Онлайн доклады

Онлайн доклады

Научно-образовательные вебинары

Научно-образовательные вебинары

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Конгресс

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Конференция

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Пироговский офтальмологический форум

Конференция

Пироговский офтальмологический форум

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Онлайн доклады

Онлайн доклады

Научно-образовательные вебинары

Научно-образовательные вебинары

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ-2020

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Конгресс

Расширенное заседание Экспертного Совета по проблемам глаукомы и группы «Научный авангард»

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Сателлитные симпозиумы в рамках XII Съезда Общества офтальмологов России

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Конференция

Современные технологии лечения заболеваний глаз. Научно-практическая конференция

Пироговский офтальмологический форум

Конференция

Пироговский офтальмологический форум

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики и хирургического лечения патологии заднего отдела глазного яблока и зрительного нерва Межрегиональная научно-практическая конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Инновационные технологии диагностики, терапии и хирургии патологии переднего отдела глазного яблока, глаукомы и придаточного аппарата органа зрения Межрегиональная научно-практическая конференция

Все видео...

Дистантное скрининговое обследование зрения школьников: итоги и перспективы


Актуальность
Отсутствие оптимального диспансерного контроля зрения у детей влечет за собой несвоевременное назначение лечебных и профилактических мероприятий, что приводит к росту заболеваемости. Разработанная и внедренная в практику программа дистантного скринингового обследования зрения школьников позволяет на ранних этапах эффективно выявлять патологию. Широкий интерес, проявленный к внедрению этой программы на региональном и федеральном уровне, требует дальнейшего программного и методологического совершенствования.

Цель
Провести анализ эффективности дистантного скринингового обследования зрения у школьников, наметить пути эффективного ее внедрения в практику на региональном и федеральном уровне.

Материалы и методы
Создана программа для ЭВМ: Программа для дистантного скринингового обследования зрения (ДВС). Программа позволяет в интерактивном режиме проводить четыре вида обследования:
1. Исследование остроты зрения. Применяется аналог тестовой таблицы оптометрических оптотипов Ландольта. Общепринято, что эти оптотипы являются наиболее достоверными при исследовании остроты зрения. Угловой размер оптотипов задается при количественной верификации тест-полоски перед проведением исследования работником школы, ответственным за проведение скрининга. Количество оптотипов, предъявляемых пациенту и количество допустимых ошибок, строго соответствует мировому стандарту при исследовании остроты зрения в офтальмологическом кабинете.
2. Определение состояния рефракции школьника на момент проведения обследования, ее сдвиг в сторону гиперметропии или миопии. Это дуохромный тест: напомним, что близорукий человек видит четче те оптотипы, которые расположены на красном фоне, а дальнозоркий на зеленом. Тест является весьма значимым с учетом того, что контроль рефракции на фоне школьной зрительной нагрузки позволяет судить о функциональной готовности ребенка к ней. Контрольное полное офтальмологическое обследование в ряде случаев не подтверждает наличие близорукости, но выявленное при скрининге зрительное перенапряжение позволяет судить о высоком риске возникновении миопии.
3. Выявление астигматизма с помощью оценки четкости видения разнонаправленных отрезков лучистой фигуры. Если оптика физиологически относительно симметрична, то обследуемый не будет указывать на эти различия.
4. Тест Амслера позволяет косвенно исключить или выявить патологию макулярной зоны — участка сетчатки, ответственного за состояние центрального зрения.
Результаты обследования автоматически заносятся в базу данных и хранятся в ней. Особенности введения паспортных данных обследуемых позволяют контролировать результаты скрининга вне зависимости от того, продолжает ли ребенок обучаться в этой школе или другой после смены места жительства.
Регламент проведения скрининга подразумевает использование программы, размещенной на сайте нашей клиники с использованием интернета.
Обследование проводится в компьютерном классе одномоментно группе из 5 школьников. В зависимости от количества проводимых тестов обследование занимает от 4 до 8 минут. Таким образом, за один академический урок возможно проведение скринингового обследования зрения всем ученикам одного класса общеобразовательной школы (30–40 человек).
Проведение скринингового обследования школьников согласовано с главными управлениями здравоохранения, образования, связи и информатизации мэрии г. Новосибирска, родительскими комитетами школ.
Проводятся следующие организационные мероприятия:
1. Управление и районные отделы образования:
— координация организационных мероприятий;
— согласование сроков проведения скрининга;
— информационные письма директорам школ.
2. Директора, завучи, учителя информатики:
— инструктаж по использованию программы;
— регламент проведения скрининга;
— приведение в соответствие материально-технического и программного обеспечения.
3. Классные руководители:
— информационное согласие родителей на проведение скринингового обследования;
— доведение до их сведения результатов скрининга и рекомендаций.

Результаты
В пилотном проекте приняли участие
8.средних общеобразовательных школ г. Новосибирска. За три недели было проведено обследование зрения 3017 ученикам. 870 школьникам проверка зрения была проведена дважды (в начале и в конце учебного года, как это планируется при повсеместном внедрении технологии).
Для сравнения, в течение 8 лет выездными бригадами нашего филиала было проведено офтальмологическое обследование 26829 школьникам и учащимся колледжей. Таким образом, предложенная методика дала возможность повысить эффективность скринингового обследования зрения школьников более чем в 9 раз. Теоретически при организованно проведенном обследовании за один месяц можно провести скрининг зрения всех школьников г. Новосибирска (около 1.0 тыс. человек).
Было выявлено нарушение зрения у 1497 школьников (49,6%, в том числе у 7% детей начальных классов). Достоверность скрининга составила
9.% из числа с нарушением зрения и 100% — без нарушения. Это было подтверждено выборочным обследованием остроты зрения и рефракции врачебной бригадой на выезде.
При анализе причин этих артефактов было установлено несколько их причин:
— отклонение от разработанного регламента скрининга, который хоть и протекает в игровой форме, но все же требует соблюдения четких действий от учащихся и должного контроля со стороны ответственного;
— низкий технический уровень оснащения компьютерных классов, в первую очередь использование мониторов 13 дюймов по диагонали на основе лучевых трубок, исчерпавших свой ресурс;
— проблемы с интернет-связью, не обеспеченной интернет-провайдерами на должном заявленном уровне.
Технические проблемы могут быть устранены на этапе тестирования возможностей компьютерных классов.
Регламент четко разработан и прописан в инструкции, и должен неукоснительно соблюдаться при проведении обследования.
Проведено адресное полное офтальмологическое обследование 614 человек из числа учащихся с выявленными нарушениями зрения. Это является вторым этапом в планируемой нами системе мероприятий диспансеризации школьников.
Было установлено, что 450 из них нуждается в хирургическом или консервативном лечении. Фактически было проведено бесплатное для родителей лечение 125 школьникам.
В процессе работы и анализе результатов скрининга были намечены и уже частично воплощены перспективные разработки предложенной нами программы:
1. Скрининговое исследование функций бинокулярного зрения.
Актуальность: высокая вероятность нарушения бинокулярного зрения при высокой остроте зрения.
Привлекаемые средства:
— очки Ланкастера (ведомственная целевая государственная программа (ЦГП), ООО Центр детского зрения «Илария» (ЦДЗ));
— разработка программного обеспечения (Новосибирского филиала ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова Росмедтехнологии»).
2. Скрининговое исследование аномалий переднего отрезка и придаточного аппарата глаз.
Актуальность: визуализация патологии (лейкома, птоз, косоглазие и т. д.).
Привлекаемые средства:
— веб-камера (ЦГП);
— создание специализированного блока программы с базой видеоданных (НФ ФГУ МНТК);
— анализ базы видеоданных офтальмологами (НФ ФГУ МНТК — телемедицина).
3. Контроль соблюдения расстояния до монитора, с которого происходит скрининговое обследование.
Актуальность: Повышение качества скринингового обследования.
Привлекаемые средства:
— веб-камера (ЦГП);
— оправа с тест-полоской (ЦГП, НФ ФГУ МНТК, ЦДЗ);
— разработка программного обеспечения (НФ ФГУ МНТК).
4. Внесение адреса обследуемого.
Актуальность: возможность информирования непосредственно родителей о необходимости полного обследования их детей, разъяснительная и координационная работа.
Привлекаемые средства:
— расширение объема паспортной части программы (НФ ФГУ МНТК — регистрация, выполнено).
5. Расширение базы данных о средних учебных учреждениях Российской Федерации.
Актуальность: высокий интерес к внедрению программы субъектов федерации.
Привлекаемые средства:
— расширение объема паспортной части программы (НФ ФГУ МНТК, выполнено);
— персональный доступ через логин и пароль для каждой школы (НФ ФГУ МНТК, выполнено).
6. Скрининговое исследование зрения дошкольников.
Актуальность: высокий уровень близорукости у детей начальных классов.
Привлекаемые средства: разработка тестовой части программы для детей дошкольного возраста (НФ ФГУ МНТК).
7. Совмещение базовой программы с дополнительным скрининговым диагностическим оборудованием.
Актуальность: объективное выявление аметропии даже при высокой остроте зрения.
Привлекаемые средства:
— бинокулярный рефрактометр Plusoptix (ЦГП, ЦДЗ);
— разработка программного обеспечения совмещающего 2 базы данных (НФ ФГУ МНТК).

Выводы
Предлагаемая комплексная целевая программа позволяет:
— своевременно и в большем количестве выявлять школьников со сниженным зрением;
— адресно, эффективно оказать необходимую специализированную офтальмологическую помощь;
— контролировать в течение всего периода обучения состояние зрения школьников;
— выявлять учреждения с нарушением норм СанПиНа.

Просмотров: 44356