Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Белый Ю.А., Терещенко А.В.
Анализ эффективности комбинированного позиционирования электродов при проведении электрохимического лизиса больших внутриглазных новообразований в эксперименте
Калужский филиал ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С. Н. Федорова», г. Калуга
На современном этапе развития офтальмоонкологии предпочтение отдается органосохранным методам лечения внутриглазных новообразований.
В этом отношении представляет интерес метод электрохимического лизиса (ЭХЛ) (деструкции).
Принцип ЭХЛ основывается на прямом воздействии постоянного тока на опухоль: электроды (анод, катод) вводят непосредственно в опухоль — с возникновением асептического некроза и отсроченного химического воздействия на опухоль продуктами электролиза. На катоде образуется щелочь и водород, на аноде — соляная кислота, кислород, хлор. Процесс ЭХЛ не сопровождается повышением температуры, что принципиально отличает этот метод от радиочастотной, плазменной и лазерной абляции.
Электрохимический лизис довольно успешно применяется для лечения рака молочной железы, метастазов в печени, при доброкачественной гиперплазии простаты, при раке пищевода, легких, поджелудочной железы, кожи и т. д.
В общей онкологии стандартным для ЭХЛ является параллельное введение 2 или большего количества игольчатых электродов в структуру опухоли.
Используя подобный подход в офтальмоонкологии, электроды следует вводить во внутриглазное новообразование транссклерально в зоне проекции основания опухоли на склеру. Однако трудности интрастромального введения электродов (2 и более) для создания оптимального поля воздействия на опухоль делают актуальным поиск новых подходов к проведению ЭХЛ в офтальмоонкологии.
Цель — разработка комбинированного метода позиционирования электродов и гистоморфологическая оценка эффективности его применения для электрохимического лизиса больших внутриглазных новообразований в эксперименте.
Материал и методы. ЭХЛ был проведен на 2 свежеэнуклеированных глазах с опухолями больших размеров: проминенция — 11 и 12 мм, наибольший диаметр основания — 16 и 19 мм соответственно.
ЭХЛ проводили с электрическим зарядом 27–35 Кл при помощи аппарата «ECU-300» («Soring», Германия). Использовали два электрода: анод — поверхностный электрод — и катод — интрастромальный электрод. Анод имел оригинальную конструкцию и был выполнен в виде сетки из платиновой проволоки с отверстием в центре круглой формы диаметром 9 мм. Катодом служил игольчатый электрод из платиновой проволоки толщиной 0,5 мм.
На подготовительном этапе к ЭХЛ определяли границы проекции основания опухоли на склеру и намечали их 1 % водно-спиртовым раствором бриллиантового зеленого. Для осуществления ЭХЛ анод накладывали на склеру в предварительно намеченных границах основания опухоли и подшивали двумя узловыми швами. Катод вводили перпендикулярно склере в центре основания опухоли через отверстие в аноде. Для введения катода использовали троакар и канюлю 25 G (патент РФ на изобретение № 2375020, приоритет от 12.08.2008; патент РФ на изобретение № 2347548, приоритет от 17.10.2007).
Выполнены патоморфологические исследования глаз для определения степени повреждения внутриглазных новообразований после ЭХЛ. С этой целью глаза фиксировали в растворе нейтрального формалина, подвергали стандартной парафиновой проводке с последующим изготовлением микропрепаратов со стандартными видами окрашивания.
Результаты и обсуждение. Для удобства интерпретации данных патоморфологического исследования опухоли условно были разделены на три участка: верхушка, средняя и присклеральная части.
В результате оценки морфологических изменений на верхушке опухоли отмечены: деструктивные процессы с фрагментацией клеток, разрушение их ядер (кариопикноз, кариорексис), конденсация пигмента, появление щелевидных пространств на месте сосудов с лизированной кровью и пустот по контурности полисадных структур.
В средней части выявлено полное разрушение клеток — пустоты напоминают контуры отдельных клеток и просветы разрушенных сосудов. Видимая ткань представлена бесклеточным детритом, уплотненным за счет давления жидкой субстанцией, содержащейся в пустотах.
В присклеральной части опухоли морфологическая картина напоминает таковую в средней части, но с меньшим размером полостей и отсутствием в этом участке сосудов.
Учитывая, что поверхностный электрод меньше основания опухоли, при морфологических исследованиях обнаружены присклеральные участки сохраненной части опухоли с резко выраженной границей раздела между зонами действия электродов, что говорит о локальности ЭХЛ (только в зоне расположения электродов). Просвет склерального канала (зона расположения интрастромального электрода) заполнен пигментированным детритом с примесью лизированной крови.
Выводы. Проведенные нами исследования показали, что методика ЭХЛ обеспечивает полное разрушение опухолевой ткани в зоне воздействия электродов. Использование поверхностного электрода позволяет направить электрохимическую деструкцию на всю площадь основания опухоли. Сочетание поверхностного и интрастромального электродов дает возможность минимизировать нарушение целостности склеры в зоне проекции основания опухоли. В дальнейшем, эксперименты по изменению глубины введения интрастромального электрода и количества электричества могут позволить осуществить регулирование гистологических изменений в структуре опухоли.
Предложенная методика ЭХЛ является перспективной и может рассматриваться как вариант нового метода органосохранного лечения внутриглазных новообразований больших размеров. Однако требуется дальнейшая оптимизация парметров ЭХО и разработка комплектов поверхностных и интрастромальных электродов для различных опухолей.
Страница источника: 489
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article10066
Просмотров: 10091
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн