Таблица 1 Сравнительная характеристика показателей хемилюминесценции ВГЖ у пациентов с различными способами нормализации ВГД
Таблица 2 Сравнительная характеристика показателей хемилюминесценции ВГЖ у пациентов с ПОУГ с различной плотностью ядра хрусталика
К настоящему времени у офтальмологов имеется целый арсенал эффективных гипотензивных методов: микроинвазивные фильтрующие антиглаукоматозные хирургические и лазерные операции, ряд современных гипотензивных местных препаратов.
Но эти воздействия с целью снизить ВГД (микрохирургические, лазерные операции, длительные инстилляции фармакологических препаратов), вероятно, способны негативно влиять на биохимическое состояние внутрикамерной влаги.
С возрастом у пациентов с ПОУГ формируется катаракта. Единственным методом ее лечения является хирургическая факоэмульсификация. Но как подобный глаз будет реагировать на хирургический стресс? Какое значение будет иметь исходное биохимическое состояние внутрикамерной влаги? У кого повышен риск постоперационной гипертензии?
В последнее десятилетие все больше исследователей высказывается о высокой гипотензивной эффективности метода факоэмульсификации (ФЭ) при ПОУГ [1,5,7].
Но как заранее спрогнозировать, у какой части подобных пациентов уровень ВГД стойко снизится до толерантного уровня и исчезнет необходимость в гипотензивном режиме, а у кого – напротив, потребуется дополнительное гипотензивное лечение ввиду рецидива подъема ВГД? Подобных исследований мы не нашли. Хотя их практическое значение велико, поскольку оно помогло бы осуществлять долговременный прогноз клинического течения ПОУГ и гипотензивной терапии: либо риск постоперационной гипертензии с прогрессирующим распадом зрительных функций, либо, напротив, стойкая нормализация ВГД без дополнительного гипотензивного режима.
Одним из достоверных показателей сбалансированности биохимических процессов в тканях организма является биохимическое равновесие про/антиоксидантной систем [3,9]. Известно, что повышение уровня прооксидантной активности биологических жидкостей объективно указывает на снижение толерантности тканей к повреждающему воздействию [8].
В офтальмологии известны работы по выяснению варианта течения той или иной патологии во взаимосвязи с повышением уровня свободнорадикального окисления (СРО) в биологических жидкостях – сыворотке крови, слезной жидкости [2,4,6,10,11].
Внутриглазная жидкость является питающей средой большинства внутренних структур глазного яблока. Мы не нашли данных о биохимическом состоянии процессов СРО и антирадикальной активности в глазах с сочетанием катаракты и ПОУГ при стойкой нормализации ВГД в зависимости от различных методов стойкого снижения уровня офтальомтонуса.
Цель
Изучение закономерностей свободнорадикального окисления внутриглазной жидкости (ВГЖ) при сочетании ПОУГ со стойко нормализованным ВГД и возрастной катарактой в зависимости от различных способов стойкой нормализации ВГД для прогнозирования варианта постоперационного течения факоэмульсификации.
Материал и методы
Основную группу составили 52 пациента с сочетанием ПОУГ и возрастной катаракты (52 глаза). Их возраст варьировал от 63 до 74 лет, средний 68±0,4 г. Мужчин было 24, женщин – 28. Во всей совокупности глаз имела место стойкая нормализация уровня ВГД (16-21 мм рт.ст. по Маклакову).
Структура стадий глаукомы: II – 19 глаз, III – 33 глаза. Острота зрения варьировала от 0,005 до 0,6 (0,2±0,02). Во всех глазах имелась незрелая катаракта, III-IV степень плотности ядра хрусталика (по классификации Buratto). В 28 глазах имел место I степень подвывиха хрусталика (по Н.П. Паштаеву, 1986); в 45 глазах – ригидный зрачок; в 46 глазах –псевдоэксфолиативный синдром (ПЭС) 1-3 стадий (по Е.П. Ерошевской, 1997).
По критерию вариантов способа достижения стойкой нормализации уровня ВГД основную группу мы разделили на три подгруппы. I подгруппа – 24 глаза после антиглаукоматозных хирургических операций (АГО). Во II вторую подгруппу вошли 7 глаз пациентов после селективной лазерной трабекулопластики (СЛТ). В III подгруппу вошел 21 глаз, находящихся на медикаментозном гипотензивном режиме (инстилляции ингибиторов карбоангидразы, аналогов простагландина F2a, бета-блокаторов).
Все подгруппы основной группы оказались примерно сопоставимы по полу, возрасту, наличию соматической патологии.
Группу сравнения составили 48 глаз (48 пациентов) с возрастной незрелой катарактой без наличия ПОУГ и другой глазной патологии. Они были также сопоставимыми по полу и возрасту, наличию и тяжести сопутствующей патологии организма с основной группой (68±0,5 лет, мужчин – 22, женщин – 26).
Всей совокупности пациентов выполнялась ФЭ по стандартной технологии (роговичный разрез шириной 2 мм, факоэмульсификатор Infinity, «Alcon»). Имплантировались эластичные модели ИОЛ (Rayner, Hydro-sence, Hydro-Aspheric и др.) в капсульный мешок.
На начальном этапе операции стерильным инсулиновым шприцом выполнялся забор влаги передней камеры в объеме 0,1 мл (после выполнения парацентеза передней камеры кератомом 1 мм).
Последующий анализ внутрикамерной влаги выполнялся методом хемилюминесценции (ХМЛ) на люминесцентном спектрометре LS 50B «PERKIN ELMER». Стандартизацию сигнала и математическую обработку кривых ХМЛ выполняли с помощью встроенной компьютерной программы «Finlab».
Определялись следующие параметры:
Ssp - светосумма за 1 минуту спонтанной ХМЛ, величина которой прямо коррелирует с интенсивностью СРО.
Sind - светосумма за 2 минуты Fe2+ - индуцированной ХМЛ, отражающая скорость образования перекисных радикалов преимущественно липидной природы.
h - максимум амплитуды быстрой вспышки Fe2+ - индуцированного свечения, свидетельствующий о содержании гидроперекисей липидов;
Интенсивность ХМЛ, измеренную в милливольтах, рассчитывают на 1 мл исследуемого биосубстрата и выражают в относительных единицах.
Статистическая обработка результатов проводили с помощью программы IBM SPSS 20. Все распределения не являлись нормальными. Данные представлены в виде Ме(25,75), т.е. медиана, 25% и 75% квантили. Используя критерий Краскела-Уоллиса, выявлены значимые различия между всеми группами (p<0,001). Используя критерий Манна-Уитни, выявлены значимые различия при сравнении в определенных группах.
Результаты
В общей совокупности глаз основной группы показатели СРО в 1,6-1,7 раз превышали аналогичные в группе сравнения (Ssp 0,0129, Sind 0,0465, h 0,0121 против Ssp 0,0080, Sind 0,0279, h 0,0076 соответственно, p<0,001)). Это свидетельствует о более выраженной интенсивности СРО, повышенной скорости образования перекисных радикалов и увеличении содержания гидроперекисей липидов (табл. 1).
Сравнительный анализ изучаемых показателей в подгруппах по отношению к группе сравнения выявил, что наиболее высокими их значения оказались в 1й подгруппе (Ssp 0,0146, Sind 0,0510, h 0,0134, т.е. превышали таковые в группе сравнения в 1,8 раза); чуть менее – во 2й подгруппе (Ssp 0,0114, Sind 0,0417, h 0,011, т.е. превышали показатели группы сравнения в 1,5-1,8 раза). Минимальные значения оказались в 3й подгруппе основной группы (Ssp 0,011, Sind 0,0414, h 0,0092,т.е. превышали группу сравнения в 1,2-1,5 раза (p<0,001).
&nbs−; Сравнивая подгруппы между собой, следует отметить, что в 1й подгруппе показатели превышали таковые во 2й и 3й подгруппах в 1,3 и в 1,3-1,5 раз соответственно. Как видно, исследуемые показатели во 2й и 3й подгруппах были примерно соотносительными. Исключение составил лишь показатель h (характеризующий содержание гидроперекисей липидов), который во 2й подгруппе превышал значения 3й подгруппы в 1,2 раза (p−0,001).
Мы провели также сравнительный анализ состояния данных показателей во взаимосвязи с различными степенями плотности ядра в основной группе. Оказалось, что в 31 глазу с III-IV степенями плотности ядра (L.Buratto) они в 1,3 раза превышали таковые в 21 глазу с I-II степенями плотности ядра (p<0,002) (табл. 2).
Для изучения зависимости тяжести исходного состояния глаза для выполнения ФЭ было сформировано 4 подгруппы основной группы 1 подгруппа – 10 глаз с сочетанием ригидного зрачка и ядра хрусталика I-II степени плотности; 2 подгруппа – 10 глаз с сочетанием подвывиха хрусталика I степени и ядра I-II степени плотности; 3 подгруппа – 11 глаз с сочетанием ригидного зрачка и ядра хрусталика III степени плотности; 4 подгруппа – 21 глаз с сочетанием ригидного зрачка, подвывиха хрусталика I степени и ядра хрусталика III степени плотности. Оказалось, что наиболее высокие показатели ХЛ отмечены в 3 и 4 подгруппах (0,0117/0,0422/0,0113) и 0,0155/0,0614/0,0143 соответственно). В 3 подгруппе они превышали показатели 1 и 2 подгруппы в 1,2-1,4 раза и в 1,1-1,2 раза соответственно, в то время как показатели 4 подгруппы в 1,5-1,8 и 1,3-1,5 раз превышали показатели 1 и 2 подгрупп соответственно (p<0,001) (табл. 3).
При сравнении 1 и 2 подгрупп степени тяжести исходного состояния глаз между собой нами не было выявлено значимых отличий (p−0,2).
Нами не было выявлено значимых отличий состояния СРО от возраста и пола (p>0,2).
Выводы
1. Процессы СРО при сочетании ПОУГ и катаракты отличаются достоверно более высокой интенсивностью, высокой скоростью образования перекисных радикалов и увеличением содержания гидроперекисей липидов.
2. Наиболее высокие показатели СРО выявлены при сочетании катаракты и ПОУГ в подгруппе после хирургических антиглаукоматозных операций, наименьшие – на гипотензивном медикаментозном режиме.
3. Выявлены значимые отличия нарастания интенсивности процессов СРО у пациентов с ПОУГ и катарактой с усугублением тяжести отягощающих ФЭ исходных факторов (степень плотности ядра хрусталика, ригидность зрачка и т.д.), отмечено увеличение интенсивности процессов СРО.
4. Полученные данные должны лечь в основу разрабатываемого прогностического алгоритма варианта клинического течения ПОУГ после выполнения ФЭ катаракты.
Литература