![Рис. 1. Маршалл Миллер Паркс [10] Рис. 1. Маршалл Миллер Паркс [10]](https://eyepress.ru/small/0006411/29249p01.jpg)
Рис. 1. Маршалл Миллер Паркс [10]

Рис. 2. Лекция Маршалла Паркса по детской эзотропии. Середина 1980-х гг. [11
В отечественной литературе о нем, как о многих других зарубежных, особенно детских, офтальмологах практически невозможно найти упоминаний, и в юбилейный год хотелось бы восполнить этот пробел.
Маршал Миллер Паркс родился 6 июля 1918 г. в городке Олд Мишен (Старая Миссия), штат Мичиган, Соединённые Штаты Америки (США), в семье Рут и Рубен Паркс. Он был одним из четырех детей в семье [9].
Степень бакалавра по медицине Маршалл получил в колледже Иллинойса в 1939 г. [7, 9, 10]. А в 1943 г. окончил медицинскую школу при университете г. Сент-Луиса [7, 9, 10]. Будучи студентом, за отличную учебу он был введен в престижное медицинское общество «Альфа-Омега-Альфа» [13]. По окончанию медицинской школы он поступил интерном в Военно-морской госпиталь США в г. Сан-Диего, штат Калифорния [7]. В этот период Маршалл с гордостью отслужил в качестве врача-офицера на эсминцах в южной части Тихого океана [7, 9, 10, 13]. В частности он служил на эсминцах «USS Gamble» и «USS Terror», участвовавших с 16 февраля по 26 марта 1945 г. в сражении между войсками Японской империи и США за остров Иото (Иводзима) в Тихом океане [3, 13]. Это была первая военная операция сил США на территории Японии.
По окончании войны Маршалл Паркс поступает в ординатуру по офтальмологии в морской госпиталь США на Великих озерах, штат Иллинойс [7, 10]. В 1946 г., по окончании ординатуры, он был почетно отчислен из военно-морских сил и направился в Вашингтон в детскую больницу [7, 9], где в это время работал первый американский детский офтальмолог Фрэнк Дункан Костенбадер [1], став его первым учеником [9]. М. Паркс видел много детей с проблемами зрения и чувствовал, что им нужен специализированный врач для решения их проблем. В 1999 г. во время интервью, описывая свою работу в военно-морской больнице на Великих озерах, он вспоминал: «Мне сразу показалось, что никто из других сотрудников не хотел видеть детей... Они хотели видеть взрослых, что так меня беспокоило... В результате я выразил свое недовольство, и они сказали: «Хорошо, смотрите всех детей», что я любил, и я это делал» [14].
Вместе с Ф. Костенбадером они были первыми, кто сосредоточил свое внимание исключительно на проблемах зрения детей, в то время когда офтальмология того времени в основном затрагивала проблемы глаз взрослых пациентов. С Фрэнком Д. Костенбадером М. Паркс пришел к мнению, что развитие зрительной системы у детей начинается очень рано и что проблемы со зрением должны быть устранены как можно раньше. В отличие от стандартной практики того времени, Маршалл Паркс утверждал, что косоглазие и другие болезни глаз у детей, если их не исправлять, будут прогрессировать [4]. Ф.Д. Костенбадер и М.М. Паркс совместно начали внедрять первую стипендиальную программу обучения детских офтальмологов [1, 7]. Позднее М. Паркс расширил программу детской офтальмологии [7, 9].
После ухода в 1949 г. от Костенбадера Маршалл Паркс проработал в качестве практикующего врача в многочисленных офтальмологических учреждениях Вашингтона и Далласа [7, 9-11]. В Вашингтоне, округ Колумбия, М. Паркс занимал должности в следующих учреждениях: лечащий врач в Национальном медицинском центре детей, в Вашингтонском больничном центре, заведующий кафедрой и клинический профессор Медицинского центра Университета Джорджа Вашингтона, инструктор Медицинского центра Джорджтаунского университета. В Далласе, штат Техас, работал в Детской больнице, Пресвитерианской больнице и медицинском центре Бейлор [7, 9, 10]. Он также служил в течение сорока лет в качестве консультанта в военно-морском медицинском центре Бетесды и медицинском центре армии Вальтера Рида [10]. Во всех учреждениях он достиг статуса почетного работника [7].
Маршалл М. Паркс был энергичным человеком и потрясающим работником. Режим его работы был не для слабонервных: около трех дней в неделю он начинал свой прием в 07:30 утра, осматривал по несколько пациентов в час (все рекомендации им диктовались секретарю в конце консультации и затем передавались пациенту перед отъездом). У него было полчаса на обед, а затем рабочий день продолжался до 19:30. Академическая работа проходила и после обеда и, если коллеги оставались у него в доме, то они тоже принимали в этом участие [9].
Сын М. Паркса, Марк, вспоминал, что у отца было время и место для всего. Маршалл Паркс ложился спать около 23 часов и мог принимать первых пациентов уже в 6:30 или 7:00 утра [4]. Он часто находился в своем удобном, рабочем кабинете до поздней ночи, работая над одной из своих многочисленных книг. Его кабинет был поистине удивительным местом. На стене за его столом висели зеркальные полки, заполненные фарфоровыми статуэтками Хуммеля – более 100 милых детей, ангелов, врачей и других миниатюрных предметов, которые для него собрали пациенты, друзья и родственники [4]. Статуэтки Хуммеля стали очень популярными в США в 1930-е гг. Рядом с рабочим столом находился знакомый стул для осмотра глаз с подбородком и щелевой лампой. Крепкий антикварный красивый вишневый шкаф содержал тщательно подобранную коллекцию линз [4]. Под кожаной столешницей стола М. Паркса находился светлый стол, на котором он собрал тысячи фотоснимков глазных яблок, которые он делал в ходе своих обследований и хирургических процедур [4]. На противоположной стене находился деревянный шкаф с тремя стеклянными полками. Рассматривая обследуемого ребенка, М. Паркс мог нажать кнопку, одна из полок освещалась, а игрушечная собака внутри шкафа лаяла и поднималась на задние лапы, захватывая внимание ребенка, что позволяло врачу исследовать открытые с большим удивлением и восторгом глаза ребенка [4].
Обширный амбулаторный прием М. Паркса сочетался с очень большой хирургической практикой. Доктор Паркс провел более 40000 операций по поводу косоглазия у детей [14]. Оперировал он чрезвычайно быстро, доведя свою хирургическую технику до превосходства. В 2005 г. в интервью для журнала «Eyeworld» доктор М. Эдвард Уилсон (Marion Edward Wilson) рассказал о хирургической технике своего бывшего наставника: «Это было похоже на танец. Не было никаких бесполезных движений – каждое движение было не быстрым, но не было никакой неловкости, движения были в совершенной гармонии... Я никогда не видел никого, кто мог бы действовать так. Это выглядело буквально как танец» [14]. М. Паркс был не только изумительным хирургом, но и чудесным учителем хирургии [4]. Колоссальный объем клинической работы у него сочетался с большой научной и общественной работой.
Он написал несколько подробных и иллюстрированных книг, в том числе «Подвижность глаза» и «Косоглазие», опубликованных в 1975 г., и «Атлас хирургии косоглазия», вышедшей из печати в 1982 г. [14]. М. Паркс – автор 30 глав в разных изданиях. Опубликовал более 70 научных работ в журналах [6, 7, 9, 10].
Научный вклад в детскую офтальмологию включал диагностику, лечение косоглазия и амблиопии (у детей до года), описал синдром монофиксации [2, 8-10], описал преимущества ранней хирургии косоглазия, им описаны и уточнены многочисленные операции на всех глазодвигательных мышцах глаза по поводу косоглазия, вопросы лечения врожденных катаракт и инновационные хирургические методы лечения другой патологии глаз у детей [9, 10]. М. Паркс также разработал современную версию теста «Head Tilt Test» (тест Бильшовского с наклоном головы), который используется для определения пареза верхней косой мышцы при приобретенной вертикальной диплопии [14].
М. Паркс состоял редактором и помощником редактора журналов «Archives of Ophthalmology» AMA, «Clinical Proceedings», «Survey of Ophthalmology» и «American Orthoptic Journal» [10, 14]. Им прочитано 45 именных лекций [6, 7, 9, 10], одной из которых была лекция Дойна в 1977 г. «Верхнее косое сухожилие» [9]. Все лекции, которые он читал, и связанные с ними публикации – все это было очень ясно изложено и красиво иллюстрировано. Все они содержали наблюдения М. Паркса, основанные на его обширном клиническом опыте, и всем казалось, что он делал все так просто, что, если бы вы просто следовали этим правилам, которые он установил, то никогда не ошибетесь(рис. 2)[9].
Маршалл Паркс поддерживал членство в многочисленных профессиональных обществах на протяжении всей своей карьеры. В 1970 г. он стал одним из основателей Общества Ф. Костенбадера [1, 14]. В том же году он с другими учениками Ф. Костенбадера проводил своего учителя на пенсию (рис. 3). С 1974 по 1975 гг. М. Паркс был одним из основателей и первым президентом Американской ассоциации детской офтальмологии и косоглазия, профессиональной ассоциации, членом которой он был до конца жизни [9, 10, 13, 14].
В 1982 г. М. Паркс избирается на год президентом Американской академии офтальмологии [14]. За время своей карьеры он также был заведующим кафедрой офтальмологии в Вашингтонском больничном центре и Национальном медицинском детском центре, являлся основателем, президентом и председателем правления Национального фонда по уходу за детьми, директором и председателем Американского совета офтальмологии, директором и председателем правления Фонда Американской академии офтальмологии, входил в Консультативный совет по офтальмохирургии Американского колледжа хирургов, а также был председателем Научного комитета Фонда сетчатки Юго-Запада [7, 10, 13] Маршалл Паркс состоял в Американской медицинской ассоциации, Окружном медицинском обществе, Медицинском обществе штата Вашингтон, Американской академии офтальмологии и отоларингологии, Панамериканском офтальмологическом обществе, Американской ассоциации офтальмологии, Ассоциации исследований в области косоглазия, в обществе выпускников Ф. Костенбадера, Международной ассоциации страбологов, Американском клубе страбологов [6, 7, 10, 13]. Маршалл Паркс работал в Консультативном совете по офтальмологической хирургии Американского колледжа хирургов и Техасского общества детской офтальмологии. Был членом Общества Джона Кэрролла [7]. Будучи основателем и прошлым президентом Национального фонда по уходу за детьми, он также посвятил себя Обществу по предупреждению слепоты, получив награду за профессиональное служение [7]. Среди многочисленных наград у Маршалла Паркса имеется медаль Люсьена Хоу от Американской академии офтальмологии, полученная в 1989 г. (самая престижная премия академии), а также он награжден Премией почетного звания Американской академии офтальмологии, Премией за достижения в жизни [14]. Маршалл Паркс – лауреат Премии за признание от Американской академии офтальмологии [13]. В 2004 г. во время вручения М. Парксу вышеназванной премии от Американской академии офтальмологии Джордж Бошам (George Beauchamp) так отозвался о своем учителе [2, 14]: «Они знают о вашей вере, вашем мужестве и преданности, о вашей честности и интеллекте, о вашем усердии и дисциплине. Большинство из нас знают о том, насколько вы внесли свой вклад в улучшение человечества благодаря своей заботе о детях, вашей непоколебимой приверженности образованию и вашему ненасытному желанию узнать о том, что вы делаете, и как сделать это лучше. Вы работали в действующих организациях и создавали новое, чтобы делиться опытом и расширять свои представления. И есть некоторые так называемые современные концепции, которые я убежден, Вы тоже придумали. Одна из них – многозадачность: у вас была способность обучать хирургии косоглазия начинающего хирурга-резидента, одновременно отвечать на вопросы исследователей, которые смотрели за ходом операции, планировать следующее крупномасштабное улучшение в уходе за глазами у детей». М. Паркс также был награжден Премией «Высшая государственная служба» от Военно-морского департамента США, званием Лучший офтальмолог в Америке (награда от журнала «Ophthalmology Times»). Национальный фонд по уходу за детьми наградил его премией «Лидерство» и вручил памятную медаль. Ему вручены медаль Vicennial от Джорджтаунского университета, награда Артура Линца от Международного общества страбологов, награда за профессионализм от Общества по предупреждению слепоты. Он был награжден медалью Общества Джона Кэрролла в знак признания за создание детской офтальмологии. Общество слепых Сент-Луиса наградило М.Паркса золотой медалью Лесли Дан. Он также был произведен в рыцари Мальты [6, 7, 10, 13]. В 1999 г. Американским обществом катарактальных и рефракционных хирургов (ASCRS) Маршалл Паркс был признан одним из десяти самых влиятельных офтальмологов в мире в двадцатом веке. В том же году журнал «Ophthalmology Times» назвал его одним из десяти ведущих врачей тысячелетия, а также лучшим офтальмологом Америки всех времен, что было озвучено на ежегодной конференции Американской академии офтальмологии [7]. Перечисленные многочисленные награды свидетельствуют о его огромном вкладе как на национальном, так и международном уровнях.
Маршалл Паркс много путешествовал, возглавлял офтальмологические семинары по всему миру. Он часто ездил, чтобы обучать новые поколения детских офтальмологов и смотреть маленьких пациентов в других странах. «Он никого не отвергал, – сказал его сын Марк. – «Если бы родители не могли заплатить за операцию, он бы сделал операцию бесплатно» [4]. В период оттепели между Союзом Советских Социалистических Республик (СССР) и США в 1960-70-х гг. Маршалл Паркс много посещал страны восточного блока и неоднократно приезжал в Советский Союз. Он рассказывал, что ему разрешили использовать секретный тоннель метро между Восточным и Западным Берлином, чтобы проехать между двумя зонами и избежать контрольно-пропускных пунктов [13].
Маршалл Паркс был отличным семьянином. У него было 11 детей, 25 внуков и 10 правнуков, а также множество племянниц и племянников [6, 9]. Для каждого из них он был готов свернуть горы. М. Паркс был очень религиозен – истинным католиком [5]. Летний отпуск он проводил в штате Мэн, который называл своим «священным местом». Но и там работа и обучение никогда не заканчивались. Многие детские офтальмологи отправлялись туда в летние месяцы, чтобы принять участие в учебных занятиях. Маршалл мог слушать и, хотя было довольно сложно заставить его изменить свои взгляды на предмет, который он сформировал, он ценил тех, кто мог их изменить. Он мог дать почувствовать человеку, что в этот момент он был единственным человеком, с которым он был связан. Он был очень общительным человеком и любил делиться всем с гостями [9].
М. Паркс обладал великолетным чувством юмора. Его легендарное чувство юмора даже сохранилось, когда, по ошибке в англо-американском смысле этого слова, ему был забронирован номер-люкс в самом дорогом отеле Лондона [9]. После смерти жены М. Паркс женился повторно и прожил в новом браке 14 лет. Один из его учеников Мохамад С. Джафар (Mohamad Jaafar) так вспоминал о нем: «Одна из его самых заветных ценностей: не обязательно разделять ваши земные вещи, но ваше время, опыт, навыки, терпение, мягкое прикосновение и улыбку. Щедрость была атрибутом, посредством которой он измерял людей» [5].
Самым большим профессиональным наследием Паркса являются более 160 чел., которых он обучил детской офтальмологии и лечению косоглазия [6, 11]. Многие из этих бывших стипендиатов заняли лидирующие позиции в этой области. Кеннет Райт (Kenneth Wright), бывшая его сотрудник и директор детского офтальмологического исследовательского и образовательного Медицинского центра Седарс-Синай в Лос-Анджелесе, отдала дань уважения Парксу в учебнике «Детская офтальмология и косоглазие», назвав его «движущей силой, которая привела к развитию и созреванию нашей специальности, педиатрической офтальмологии и косоглазия» [15]. Признанный еще при жизни «отцом» детской офтальмологии, доктор М. Паркс посвятил свою жизнь улучшению ухода за детьми во всем мире. Ни один современный врач-практик не оказал большего влияния на детскую офтальмологию. Плодовитый писатель, уважаемый лектор и преданный учитель (как основатель Общества Ф. Костенбадера), он обучил и выпустил в свет более сотни детских офтальмологов. Джентльменская манера доктора Паркса не уменьшала его эффективности в сильной артикуляции при отстаивании своей точки зрения при запросе у него экспертного заключения. Его безграничная энергия, его щедрость духа и его мудрость способствовали благополучию бесчисленных пациентов и профессиональной жизни [7]. Невестка Мими Паркс вспоминала, что когда ему пришлось рассказать родителям 6-летнего ребенка, что зараженный глаз их дочери должен быть удален. М. Паркс не только разговаривал с обезумевшими родителями, он сел с девочкой и медленно, осторожно объяснил, что ей нужно делать, и почему он должен был это сделать. Когда он закончил общение, маленькая девочка обняла высокопоставленного врача [4].
«Он относился к ребенку как к взрослому человеку и обращался сначала к ребенку, прежде чем смотреть его глаза», – говорил Мохамад С. Джафар, директор офтальмологии Детского национального медицинского центра и бывший его коллега [4]. Его лидерство в офтальмологии простиралось далеко за пределы специальности детской офтальмологии.
Еще при жизни в его честь была учреждена ежегодная «Почетная лекция Маршалла М. Паркса» Американской академии офтальмологии под эгидой Американской ассоциации детской офтальмологии и косоглазия [10]. Учрежден фонд Маршалла М. Паркса, созданного обществом Ф. Костенбадера для поддержки стипендиатов во время их обучение детской офтальмологии. Военно-морской медицинский центр посвятил конференцию его имени [7].
Маршалл М. Паркс оперировал до 80-летнего возраста. И как заметила его вторая жена, Марта МакСен Паркс, это человек, который посвятил свою жизнь другим, «принося свет тысячам» [4]. «Во всех смыслах и целях М.М. Паркс был отцом детской офтальмологии», – сказал его ученик и детский офтальмолог г. Далласа Джордж Бошам [4].
Доктор Маршалл Миллер Паркс скончался 27 июля 2005 г. в возрасте 87 лет [9, 12, 13]. Эпитафией ему могли бы быть слова из Библии: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе, они успокоятся от трудов своих и дела их идут вслед за ними» [5, 9]
Сведения об авторе
Обрубов Анатолий Сергеевич – канд. мед. наук, врач-офтальмолог Филиала № 1 «Офтальмологическая клиника» ГБУЗ «ГКБ им. С.П. Боткина» Департамента здравоохранения г. Москвы, доцент кафедры офтальмологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России