Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
«Наш музей - один из самых удобных на территории России». Интервью с Ириной Мариновой, менеджером инклюзивных программ по работе с незрячими и слабовидящими посетителями музея современного искусства «Гараж»
Мы продолжаем освещать тему искусства в офтальмологии, в рамках которой побеседовали с Ириной Мариновой, менеджером инклюзивных программ по работе с незрячими и слабовидящими посетителями музея современного искусства «Гараж».
Музей славится масштабными выставочными проектами и, по данным Википедии, занимает пятое место среди музеев Москвы, будучи одной из крупнейших площадок современного искусства в Европе. Организаторы музея тщательно продумывают и разрабатывают программы для людей с ограниченными возможностями, делая искусство доступным для всех категорий населения.
– «Гараж» – это место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю». Так звучит слоган музея. И я предлагаю начать наше интервью с рассказа об истории возникновения самого музея.
– Наш музей был основан в 2008 г. Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. Именно тогда, в 2008 г., в здании Бахметьевского автобусного парка открылось выставочное пространство «Гараж», где была организована ретроспективная экспозиция известных российских художников-концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых. Это было событие в мире культуры и искусства!
В 2014 г. Центр современной культуры «Гараж» сменил имя на Музей современного искусства «Гараж», что отражает главную цель сооснователей музея – знакомство широкой публики с произведениями ныне живущих художников и материалами по истории искусства.
В 2015 г., когда «Гараж» переехал в свое первое постоянное здание на территории Парка Горького, был создан инклюзивный отдел, в котором я занимаюсь работой с незрячими и слабовидящими посетителями. Один из аспектов инклюзии – адаптация пространства и контента, за которые я, в частности, и отвечаю и о которых с удовольствием расскажу.
– Насколько музей «Гараж» удобен для людей с ограниченными возможностями?
– Для начала мне хотелось бы акцентировать внимание на том, что в мы в музее придерживаемся социальной модели понимания инвалидности и не употребляем термин «люди с ограниченными возможностями». Мы пользуемся формулировкой «люди с инвалидностью» – на наш взгляд, она выглядит корректнее.
Могу сказать, что наш музей – один из самых удобных музеев на территории Российской Федерации. Вход к нам находится на уровне земли, что делает посещение музея доступным для людей на инвалидных колясках, имеется лифт, который ведет из атриума на выставочный этаж, туалет для людей с инвалидностью, наши сотрудники регулярно проходят специальные тренинги, в том числе, например, обучаются основам русского жестового языка (РЖЯ). То есть даже с бытовой точки зрения мы действительно отличное место, где человек может с удовольствием провести время независимо от наличия или отсутствия у него инвалидности.
Мы также стараемся делать доступный контент для всех наших мероприятий, например лекции всегда переводятся на РЖЯ, тактильные экскурсии готовятся ко всем выставкам и т.п.
– Какие проекты музей проводит для слабовидящих людей?
– Мы стараемся сделать так, чтобы все наши выставки были доступны для незрячих и слабовидящих посетителей. Для этого мы создаем тактильные модели произведений искусства, демонстрируемых на той или иной выставке, готовим тифлокомментарий. Сейчас в нашем музее проходит 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», и наравне с тактильными моделями, которые готовит для нас Мастерская тактильных макетов Михаила и Ольги Шу, мы используем несколько оригинальных работ, сделанных специально для нас художниками – участниками выставки. Это редкая удача!
Также в этом году, когда многое, как вы знаете, переместилось в онлайн из-за пандемии COVID-19, мы выпустили серию из пяти подкастов, посвященных парфюмерии. Мы планировали запустить курс по парфюмерии для наших незрячих посетителей, однако его пришлось перенести на 2021 год, ну а подкасты просто предваряют эту историю.
Вообще, идея нашего музея заключается в том, чтобы не разделять людей, а объединять их. Так, экскурсии с тактильными моделями одинаково интересны и слабовидящим гостям, и их зрячим спутникам, как и записанные подкасты.
– Как происходит оснащение залов под эти проекты?
– К сожалению, в силу недостаточно большой площади музея мы не имеем возможности разместить тактильные копии экспонатов непосредственно в залах рядом с оригиналами. Однако – и это является нашим неоспоримым преимуществом – мы проводим тактильные экскурсии по запросу, и нет никакого минимального количества людей, от которого мы это делаем. Посетитель может прийти один или с другом – и бесплатная экскурсия будет проведена. Единственное, что нужно сделать, – это предупредить нас заранее по почте blind@garagemca.org.
– Много слабовидящих посетителей посещает музей «Гараж»?
– Пока не так много, как хотелось бы (за 2019 г. нас посетили чуть больше 200 человек), но я связываю это с тем, что раньше художественные музеи были практически недоступны для этой категории посетителей, поэтому просто не сложилось такой привычки. Надеюсь, что «Гараж» и другие художественные музеи смогут переломить эту ситуацию. Потому что искусство, особенно современное, – универсальный язык, доступный абсолютно каждому.
– Какие отзывы вы от них получаете?
– В основном положительные. Конечно, бывает, когда выставка человеку не понравилась, но когда дело касается искусства, это совершенно нормально, ведь вкусы у всех очень разные!
Лично я навсегда запомнила отзыв одной пожилой дамы, которая поначалу была настроена довольно скептически, а после окончания экскурсии отдельно подошла поблагодарить, сказав, что теперь она наконец понимает увлечения своего внука: «Ведь современное искусство такое интересное»!
– Какие проекты пользовались особой популярности у слабовидящих посетителей?
– Большим успехом пользовался курс «Архитектура. Доступно», состоящий из пяти занятий, в каждом из которых был теоретический блок и практический, когда участники из подручных материалов создавали разные конструкции. Архитектура – важнейшая часть жизни любого человека, однако она практически недоступна незрячим людям. Мы постарались немного это исправить.
Очень много положительных отзывов получил арт-эксперимент, посвященный запахам. Именно после его окончания мы задумались над созданием специального курса по парфюмерии, который, надеюсь, нам удастся реализовать на следующий год.
– Вы сотрудничаете с Всероссийским обществом слепых, с Фондами помощи инвалидам?
– Да, к нам регулярно приходят члены районных ВОС, например ВОС Отрадное, ВОС Якиманка, ВОС Сокол посещают нас довольно активно. Приходят со своими собаками-проводниками люди от центра «Собаки-помощники», приходят ребята из первого и второго московских интернатов. Сейчас такие организации – наиболее действенный способ выйти на аудиторию.
– Проводит ли музей социальные проекты для инвалидов?
– Каких-то специальных социальных проектов мы не проводим, все же мы не являемся благотворительным фондом или чем-то подобным. Мне кажется, что главное – это возможность для всех любителей искусства встречаться в музее независимо от тех или иных особенностей их здоровья, и мы этой цели способствуем всеми доступными способами.
Спасибо большое за интересную беседу!
Беседовала В.Н. Терехова
Музей славится масштабными выставочными проектами и, по данным Википедии, занимает пятое место среди музеев Москвы, будучи одной из крупнейших площадок современного искусства в Европе. Организаторы музея тщательно продумывают и разрабатывают программы для людей с ограниченными возможностями, делая искусство доступным для всех категорий населения.
– «Гараж» – это место, где встречаются люди, идеи и искусство, чтобы создавать историю». Так звучит слоган музея. И я предлагаю начать наше интервью с рассказа об истории возникновения самого музея.
– Наш музей был основан в 2008 г. Дарьей Жуковой и Романом Абрамовичем и является первой в России филантропической организацией, направленной на развитие современного искусства и культуры. Именно тогда, в 2008 г., в здании Бахметьевского автобусного парка открылось выставочное пространство «Гараж», где была организована ретроспективная экспозиция известных российских художников-концептуалистов Ильи и Эмилии Кабаковых. Это было событие в мире культуры и искусства!
В 2014 г. Центр современной культуры «Гараж» сменил имя на Музей современного искусства «Гараж», что отражает главную цель сооснователей музея – знакомство широкой публики с произведениями ныне живущих художников и материалами по истории искусства.
В 2015 г., когда «Гараж» переехал в свое первое постоянное здание на территории Парка Горького, был создан инклюзивный отдел, в котором я занимаюсь работой с незрячими и слабовидящими посетителями. Один из аспектов инклюзии – адаптация пространства и контента, за которые я, в частности, и отвечаю и о которых с удовольствием расскажу.
– Насколько музей «Гараж» удобен для людей с ограниченными возможностями?
– Для начала мне хотелось бы акцентировать внимание на том, что в мы в музее придерживаемся социальной модели понимания инвалидности и не употребляем термин «люди с ограниченными возможностями». Мы пользуемся формулировкой «люди с инвалидностью» – на наш взгляд, она выглядит корректнее.
Могу сказать, что наш музей – один из самых удобных музеев на территории Российской Федерации. Вход к нам находится на уровне земли, что делает посещение музея доступным для людей на инвалидных колясках, имеется лифт, который ведет из атриума на выставочный этаж, туалет для людей с инвалидностью, наши сотрудники регулярно проходят специальные тренинги, в том числе, например, обучаются основам русского жестового языка (РЖЯ). То есть даже с бытовой точки зрения мы действительно отличное место, где человек может с удовольствием провести время независимо от наличия или отсутствия у него инвалидности.
Мы также стараемся делать доступный контент для всех наших мероприятий, например лекции всегда переводятся на РЖЯ, тактильные экскурсии готовятся ко всем выставкам и т.п.
– Какие проекты музей проводит для слабовидящих людей?
– Мы стараемся сделать так, чтобы все наши выставки были доступны для незрячих и слабовидящих посетителей. Для этого мы создаем тактильные модели произведений искусства, демонстрируемых на той или иной выставке, готовим тифлокомментарий. Сейчас в нашем музее проходит 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей», и наравне с тактильными моделями, которые готовит для нас Мастерская тактильных макетов Михаила и Ольги Шу, мы используем несколько оригинальных работ, сделанных специально для нас художниками – участниками выставки. Это редкая удача!
Также в этом году, когда многое, как вы знаете, переместилось в онлайн из-за пандемии COVID-19, мы выпустили серию из пяти подкастов, посвященных парфюмерии. Мы планировали запустить курс по парфюмерии для наших незрячих посетителей, однако его пришлось перенести на 2021 год, ну а подкасты просто предваряют эту историю.
Вообще, идея нашего музея заключается в том, чтобы не разделять людей, а объединять их. Так, экскурсии с тактильными моделями одинаково интересны и слабовидящим гостям, и их зрячим спутникам, как и записанные подкасты.
– Как происходит оснащение залов под эти проекты?
– К сожалению, в силу недостаточно большой площади музея мы не имеем возможности разместить тактильные копии экспонатов непосредственно в залах рядом с оригиналами. Однако – и это является нашим неоспоримым преимуществом – мы проводим тактильные экскурсии по запросу, и нет никакого минимального количества людей, от которого мы это делаем. Посетитель может прийти один или с другом – и бесплатная экскурсия будет проведена. Единственное, что нужно сделать, – это предупредить нас заранее по почте blind@garagemca.org.
– Много слабовидящих посетителей посещает музей «Гараж»?
– Пока не так много, как хотелось бы (за 2019 г. нас посетили чуть больше 200 человек), но я связываю это с тем, что раньше художественные музеи были практически недоступны для этой категории посетителей, поэтому просто не сложилось такой привычки. Надеюсь, что «Гараж» и другие художественные музеи смогут переломить эту ситуацию. Потому что искусство, особенно современное, – универсальный язык, доступный абсолютно каждому.
– Какие отзывы вы от них получаете?
– В основном положительные. Конечно, бывает, когда выставка человеку не понравилась, но когда дело касается искусства, это совершенно нормально, ведь вкусы у всех очень разные!
Лично я навсегда запомнила отзыв одной пожилой дамы, которая поначалу была настроена довольно скептически, а после окончания экскурсии отдельно подошла поблагодарить, сказав, что теперь она наконец понимает увлечения своего внука: «Ведь современное искусство такое интересное»!
– Какие проекты пользовались особой популярности у слабовидящих посетителей?
– Большим успехом пользовался курс «Архитектура. Доступно», состоящий из пяти занятий, в каждом из которых был теоретический блок и практический, когда участники из подручных материалов создавали разные конструкции. Архитектура – важнейшая часть жизни любого человека, однако она практически недоступна незрячим людям. Мы постарались немного это исправить.
Очень много положительных отзывов получил арт-эксперимент, посвященный запахам. Именно после его окончания мы задумались над созданием специального курса по парфюмерии, который, надеюсь, нам удастся реализовать на следующий год.
– Вы сотрудничаете с Всероссийским обществом слепых, с Фондами помощи инвалидам?
– Да, к нам регулярно приходят члены районных ВОС, например ВОС Отрадное, ВОС Якиманка, ВОС Сокол посещают нас довольно активно. Приходят со своими собаками-проводниками люди от центра «Собаки-помощники», приходят ребята из первого и второго московских интернатов. Сейчас такие организации – наиболее действенный способ выйти на аудиторию.
– Проводит ли музей социальные проекты для инвалидов?
– Каких-то специальных социальных проектов мы не проводим, все же мы не являемся благотворительным фондом или чем-то подобным. Мне кажется, что главное – это возможность для всех любителей искусства встречаться в музее независимо от тех или иных особенностей их здоровья, и мы этой цели способствуем всеми доступными способами.
Спасибо большое за интересную беседу!
Беседовала В.Н. Терехова
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article43486
Просмотров: 8296
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн