врачебных назначений. Так, среди пациентов среднего и пожилого возраста значительно увеличилось число пациентов с высокой степенью комплаентности во все контрольные сроки (48,6%, 51,4% и 45,7% соответственно среди пациентов среднего возраста и 38,2%, 36,4% и 34,5% – пожилого), а также достоверно уменьшилось число пациентов с низкой степенью приверженности во все сроки (р<0,05) (табл. 1, 2).

    Среди пациентов старческого возраста отмечено достоверное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности сразу после терапевтического обучения и через месяц после обучения (29,7% и 29,7%), а также существенное уменьшение пациентов с низкой степенью (15,2%, 18,2% и 24,3% соответственно) (табл. 3).

    При проведении анализа влияния различных видов терапевтического обучения между подгруппами выявлено достоверное увеличение пациентов с высокой степенью приверженности среди пациентов среднего и пожилого возраста между всеми подгруппами и уменьшение больных глаукомой с низкой степенью приверженности между подгруппами А и С.

    Полученные результаты позволяют сделать вывод о положительном влиянии терапевтического обучения больных глаукомой на их приверженность лечению. Эффективность такого метода терапевтического обучения, как самостоятельное изучение литературы, оказалась ниже, чем при обучении посредством лекционного курса и индивидуального консультирования. Таким образом, уровень знаний пациентов оказался недостаточным, чтобы самостоятельно разобраться в предлагаемой информации. Особенно это касается больных пожилого и старческого возраста.

    После самостоятельного изучения предложенной литературы приверженность пациентов к выполнению рекомендаций врача по медикаментозному лечению заметно повысилась только у пациентов среднего возраста сразу после проведения обучения (29,4% по сравнению с 17,6% до обучения), в другие контрольные сроки исследования и у пациентов пожилого и старческого возраста достоверных положительных изменений зафиксировано не было. Таким образом, терапевтическое обучение с использованием специальной литературы пациентами не обеспечивает достаточного количества знаний и имеет низкую клиническую эффективность. Отсутствие положительной динамики приверженности к лечению у лиц пожилого и старческого возраста говорит о том, что эта группа пациентов нуждается в особых подходах и периодическому обучению в отдельных группах.

    Эффективность такого метода терапевтического обучения, как лекционный курс, оказалась выше по сравнению с самостоятельным изучением литературы. Достижение достоверных стойких положительных изменений приверженности отмечено при углубленном индивидуальном консультировании на основе активного не директивного врачебного консультирования, особенно в группах пожилого и старческого возраста. Это способствовало повышению приверженности больных к назначаемой терапии, так как пациент становился активным участником процесса лечения и осознавал, что для стабилизации заболевания необходимо постоянное выполнение рекомендаций врача. Только дополнительное консультирование приводит к осознанию пациентом, особенно с начальными стадиями, почему врач советует регулярно принимать лекарственные средства при хорошем самочувствии. В литературе есть сведения, что далеко не все пациенты действительно хотят проявлять активность и брать на себя ответственность за принятие решения [20–23]. Это подчеркивает необходимость индивидуального подхода к каждому пациенту через углубленное индивидуальное консультирование.

    Выводы

    Высокая эффективность позволяет рекомендовать метод углубленного индивидуального консультирования как метод выбора терапевтического обучения больных глаукомой. Самостоятельное изучение литературы менее эффективно и может быть рекомендовано лишь при отказе от посещения лекционного курса и индивидуального консультирования. Обучение пациентов пожилого и старческого возраста целесообразно проводить в виде индивидуальных занятий или в отдельных группах с использованием активного амбулаторного мониторинга в виде телефонного контроля с привлечением к обучению родственников пациента.

    

    Сведения об авторах:

    Макогон С.И., канд. мед. наук, ассистент курса офтальмологии

    Макогон А.С. канд. мед. наук, доцент, заведующий курсом офтальмологии, заведующий поликлиникой


Страница источника: 24-29

OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article24376
Просмотров: 8319


Bausch + Lomb
Reper
NorthStar
ЭТП
Rayner
Senju
Фармстандарт
Гельтек
santen
Акрихин
Ziemer
Tradomed
Екатеринбургский центр Микрохирургия глаза
МТ Техника
Nanoptika
R-optics
Фокус
sentiss
nidek