Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Лялин А.Н., Киреева Н.В., Блинова О.В., Пинягина И.А.
Эффективность применения бинарного комплекта стереотренажеров «Зеница» в условиях городской поликлиники
Республиканская офтальмологическая клиническая больница МЗ УР
Ижевская государственная медицинская академия Минздрава России
С позиции теории адаптации приобретенная (школьная) близорукость является результатом пассивной адаптации глаз к их интенсивной работе в режиме близкого зрения. Стремительные изменения интенсивности и формата зрительной деятельности, произошедшие в последнее десятилетие, серьезно обострили проблему миопии.
Основное значение в патогенезе школьной миопии в настоящее время придается роли гиперметропического ретинального дефокуса и аккомодационно-конвергенционным напряжениям, возникающим при работе в режиме близкого зрения. Однако при одинаковом объеме выполняемых школьниками учебных нагрузок миопия развивается не у всех учащихся, а если и развивается – то в разные периоды учебного процесса и разными темпами. По данным Аветисова Э.С. близорукость развивается в первую очередь при слабости цилиарной мышцы (ЦМ), которая может быть либо врожденной, либо приобретенной, но однозначно свидетельствующей о низких резервах адаптации зрительной системы. Очевидно, что повышение адаптационных возможностей может быть одной из основных задач лечебных мероприятий при миопии.
Ведущими стимулами повышения резервов адаптации зрительной системы, а значит и снижения вероятности развития миопии, являются физиологические для глаз стимулы, такие как двигательная активность, свет и цвет. При этом имеется уникальная возможность вызывать и варьировать такие адекватные для глаз стимулы за счет применения простых оптических систем, позволяющих проводить оптико-рефлекторные упражнения методом оптической кинезиотерапии.
С этой целью в настоящее время успешно применяются аппараты серии «Визотроник» и тренажеры «Зеница».
Одним из основных принципов проведения данного метода лечения является принцип разнообразия проводимых упражнений и эффектов. Разнообразить проводимые упражнения стало возможным за счет применения отличающихся по своим оптическим свойствам тренажеров. Так, внедрение в клиническую практику только комплекта из двух стереотренажеров позволяет разнообразить лечение не менее чем по четырем показателям, а следовательно, и повысить его эффективность.
Цель – изучить результаты лечения приобретенной миопии бинарным комплектом оптических стереотренажеров «Зеница» в условиях городской поликлиники.
Материал и методы. Под наблюдением находилась группа школьников, состоящая из 21 ребенка (42 глаза) в возрасте от 8 до 16 лет. Средний возраст детей составил 11,4 года. Среди них было 11 мальчиков и 10 девочек с миопией слабой степени. В данной группе проведен курс оптической терапии комплектом, состоящим из 2 стереотренажеров. Каждый стереотренажер состоит из афокальных призматических линз, одна из которых окрашена для правого глаза в оранжевый цвет, а другая – в синий (Патент РФ на изобретение № 246697). Второй тренажер отличался тем, что линза правого глаза окрашена в синий цвет, а левого – в оранжевый. Результативность стереотренажеров повышается за счет усиления оптических свойств тренажеров эффектами соревнования и разделения полей зрения, а также оптико-кинетическим аккомодационным рефлексом. Курс лечения состоял из 10 сеансов по 15 минут каждый, которые проводили в условиях офтальмологического кабинета городской поликлиники после окончания школьных уроков.
Результаты и обсуждение. В результате лечения острота зрения без коррекции улучшилась в 97,61% случаев в среднем на 0,17±0,02 (р≤0,05) – с 0,71±0,05 до 0,88±0,05. Бинокулярная острота зрения увеличилась в среднем на 0,16±0,02 (р≤0,05) – с 0,81±0,06 до 0,97±0,05. Полученная разница оказалась статистически достоверной. Запас относительной аккомодации увеличился более чем в 2 раза, в среднем – на 1,5 дптр (р≤0,02).
Таким образом, оптико-рефлекторные упражнения с применением комплекта оптических стереотренажеров за короткий промежуток времени без отрыва от интенсивного учебного процесса позволяют заметно улучшить функциональные показатели детей школьного возраста. И, что особенно важно, повысить работоспособность ЦМ и запасы адаптации зрительной системы, которые при их низком уровне, как известно, являются одними из основных причин развития миопии. Полученные навыки применения стереотренажеров «Зеница» под контролем офтальмолога помогают проводить аналогичные упражнения в домашних условиях, что позволяет нормализовать процесс рефрактогенеза на дальнейший период образовательного процесса.
Выводы. Применение комплекта оптических стереотренажеров «Зеница» вызывает высокий лечебный эффект у детей школьного возраста за короткий промежуток времени. Простая конструкция комплекта стереотренажеров, патогенетическая направленность, удобство их применения как в поликлинических, так и домашних условиях позволяют рекомендовать их к широкому применению в клинической практике.
Основное значение в патогенезе школьной миопии в настоящее время придается роли гиперметропического ретинального дефокуса и аккомодационно-конвергенционным напряжениям, возникающим при работе в режиме близкого зрения. Однако при одинаковом объеме выполняемых школьниками учебных нагрузок миопия развивается не у всех учащихся, а если и развивается – то в разные периоды учебного процесса и разными темпами. По данным Аветисова Э.С. близорукость развивается в первую очередь при слабости цилиарной мышцы (ЦМ), которая может быть либо врожденной, либо приобретенной, но однозначно свидетельствующей о низких резервах адаптации зрительной системы. Очевидно, что повышение адаптационных возможностей может быть одной из основных задач лечебных мероприятий при миопии.
Ведущими стимулами повышения резервов адаптации зрительной системы, а значит и снижения вероятности развития миопии, являются физиологические для глаз стимулы, такие как двигательная активность, свет и цвет. При этом имеется уникальная возможность вызывать и варьировать такие адекватные для глаз стимулы за счет применения простых оптических систем, позволяющих проводить оптико-рефлекторные упражнения методом оптической кинезиотерапии.
С этой целью в настоящее время успешно применяются аппараты серии «Визотроник» и тренажеры «Зеница».
Одним из основных принципов проведения данного метода лечения является принцип разнообразия проводимых упражнений и эффектов. Разнообразить проводимые упражнения стало возможным за счет применения отличающихся по своим оптическим свойствам тренажеров. Так, внедрение в клиническую практику только комплекта из двух стереотренажеров позволяет разнообразить лечение не менее чем по четырем показателям, а следовательно, и повысить его эффективность.
Цель – изучить результаты лечения приобретенной миопии бинарным комплектом оптических стереотренажеров «Зеница» в условиях городской поликлиники.
Материал и методы. Под наблюдением находилась группа школьников, состоящая из 21 ребенка (42 глаза) в возрасте от 8 до 16 лет. Средний возраст детей составил 11,4 года. Среди них было 11 мальчиков и 10 девочек с миопией слабой степени. В данной группе проведен курс оптической терапии комплектом, состоящим из 2 стереотренажеров. Каждый стереотренажер состоит из афокальных призматических линз, одна из которых окрашена для правого глаза в оранжевый цвет, а другая – в синий (Патент РФ на изобретение № 246697). Второй тренажер отличался тем, что линза правого глаза окрашена в синий цвет, а левого – в оранжевый. Результативность стереотренажеров повышается за счет усиления оптических свойств тренажеров эффектами соревнования и разделения полей зрения, а также оптико-кинетическим аккомодационным рефлексом. Курс лечения состоял из 10 сеансов по 15 минут каждый, которые проводили в условиях офтальмологического кабинета городской поликлиники после окончания школьных уроков.
Результаты и обсуждение. В результате лечения острота зрения без коррекции улучшилась в 97,61% случаев в среднем на 0,17±0,02 (р≤0,05) – с 0,71±0,05 до 0,88±0,05. Бинокулярная острота зрения увеличилась в среднем на 0,16±0,02 (р≤0,05) – с 0,81±0,06 до 0,97±0,05. Полученная разница оказалась статистически достоверной. Запас относительной аккомодации увеличился более чем в 2 раза, в среднем – на 1,5 дптр (р≤0,02).
Таким образом, оптико-рефлекторные упражнения с применением комплекта оптических стереотренажеров за короткий промежуток времени без отрыва от интенсивного учебного процесса позволяют заметно улучшить функциональные показатели детей школьного возраста. И, что особенно важно, повысить работоспособность ЦМ и запасы адаптации зрительной системы, которые при их низком уровне, как известно, являются одними из основных причин развития миопии. Полученные навыки применения стереотренажеров «Зеница» под контролем офтальмолога помогают проводить аналогичные упражнения в домашних условиях, что позволяет нормализовать процесс рефрактогенеза на дальнейший период образовательного процесса.
Выводы. Применение комплекта оптических стереотренажеров «Зеница» вызывает высокий лечебный эффект у детей школьного возраста за короткий промежуток времени. Простая конструкция комплекта стереотренажеров, патогенетическая направленность, удобство их применения как в поликлинических, так и домашних условиях позволяют рекомендовать их к широкому применению в клинической практике.
Страница источника: 47
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article19292
Просмотров: 8577
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн