Онлайн доклады

Онлайн доклады

Юбилейная X научно-практическая конференция, посвященная 35-летию Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова»

Юбилейная X научно-практическая конференция, посвященная 35-летию Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова»

Шовная фиксация ИОЛ

Мастер класс

Шовная фиксация ИОЛ

Сателлитные симпозиумы в рамках I Дальневосточного офтальмологического саммита

Сателлитные симпозиумы в рамках I Дальневосточного офтальмологического саммита

Рефракционная хирургия хрусталика. Точно в цель. Научно-практический семинар

Рефракционная хирургия хрусталика. Точно в цель. Научно-практический семинар

Восток - Запад 2022 Международная конференция по офтальмологии

Восток - Запад 2022 Международная конференция по офтальмологии

Целевые уровни ВГД в терапии глаукомы

Вебинар

Целевые уровни ВГД в терапии глаукомы

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции «Невские горизонты - 2022»

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции «Невские горизонты - 2022»

Новые технологии в офтальмологии 2022

Новые технологии в офтальмологии 2022

ОКТ: новые горизонты

Сателлитный симпозиум

ОКТ: новые горизонты

Превентивная интрасклеральная фланцевая фиксация ИОЛ при подвывихе хрусталика

Вебинар

Превентивная интрасклеральная фланцевая фиксация ИОЛ при подвывихе хрусталика

Лечение глаукомы: инновационный вектор - 2022. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Лечение глаукомы: инновационный вектор - 2022. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Вебинар компании «Rayner»

Вебинар компании «Rayner»

Цикл онлайн дискуссий компании «Акрихин» «О глаукоме и ВМД в прямом эфире»

Цикл онлайн дискуссий компании «Акрихин» «О глаукоме и ВМД в прямом эфире»

Алгоритм ведения пациентов с астенопией после кераторефракционных операций

Вебинар

Алгоритм ведения пациентов с астенопией после кераторефракционных операций

Cовременные технологии диагностики патологий заднего отдела глаза

Сателлитный симпозиум

Cовременные технологии диагностики патологий заднего отдела глаза

Вебинары компании  «Акрихин»

Вебинары компании «Акрихин»

Снижение концентрации «Бримонидина», как новое решение в терапии у пациентов с глаукомой

Вебинар

Снижение концентрации «Бримонидина», как новое решение в терапии у пациентов с глаукомой

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Актуальные вопросы офтальмологии: в фокусе – роговица

Вебинар

Актуальные вопросы офтальмологии: в фокусе – роговица

XIX Конгресс Российского глаукомного общества  «19+ Друзей Президента»

XIX Конгресс Российского глаукомного общества «19+ Друзей Президента»

Пироговский офтальмологический форум

Пироговский офтальмологический форум

Кератиты, язвы роговицы

Вебинар

Кератиты, язвы роговицы

Актуальные вопросы офтальмологии

Вебинар

Актуальные вопросы офтальмологии

Всероссийский консилиум. Периоперационное ведение пациентов с глаукомой

Сателлитный симпозиум

Всероссийский консилиум. Периоперационное ведение пациентов с глаукомой

Трансплантация роговично-протезного комплекса у пациента с васкуляризированным бельмом роговицы

Трансплантация роговично-протезного комплекса у пациента с васкуляризированным бельмом роговицы

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Онлайн доклады

Онлайн доклады

Юбилейная X научно-практическая конференция, посвященная 35-летию Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова»

Юбилейная X научно-практическая конференция, посвященная 35-летию Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова»

Шовная фиксация ИОЛ

Мастер класс

Шовная фиксация ИОЛ

Сателлитные симпозиумы в рамках I Дальневосточного офтальмологического саммита

Сателлитные симпозиумы в рамках I Дальневосточного офтальмологического саммита

Рефракционная хирургия хрусталика. Точно в цель. Научно-практический семинар

Рефракционная хирургия хрусталика. Точно в цель. Научно-практический семинар

Восток - Запад 2022 Международная конференция по офтальмологии

Восток - Запад 2022 Международная конференция по офтальмологии

Целевые уровни ВГД в терапии глаукомы

Вебинар

Целевые уровни ВГД в терапии глаукомы

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции «Невские горизонты - 2022»

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции «Невские горизонты - 2022»

Новые технологии в офтальмологии 2022

Новые технологии в офтальмологии 2022

ОКТ: новые горизонты

Сателлитный симпозиум

ОКТ: новые горизонты

Превентивная интрасклеральная фланцевая фиксация ИОЛ при подвывихе хрусталика

Вебинар

Превентивная интрасклеральная фланцевая фиксация ИОЛ при подвывихе хрусталика

Лечение глаукомы: инновационный вектор - 2022. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Лечение глаукомы: инновационный вектор - 2022. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Вебинар компании «Rayner»

Вебинар компании «Rayner»

Цикл онлайн дискуссий компании «Акрихин» «О глаукоме и ВМД в прямом эфире»

Цикл онлайн дискуссий компании «Акрихин» «О глаукоме и ВМД в прямом эфире»

Все видео...
 Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст
УДК:617.753.2

Особенности развития рефракции школьников по мере увеличения учебного стажа


Число детей с расстройствами зрения возрастает с каждым годом. Это обусловлено увеличившейся нагрузкой, которая складывается из зрительной работы, необходимой для освоения традиционной школьной программы, и зрительной работы, связанной с использованием электронных средств отображения информации (компьютеры, мобильные телефоны, всевозможные игровые электронные приставки и др.).
Непосильные зрительные нагрузки испытывают дети еще в дошкольном возрасте, посещая подготовительные группы, что требует значительного напряжения аккомодации. У детей в раннем возрасте цилиарная мышца не развита [5]. Это проявляется в недостаточной дифференциации мышечных групп, незаконченном развитии иннервации, слабой сократительной способности мышцы. Формирование рефракции и аппарата аккомодации продолжается до подросткового возраста [10].
В связи с ранним обучением детей дошкольного возраста чтению, миопия среди детей дошкольного возраста, посещавших подготовительные группы гимназии, составила 3,3-5,0% среди мальчиков и 6,6% среди девочек [8].
По данным Э.С. Аветисова (1986), по мере возрастания школьного стажа, частота близорукости возрастает и ко времени окончания школы составляет от 11,4 до 23,7% [1]. У городских школьников близорукость возникает раньше — в 8,92±0,17 лет, чем у сельских — в 9,25±0,24 лет [4]. Ежегодный прирост числа детей с миопией в современных общеобразовательных школах достигает 5%, при этом увеличивается частота возникновения дистрофических изменений в центральной и периферических отделах глазного дна [9]. Миопическая рефракция склонна к прогрессированию и развитию осложнений. По своему течению и прогнозу близорукость далеко не однородна. Среди лиц с миопией близорукость высокой степени выявляется в 10-17% случаев [1], а доля наиболее тяжелых, инвалидизирующих форм (патологическая, дегенеративная миопия) составляет около 2% в структуре близорукости [2].
Часто близорукость сочетается с другими расстройствами здоровья школьников, и вероятность ее развития в значительной степени зависит от природных условий, в которых проживают учащиеся. Так у школьников 7-16 лет общеобразовательной школы г. Москвы на основании анализа медицинских карт установлено, что приобретенная близорукость составляет 20,3% от общего количества учащихся данной школы, из них в 92,6% близорукость сочетается с экстраокулярной патологией [6]. В условиях Севера вероятность развития миопии у детей 10-14-летнего возраста составляет 41,9% [7].
Увеличение числа школьников с близорукостью отмечается и в зарубежных странах. У австралийских школьников в 6 лет эмметропия встречалась в 86,5% случаев, гиперметропия — в 12,2% случаев, миопия — в 1,3% случаев. В 12 лет уменьшилось число школьников с эмметропией (83,5%) и гиперметропией (4,3%), а число детей с миопией возросло до 12,2% случаев [11]. На Тайване число детей с близорукостью составляет 70%, из них в 15% случаев она достигает высокой степени [12, 13].
Целью данной работы явилось выявление рефракционных нарушений у учащихся общеобразовательной школы г. Москвы.

Материал и методы

Проведено обследование 601 учащегося (1202 глаза) школы № 1115 г. Москвы в возрасте от 7 до 17 лет. Каждому школьнику проводилась визометрия с помощью проектора знаков SHIN-NIPPON CP-500 (Япония), осмотр переднего отрезка глаза и глазного дна, определялся характер бинокулярного зрения по «четырехточечному цветотесту». Рефрактометрия проводилась на автоматическом рефрактометре «открытого поля зрения» SHIN-NIPPON модели NVISION-K.5001 (Япония). Для этого устанавливался тест-объект так, чтобы направление взгляда исследуемого совпадало с оптической осью прибора, производилась центровка изображения меток на мониторе и изображения центра глаза. Данное исследование проводилось без циклоплегии при бинокулярной фиксации тест-объекта, который устанавливался на расстоянии 5 м от пациента. Преимуществами данного прибора является возможность проводить рефрактометрию в естественных условиях, исключая излишнее напряжение аккомодации — приборную миопию, которая возникает при исследовании с помощью традиционных авторефрактометров. В группу школьников с эмметропической рефракцией включали пациентов с рефракцией от 0 до +0,75 дптр по величине сферического эквивалента. В группу пациентов с гиперметропической рефракцией вошли школьники с рефракцией от +0,75 дптр и выше, в группу с миопической рефракцией — от –0,25 дптр и выше. В группу детей с миопической рефракцией вошли не только лица с явной миопией, но и с напряжением аккомодации при зрении вдаль (псевдомиопией). Статистическую обработку данных обследования проводили на персональном компьютере с использованием стандартных статистических программ Excel [3].

Результаты и обсуждение

При общем офтальмологическом обследовании школьников расстройства бинокулярного зрения были выявлены в 1,5% случаев, нарушения фории — в 4% случаев, доброкачественные новообразования век, конъюнктивы, радужки (в виде папиллом, невуса) — в 0,5% случаев, заболевания переднего отрезка глаза (воспалительного характера) — в 1,5% случаев, патология оптических сред глаза — в 0,17% случаев, патология сетчатки не выявлена, только в 22,6% случаев были выявлены анатомо-физиологические особенности строения сетчатки при всех видах рефракции (расширенная экскавация ДЗН, перипапиллярная атрофия хориоидеи, аномальное вхождение диска зрительного нерва, гиперпигментация глазного дна), гипоплазия ДЗН — в 0,5% случаев. Основным расстройством у школьников было снижение остроты зрения, связанное с рефракционными нарушениями. Под рефракционными нарушениями понимается наличие аметропии и расстройства в работе аккомодационной системы.
В табл. 1 представлены величины остроты зрения и оптимальной очковой коррекции, дающей максимальную остроту зрения, у школьников разного возраста. Из-за малого числа школьников 10-11 классов их объединили в одну группу (16-17 лет).
Из табл. 1 видно, что не корригированная острота зрения достоверно снижается на 0,19 к окончанию школы (p<0,001). В 1 классе она в среднем равнялась 0,89±0,02, в 10-11 классах — 0,70±0,05.
По мере увеличения школьного стажа оптимальная оптическая коррекция, дающая максимальную остроту зрения, постепенно усиливалась с –0,12±0,08 дптр в 1 классе до –0,66±0,20 дптр в 10-11 классах. Таким образом, в среднем по школе за 11 лет учебы рефракция достоверно усилилась в среднем на 0,54 дптр (р<0,005).
Вид клинической рефракции глаза определяли по сферическому эквиваленту, который рассчитывали на основании данных автоматического рефрактометра «открытого поля». Распределение школьников по видам рефракции представлено в табл. 2.
Из данных табл. 2 видно, что по мере возрастания учебного стажа с 1 по 11 класс число школьников с эмметропической рефракцией уменьшилось на 33,7%, число школьников с гиперметропической рефракцией колебалось от 9,6 до 2,0% в зависимости от возрастной группы, а число школьников с миопической рефракцией возросло на 34,4%.
Замечено, что у школьников 7 лет (1 класс) миопическая рефракция встречается достаточно часто — в 7,8% случаев, что может быть связанно с ранним обучением и подготовкой детей к школе. Уже у 8-летних детей непосильная зрительная нагрузка приводит к возрастанию числа лиц с миопической рефракцией до 20,0%. По мере увеличения школьного стажа число детей с миопической рефракцией возрастает. В среднем по школе распределение детей по видам рефракции было следующим: эмметропия — 68,0%, гиперметропия — 3,7%, миопия — 28,3%. Таким образом, почти у 1/3 детей общеобразовательной школы г. Москвы развивается миопическая рефракция
В табл. 3 представлены данные изменения величины рефракции в разных возрастных группах.
По мере возрастания школьного стажа величина миопии достоверно увеличилась на 0,61 дптр (p<0,001), при гиперметропии не произошло достоверных изменений, а при эмметропии рефракция достоверно усилилась на 0,13 дптр (p<0,002).
Астигматизм у школьников встречался в 81,0% случаев, из них в 49,1% — прямого типа, 14,9% — обратного и 17,0% — с косыми осями. Астигматизм отсутствовал в 19,0% случаев. В 65,7% случаев астигматизм был физиологическим (от 0,25 до 0,75 дптр), в 15,3% он составил в среднем 1,02±0,17 (от 0,75 до 3,75 дптр).

Выводы

1. У детей общеобразовательной школы г. Москвы в 28,3% имеется миопия и псевдомиопия, которые являются основной причиной снижения остроты зрения. Резкое увеличение числа школьников с миопической установкой глаза происходит уже у детей начальной школы: в 7 лет миопия встречалась в 7,8% случаев, в 8 лет — в 20% случаев, что указывает на чрезмерные зрительные перегрузки.
2. Выявленные расстройства в зрительной системе школьников указывают на необходимость разработки гигиенических условий зрительной работы, снижающих зрительное перенапряжение детей и разработку методов снижения зрительного утомления непосредственно во время обучения.

OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article8342
Просмотров: 4727



Johnson & Johnson
Bausch + Lomb
Reper
NorthStar
ЭТП
Rayner
Senju
Фармстандарт
Гельтек
santen
Акрихин
Ziemer
Eyetec
МАМО
Tradomed
Nanoptika
R-optics
Фокус
sentiss
nidek