Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст
УДК:5. УДК 617.751.65

DOI: https://doi.org/10.25276/2686-6986-2018-2-34-36

Метод ликвидации сенсорной депривации с использованием цветных и контрастных стимулов в комплексе лечения амблиопии у детей дошкольного возраста


1Екатеринбургский центр МНТК «Микрохирургия глаза»

    Актуальность

    По своей природе амблиопия – одна из разновидностей функциональной патологии высших отделов центральной нервной системы, патофизиологическую основу которой составляет стойкое корковое торможение функций центрального зрения, развившееся вследствие сенсорной депривации в раннем детском возрасте. По мере изучения патогенеза и клиники снижения центрального зрения при амблиопии был выявлен и ряд других свойственных этому состоянию расстройств центрального и периферического зрения, свето- и цветоощущения, электрической чувствительности и лабильности, а также аккомодационной способности.

    В комплекс мероприятий по лечению амблиопии любого генеза – рефракционной, обскурационной, дисбинокулярной, анизометропической или смешанного типа – входят назначение адекватной оптической коррекции, курсы аппаратного плеопто-ортоптического лечения в КОДЗ, а также плеоптическое лечение в домашних условиях.

    На фоне появления новых аппаратов для лечебных курсов (БОС-терапия, лазерстимуляция с помощью спекл-структуры и др.) в условиях специализированных отделений применение прямой окклюзии, описанной А. Домбржанским еще в 1829 г., остается наиболее распространенным, доступным, простым и эффективным методом лечения амблиопии в сенситивном возрасте, так как позволяет добиться разрушения сформированных патологических межнейрональных взаимодействий на различных уровнях зрительной системы – от сенсорной сетчатки до наружных коленчатых тел и центральных отделов в затылочной доле коры головного мозга.

    Цель

    Представить результаты использования разработанной нами «Тетради ученика школы зрения» совместно с домашним плеоптическим лечением у детей с амблиопией.

    Материал и методы

    «Тетрадь ученика школы зрения», разрабо-танная в рамках офтальмологической концепции «Школа зрения» с учетом возраста пациентов и степени отклонения остроты зрения от возрастных нормативов, представляет собой сборник заданий различного уровня сложности, сочетающих в себе развитие логического мышления, внимательности и зрительной нагрузки на близком расстоянии. Метод домашнего лечения с использованием данного пособия основан на выключении из акта зрения лучше видящего глаза и одновременной стимуляции открытого глаза с помощью цветных и черно-белых различных по размеру, форме и контрастности стимулов, представленных в тетради в виде графических заданий.

    В группу исследования вошли 10 детей (15 глаз), из них 6 девочек и 4 мальчика с рефракционной амблиопией слабой степени. Возраст от 4 до 6 лет, средний возраст 4,9 лет. Гиперметропия средней степени имела место в 10 глазах, гиперметропия высокой степени – в 3 глазах, смешанный астигматизм – в 2 глазах, у двоих пациентов нарушение рефракции сочеталось с содружественным сходящимся монолатеральным косоглазием.

    Срок наблюдения пациентов в ООДЗ № 1 составил от 4 до 9 месяцев, срок использования «Тетради ученика школы зрения» совместно с регулярной окклюзией по предписанному доктором режиму составил от 1 до 3 месяцев.

    Результаты и обсуждение

    Острота зрения до лечения составляла от 0,5 до 0,8 (в среднем 0,59 ± 0,021), после лечения от 0,7 до 0,95 (в среднем 0,84 ± 0,018) p≤0,001. До начала занятий по «Тетради ученика школы зрения» пациентам исследуемой группы уже было рекомендовано применение окклюзии. Все пациенты из группы наблюдения ранее испытывали сложности с регулярным ношением окклюдера, что зачастую было связано с нежеланием ребенка носить «заклейку», отсутствием у родителей четкого понимания, для каких целей и в какие сроки должно проводиться лечение, трудностями интеграции процесса домашнего лечения в привычный режим жизни ребенка и родителей.

    При оценке результатов лечения с использованием «Тетради ученика школы зрения» уделялось внимание оценке родителями мотивирующего эффекта пособия, удобства его использования, уровня сложности подобранных заданий.

    Все родители отметили повышение интереса детей к процессу домашних занятий, желание скорее справиться с заданиями и представить заполненную тетрадь на проверку врачу.

    Положительные результаты по повышению остроты зрения в короткие сроки мы связываем с регулярностью использования окклюзии, положительным настроем маленького пациента, его заинтересованностью в лечении.

    Заключение

    Разработанная в рамках офтальмологического проекта «Школа зрения» специализированная «Тетрадь ученика школы зрения» является доступным, интересным для ребенка развивающим пособием, позволяет мотивировать ребенка, нуждающегося в использовании окклюдера для лечения амблиопии, упрощает процесс домашних занятий, помогает систематизировать домашнее лечение, повышает результаты плеоптического лечения.


Страница источника: 34-36


«Живая хирургия» в рамках XXVII научно-практической  конференции офтальмологов«Живая хирургия» в рамках XXVII научно-практической конфере...

ХVII Ежегодный конгресс  Российского глаукомного общества «Вместе против слепоты. Семнадцать мгновений зимы»ХVII Ежегодный конгресс Российского глаукомного общества «В...

Пироговский офтальмологический форум. Ежегодная научно-практическая конференцияПироговский офтальмологический форум. Ежегодная научно-практ...

Школа рефракционного хирурга. Сателлитный симпозиум компании «Алкон»Школа рефракционного хирурга. Сателлитный симпозиум компании...

Сложные и нестандартные случаи в хирургии катаракты. Видеосимпозиум в формате 3DСложные и нестандартные случаи в хирургии катаракты. Видеоси...

«Живая хирургия» компании «НанОптика»«Живая хирургия» компании «НанОптика»

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии - 2019Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракци...

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках XII Российского общенационал...

Федоровские чтения - 2019 XVI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2019 XVI Всероссийская научно-практичес...

Актуальные проблемы офтальмологии XIV Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XIV Всероссийская научная ...

Современные тенденции развития офтальмологии - фундаментально-прикладные аспекты Всероссийская научно-практическая конференцияСовременные тенденции развития офтальмологии - фундаментальн...

Восток – Запад 2019 Международная конференция по офтальмологииВосток – Запад 2019 Международная конференция по офтальмологии

Академия ZiemerАкадемия Ziemer

Белые ночи - 2019 Сателлитные симпозиумы в рамках XXV Международного офтальмологического конгрессаБелые ночи - 2019 Сателлитные симпозиумы в рамках XXV Междун...

Новые технологии в офтальмологии - 2019 Всероссийская научно-практическая конференцияНовые технологии в офтальмологии - 2019 Всероссийская научно...

Современные технологии лечения витреоретинальной патологии – 2019 ХVII Всероссийская научно-практическаяконференция с международным участиемСовременные технологии лечения витреоретинальной патологии –...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии - 2019»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

Роговица III. Инновации  лазерной коррекции зрения и кератопластикиРоговица III. Инновации лазерной коррекции зрения и кератоп...

ХVI Ежегодный конгресс Российского глаукомного общества «Вместе против слепоты»ХVI Ежегодный конгресс Российского глаукомного общества «Вме...

Сессии в рамках III Всероссийского конгресса «Аутоимунные и иммунодефицитные заболевания»Сессии в рамках III Всероссийского конгресса «Аутоимунные и ...

Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2018Современные технологии катарактальной и рефракционной хирург...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2018»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Современные тех...

«Живая» хирургия в рамках конференции  «Современные технологии катарактальной и рефракционной хирургии - 2018»«Живая» хирургия в рамках конференции «Современные технолог...

Сателлитные симпозиумы в рамках XI Российского общенационального офтальмологического форумаСателлитные симпозиумы в рамках XI Российского общенациональ...

Федоровские чтения - 2018 XV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участиемФедоровские чтения - 2018 XV Всероссийская научно-практическ...

Актуальные проблемы офтальмологии XIII Всероссийская научная конференция молодых ученыхАктуальные проблемы офтальмологии XIII Всероссийская научная...

Восток – Запад 2018  Международная конференция по офтальмологииВосток – Запад 2018 Международная конференция по офтальмологии

«Живая хирургия» в рамках конференции «Белые ночи - 2018»«Живая хирургия» в рамках конференции «Белые ночи - 2018»

Белые ночи - 2018 Сателлитные симпозиумы в рамках XXIV Международного офтальмологического конгресса Белые ночи - 2018 Сателлитные симпозиумы в рамках XXIV Между...

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Невские горизонты -  2018»Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Невские горизон...

Сателлитные симпозиумы в рамках VIII ЕАКОСателлитные симпозиумы в рамках VIII ЕАКО