Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст
УДК:617.7:614

Гигиенические проблемы охраны зрения школьников и студентов в условиях гиперинформационного общества


1РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России
2Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова
3Гимназия № 12
4Управление образования Администрации г. Долгопрудного Московской области
5Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России

    Годами сложившиеся гигиенические представления об охране зрения подрастающего поколения и гигиенические требования к длительности использования гаджетов, организации перерывов при зрительной работе, размеру экрана гаджета, уровню освещенности на рабочем месте сегодня в условиях гиперинформационного общества не выполняются. В современных условиях необходим поиск наиболее эффективных форм формирования установок здорового образа жизни у подрастающего поколения.

    В последние годы отмечается появление новых гигиенических факторов, в которых происходит формирование здоровья детского населения. Одним из таких факторов является использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

    Под информационными и коммуникационными технологиями сегодня понимаются технологии, использующие средства микроэлектроники для сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных, текстов, образов и звука (Постановление Росстата № 68 от 20.11.2006 г.).

    Использование ИКТ среди школьников и студентов стало частью обучения и социализации в условиях гиперинформационного общества. Современные школьники и студенты – наиболее многочисленная популяция людей, регулярно пользующихся ИКТ [2].

    Цель

    Изучение использования информационно-коммуникационных технологий школьниками и студентами Москвы и Архангельска для определения основных проблем охраны зрения в условиях гиперинформационного общества.

    Материал и методы

    В исследовании приняли участие 493 школьника и студента, из них 95 школьников старших классов (37 мальчиков и 58 девочек) и 398 студентов младших курсов (138 юношей и 355 девушек, из них 356 из Москвы и 137 из Архангельска). Средний возраст школьников составил 16,1 года среди мальчиков и 16,4 года среди девочек (возрастная группа 16 лет).

    Средний возраст студентов составил 19,8 года среди юношей и 20,3 года среди девушек (возрастная группа 20 лет). Школьники обучались в общеобразователь-ных организациях г. Москвы и гимназии № 12 г. Долгопрудного Московской области. Студенты обучались в ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет), ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва) и ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова» (Архангельск). Выбранные ВУЗы различаются по профилю обучения – педиатрия и математическое моделирование – и расположены в регионах, различающихся по климато-географическим и медико-социальным условиям. В исследовании был проведен анкетный опрос для оценки использования информационно-коммуникационных технологий и образа жизни, а также был изучен уровень освещенности (9 исследований для гимназии № 12 и 10 исследований для РНИМУ); оценка показателей проводилась в соответствии с нормативной документацией (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий»).

    Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета статистического анализа Statistica 10.0 (StatSoft, США).

    Результаты и обсуждение

    В результате анкетирования установлено, что и школьники, и студенты ежедневно используют различные информационно-коммуникационные технологии с применением разных гаджетов (компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон, электронная книга, аудиоплеер). Не используют информационно-коммуникационные технологии только 0,5% всех опрошенных. Наиболее популярными по использованию гаджетов являются (в порядке убывания): мобильный телефон, ноутбук, планшет, компьютер. Достоверных различий между мальчиками и девочками, юношами и девушками, школьниками и студентами не выявлено.

    Выявлено ежедневное сочетание использования гаджетов, как минимум, их два. Обязательный из них – мобильный телефон, который часто используется как персональный компьютер. Вторым гаджетом является или компьютер, или ноутбук (коэффициент сопряженности Пирсона 0,5, р<0,001), если речь идет о стационарном использовании; или ноутбук, или планшет (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3, р<0,03), если речь идет о возможности взять гаджет с собой на занятия, что зависит от имеющегося у студента или школьника гаджета. Использование ноутбука, который студент или школьник берет с собой, сочетается с использованием аудиоплеера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3, р<0,001), аналогичная ситуация наблюдается и с планшетом (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3, р<0,001). Кроме того, 14,3% опрошенных используют ежедневно и компьютер, и ноутбук; 12,8% – и компьютер, и планшет; 16,8% – и ноутбук, и планшет.

    Имеются региональные особенности использования гаджетов среди московских и архангельских студентов: ежедневно используют компьютер – 19,0 и 44,2% (p<0,05) студентов в регионах соответственно, ноутбук – 29,4 и 64,3% (p<0,05), планшет – 63,0 и 18,6% (p<0,05), электронную книгу – 16,8 и 1,5% (p<0,05), мобильный телефон – 97,8 и 98,4%, аудиоплеер – 25,2 и 17,8%. Московские студенты чаще используют переносные гаджеты с небольшим экраном (планшет), архангельские студенты чаще используют стационарные гаджеты (компьютер, ноутбук).

    Установлены достоверные различия во времени использования гаджетов юношами и девушками студентами (p<0,001). Использование гаджетов юношами-студентами составляет около 8,5 часов, а девушками-студентками около 10 часов в обычный учебный день, около 11 часов и юношами и девушками студентами. Выявлено достоверно более длительное (p<0,01) использование гаджетов студентами по сравнению со школьниками.

    Важным аспектом является длительность непрерывного использования гаджета. Достоверные различия во времени непрерывного использования гаджетов мальчиками и девочками школьниками не выявлены. Длительность непрерывного использования гаджета школьниками составляет около 1,5-2 часов. В выходные дни и каникулы это время увеличивается до 2,5 часа непрерывного использования.

    Сопоставляя эти данные с приведенными выше, можно сделать вывод, что работа с гаджетом происходит все время использования без перерыва или в лучшем случае с одним перерывом, что не соответствует гигиеническим рекомендациям. Непрерывное же использование мобильного телефона составляет 1,8 часа у мальчиков-школьников и 2,5 часа у девочек-школьниц в учебные и 3,7 – часа в выходные, праздничные и каникулярные дни.

    Установлены достоверные различия во времени непрерывного использования гаджетов юношами и девушками студентами (p<0,05). Длительность непрерывного использования гаджета студентами состав-ляет около 2 часов непрерывного использования у юношей и 2,5 часа непрерывного использования у девушек. В выходные дни и каникулы это время увеличивается до 2,3-2,8 часа непрерывного использо-вания. Сопоставляя эти данные с приведенными выше, можно сделать вывод, что работа с гаджетом происходит с использованием одного-двух перерывов, что является недостаточным, даже если обра-титься к гигиеническим рекомендациям для взрослых пользователей видеодисплейных терминалов.

    Непрерывное же использование мобильного телефона является стабильным и составляет 1,8 часа у юношей-студентов и 3,5 часа у девушек-студенток в учебные, выходные, праздничные и каникулярные дни. Выявлено достоверно более длительное непрерывное (p<0,01) использование гаджетов студентами по сравнению со школьниками.

    При использовании гаджетов у школьников и студентов возникают различные жалобы. Такие жалобы связаны с головной болью, усталостью глаз, болью в области глаз, расплывчатостью изображения, ощущениями мельканий перед глазами, т.е. жалобами, укладывающимися в понятие «астенопия».

    Жалобы на головные боли и тяжесть в голове предъявляют 26,1% школьников и 25,7% студентов.

    Жалобы на усталость глаз предъявляют 46,6% школьников и 69,8% студентов. Жалобы на боли в области глаз предъявляют 12,5% школьников и 23,6% студентов.

    Жалобы на расплывчатость изображения предъявляют 14,8% школьников и 25,3% студентов. Жалобы на ощущения мельканий перед глазами предъявляют 17,4% студентов. Жалобы на ощущение песка в глазах предъявляют 6,8% школьников и 11,5% студентов. Девочки и девушки предъявляют жалобы в 2,5-10 раз чаще.

    Сочетается, как правило, появление таких характерных астенопических жалоб, как ощущения мельканий перед глазами и ощущение песка в глазах (коэффициент сопряженности Пирсона 0,85, р<0,0003).

    Установлены достоверные различия в количестве жалоб, предъявляемых школьниками и студентами: студенты предъявляют достоверно больше жалоб (p<0,05) на боли в области глаз и расплывчатость изображения.

    У школьников жалобы наиболее часто возникают при использовании мобильного телефона и компьютера; у студентов – при использовании компьютера, ноутбука и сочетанного использования компьютера и ноутбука.

    У школьников жалобы при использовании мобильного телефона возникают при использовании до 30 минут, при использовании компьютера – через 2 часа. У студентов жалобы при использовании мобильного телефона также возникают при использовании до 30 минут и через один час – при использовании компьютера, ноутбука и сочетанного использования компьютера и ноутбука.

    При использовании гаджетов жалобы у школьников и студентов могут появиться уже в течение 30 минут использования, их число нарастает при увеличении времени использования. При использовании гаджетов более 2 часов, а это, как было указано ранее, время непрерывного использования, жалобы предъявляют 35,2% школьников и 55,3% студентов (p<0,05).

    Возникновение усталости глаз сопряжено с частотой использования компьютера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,7, р<0,001); головных болей – с частотой использования ноутбука (коэффициент сопряженности Пирсона 0,5, р<0,02); усталость глаз – с частотой использования ноутбука (коэффициент сопряженности Пирсона 0,7, р<0,001); усталость глаз – с частотой использования планшета (коэффициент сопряженности Пирсона 0,6, р<0,001); усталость глаз – с частотой использования электронной книги (коэффициент сопряженности Пирсона 0,8, р<0,01).

    После работы с гаджетами студенты и школьники ощущают усталость, причем чаще ее испытывают студенты (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3, р<0,01). Так же чаще ощущают усталость студенты, проживающие в климато-географических условиях северного региона – в Архангельске (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3, р<0,01), что объяснимо с точки зрения особенностей светового климата региона.

    При этом необходимо подчеркнуть, что 50,5% всех опрошенных студентов и школьников субъективно оценивают свое зрение как «нормальное» и 49,7% – как «сниженное». Причем среди опрошенных девочек и девушек 57,1% оценивают свое зрение как «сниженное», среди мальчиков и юношей – 33,3% соответственно, т.е. как и в случае с жалобами имеются гендерные особенности, сопряженные с полом (коэффициент сопряженности Пирсона 0,2, р<0,001).

    Среди школьников 42,3% оценивают свое зрение как «сниженное», в то же время среди студентов таких оценок больше – 51,8%.

    Но субъективная оценка школьниками и студентами никак не сопряжена с наличием у них жалоб со стороны органа зрения. Таких связей не удалось установить при статистической обработке базы данных.

    Более того, получены «противоречащие» на первый взгляд данные: так студенты, проживающие в условиях севера, чаще испытывают ощущение усталости и другие жалобы, но в целом достоверно реже оценивают свое зрение как «сниженное» (40,3% против 54,0% среди московских студентов). Однако противоречие это лишь кажущееся. Авторы убеждены, что причина – в недостаточном понимании проблемы: зачастую жалобы со стороны органа зрения никак не ассоциируется у школьника или студента с мыслью «о возможном наличии у него заболевания органа зрения», и как следствие этого, невысокая медицинская активность. Московские студенты в этом вопросе более информированы, учитывая профиль их обучения.

    Выявлена сопряженность оценки своего зрения студентами и школьниками как «сниженного» с частотой использования планшета (коэффициент сопряженности Пирсона 0,2, р<0,004). Факт, позволяющий остановиться на условиях, в которых используют ИКТ современные школьники и студенты.

    До 48,3% времени использования мобильных устройств приходится на вечернее и ночное время, что может приводить к нарушениям засыпания и уменьшению продолжительности сна.

    Зачастую гаджеты используются в местах, не предназначенных для зрительной работы (холлы и рекреационные помещения).

    Проведенные исследования физических факторов позволили установить, что уровни искусственной освещенности в кабинетах и учебных помещениях (аудиториях) соответствуют требованиям СанПиН – 300-500 лк. Однако в части холлов и рекреационных помещениях выявлено несоответствие, что связано с конструктивными особенностями помещений и работой источников освещения. Но даже при соответствии требованиям СанПиНа освещенность холлов и рекреационных помещений не способна обеспечить оптимальные для зрительной работы условия, поскольку нормируется на уровне 75-150 лк, что не предполагает осуществления зрительной работы и тем более зрительной работы с использованием гаджетов.

    Заключение

    Учитывая все вышеизложенное, необходимо констатировать, что годами сложившиеся гигиенические представления об охране зрения подрастающего поколения и гигиенические требования к длительности использования гаджетов, организации перерывов при зрительной работе, размеру экрана гаджета, уровню освещенности на рабочем месте сегодня в условиях гиперинформационного общества не выполняются.

    Не удивительно, что это приводит не только к увеличению жалоб астенопического характера, но и росту распространенности функциональных отклонений и хронических заболеваний у детей, подростков и молодежи [1, 3, 6].

    Важно отметить, что поиск наиболее эффективных форм формирования установок здорового образа жизни у подрастающего поколения в условиях образовательных организаций ведется: это может быть и работа «Кабинета охраны зрения детей», и создание волонтерского движения по вопросам охраны зрения, и традиционная работа в виде бесед, видеороликов, плакатов, памяток и т.д. [4, 5, 8].

    Проблема охраны здоровья детей, подростков и молодежи в условиях гиперинформационного общества должна решаться специалистами различных профилей (гигиенистами, офтальмологами, педиатрами, педагогами, психологами и др.). Создание единого профилактического пространства – задача объединения усилий участников образовательного процесса, бизнеса и медицинского сообщества [7, 9].

    Сведения об авторах

    Скоблина Наталья Александровна – докт. мед. наук, профессор кафедры гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава Российской Федерации;

    Милушкина Ольга Юрьевна – докт. мед. наук, доцент, зав. кафедрой кафедры гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России.

    Татаринчик Андрей Александрович – аспирант кафедры гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России.

    Федотов Денис Михайлович – канд. мед. наук, зав. лабораторией функциональных резервов организма института медико-биологических исследований САФУ, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»

    Цамерян Альфред Петрович – врач-офтальмолог, доктор медицины. Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования города Долгопрудного гимназия № 12.

    Цепляева Кира Валентиновна – директор Автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного гимназия № 12;

    Добрук Ирина Владимировна – начальник Управления образования Администрации г. Долгопрудного.

    Скоблина Елена Вадимовна – лаборант НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «ННПЦЗД» Минздрава России


Страница источника: 5-9


«Живая хирургия» в рамках XXVII научно-практической  конференции офтальмологов«Живая хирургия» в рамках XXVII научно-практической конфере...

ХVII Ежегодный конгресс  Российского глаукомного общества «Вместе против слепоты. Семнадцать мгновений зимы»ХVII Ежегодный конгресс Российского глаукомного общества «В...

Пироговский офтальмологический форум. Ежегодная научно-практическая конференцияПироговский офтальмологический форум. Ежегодная научно-практ...

Школа рефракционного хирурга. Сателлитный симпозиум компании «Алкон»Школа рефракционного хирурга. Сателлитный симпозиум компании...

Сложные и нестандартные случаи в хирургии катаракты. Видеосимпозиум в формате 3DСложные и нестандартные случаи в хирургии катаракты. Видеоси...

«Живая хирургия» компании «НанОптика»«Живая хирургия» компании «НанОптика»

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракци...

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках XII Российского общенационал...

Федоровские чтения - 2019 XVI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2019 XVI Всероссийская научно-практичес...

Актуальные проблемы офтальмологии XIV Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XIV Всероссийская научная ...

Современные тенденции развития офтальмологии - фундаментально-прикладные аспекты Всероссийская научно-практическая конференцияСовременные тенденции развития офтальмологии - фундаментальн...

Восток – Запад 2019 Международная конференция по офтальмологииВосток – Запад 2019 Международная конференция по офтальмологии

Академия ZiemerАкадемия Ziemer

Белые ночи - 2019 Сателлитные симпозиумы в рамках XXV Международного офтальмологического конгрессаБелые ночи - 2019 Сателлитные симпозиумы в рамках XXV Междун...

Новые технологии в офтальмологии - 2019 Всероссийская научно-практическая конференцияНовые технологии в офтальмологии - 2019 Всероссийская научно...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии – 2019 ХVII Всероссийская научно-практическаяконференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии –...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2019»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Роговица III. Инновации  лазерной коррекции зрения и кератопластикиРоговица III. Инновации лазерной коррекции зрения и кератоп...

ХVI Ежегодный конгресс Российского глаукомного общества «Вместе против слепоты»ХVI Ежегодный конгресс Российского глаукомного общества «Вме...

Сессии в рамках III Всероссийского конгресса «Аутоимунные и иммунодефицитные заболевания»Сессии в рамках III Всероссийского конгресса «Аутоимунные и ...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2018Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2018»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

«Живая» хирургия в рамках конференции  «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2018»«Живая» хирургия в рамках конференции «Современные технолог...

Сателлитные симпозиумы в рамках XI Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках XI Российского общенациональ...

Федоровские чтения - 2018 XV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2018 XV Всероссийская научно-практическ...

Актуальные проблемы офтальмологии XIII Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XIII Всероссийская научная...

Восток – Запад 2018  Международная конференция по офтальмологииВосток – Запад 2018 Международная конференция по офтальмологии

«Живая хирургия» в рамках конференции «Белые ночи - 2018»«Живая хирургия» в рамках конференции «Белые ночи - 2018»

Белые ночи - 2018 Сателлитные симпозиумы в рамках XXIV Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2018 Сателлитные симпозиумы в рамках XXIV Между...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Невские горизонты -  2018»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Невские горизон...

Сателлитные симпозиумы в рамках VIII ЕАКОСателлитные симпозиумы в рамках VIII ЕАКО