Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Реферат RUS | Реферат ENG | Литература | Полный текст |
УДК: | 617.713-007.64 DOI: https://doi.org/10.25276/2410-1257-2022-1-34-38 |
Филь А.А., Сорокин Е.Л., Коленко О.В.
Эндотелиальная дисфункция при окклюзиях ретинальных вен
Хабаровский филиал «НМИЦ МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава РФ
Дальневосточный государственный медицинский университет
Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения Министерства здравоохранения Хабаровского края
Актуальность
Окклюзии ретинальных вен (ОРВ) представляют собой тяжелую сосудистую патологию, которая характеризуется нарушением кровотока в венозном русле в результате эмболии или тромбоза [1].
По данным авторов, частота окклюзий центральной вены сетчатки (ЦВС) и ее ветвей в популяции высока и варьирует от 0,1 до 4,6% [2, 3]. В свою очередь, окклюзия ветви ЦВС встречается в 3 раза чаще, чем поражение основного ствола [4].
В последнее время наблюдается склонность к формированию ОРВ у молодых пациентов. По данным С.А. Рыкова и соавт., ОРВ имеет место в 39% случаев среди лиц возрастной группы от 41 до 60 лет, в 2% случаев – у пациентов младше 40 лет [5]. R. Klein и соавт. утверждают, что соотношение мужчин и женщин, страдающих ОРВ, примерно одинаково. Однако отечественные авторы полагают, что данная патология чаще всего наблюдается среди женщин и составляет 55–66% случаев [6]. Надо полагать, что повышенная частота формирования ОРВ у женщин может быть связана с ранее перенесенной преэклампсией, которая способствует развитию генерализованной эндотелиальной дисфункции (ЭД) [7]. С целью выявления общего звена патогенеза мы сочли целесообразным провести сравнительный анализ состояния биохимических маркеров ЭД в группах женщин с различным течением беременности и со сформировавшейся ОРВ.
Цель
Провести сравнительный анализ уровня маркеров ЭД у женщин с ОРВ и на фоне преэклампсии.
Материал и методы
В основную группу вошли 16 небеременных женщин с наличием ОРВ (16 глаз). Их возраст варьировал от 34 до 45 лет (в среднем 38±3,4 года). Во всех случаях наблюдалось поражение верхне-височной ветви ЦВС. Давность окклюзий варьировала от 2 до 12 недель (в среднем 7,0±3,3 нед.). Максимальная корригированная острота зрения составила от 0,1 до 0,6 (в среднем 0,42±0,17). Офтальмоскопически во всех случаях определялось наличие интраретинальных геморрагий, «ватообразных» экссудатов по ходу верхне-височной сосудистой аркады. По данным оптической когерентной томографии (ОКТ), объем макулы варьировал от 10,1 до 17,4 мм³ , толщина фовеальной сетчатки составила в среднем 499±141 мкм. При выполнении ОКТ в режиме ангиографии в макулярной области определялись участки локальной ишемии и расширение аваскулярной зоны.
1-я группа сравнения была сформирована 30 беременными женщинами с преэклампсией (60 глаз). Их возраст варьировал от 22 до 43 лет (30±6,9 года). Умеренная степень преэклампсии имела место у 22 беременных, ее тяжелая степень – у 8. У 21 женщины роды проводились через естественные родовые пути, операция кесарева сечения была проведена 9 женщинам.
2-я группа сравнения была сформирована 20 женщинами с физиологическим течением беременности, сопоставимого возраста и сроков беременности. У всех женщин данной группы роды проводились через естественные родовые пути.
В контрольную группу вошли 20 соматически здоровых небеременных женщин (40 глаз).
Всем пациентам проводилось исследование уровня эндотелина-1 в слезной жидкости (СЖ) и фактора Виллебранда (ФВ) в плазме крови. Определение уровня эндотелина-1 в образцах СЖ выполняли на полуавтоматическом анализаторе для иммуноферментного анализа с использованием набора реактивов Endotelin (1– 21) (Biomedica, Австрия). Исследовалось содержание ФВ в плазме крови агрегационным методом на отмытых и фиксированных донорских тромбоцитах с ристомицином. Выбор именно данного показателя был обусловлен тем, что он характеризует как регионарный, так и организменный уровень содержания ФВ. Тем самым объективно подтверждалось наличие генерализованной ЭД [8–10].
В совокупности с оценкой уровня эндотелина-1 в
регионарной системе глаза складывалась более полная картина наличия генерализованной и регионарной ЭД. Исследования проводились дважды в 1-й и 2-й группах сравнения (III триместр беременности и спустя 6–8 мес. после родов). В основной и контрольной группах они выполнялись однократно. Сроки динамического наблюдения составили 4 года.
Проведен сравнительный анализ изучаемых значений в группах. Методы математической статистики – на основе программы IBM SPSS Statistics 20. Выполнялся расчет M±σ, где M – среднее значение, σ– стандартное отклонение. Все исследованные выборки подчинялись нормальному закону распределения по критерию Шапиро–Уилка. Множественное сравнение групп производилось с помощью дисперсионного анализа с последующими апостериорными тестами Тьюки и Шеффе при критическом уровне значимости, равном 0,05.
Результаты
Полученные данные отражены в таблице.
По данным, представленным втаблице, видно, что как в основной группе, так и в 1-й группе сравнения отмечены наиболее высокие уровни эндотелина-1 в СЖ – 2,6±0,4 и 2,69±1,49 нг/мл соответственно. Они статистически значимо отличались от контрольной группы – 0,86±0,25 нг/мл (p<0,05).
Уровень ФВ в плазме крови оказался также наиболее высоким в основной группе и в 1-й группе сравнения относительно контрольной группы: 110,3±29,2 и 109,3±33,2% против 66,5±12,4% соответственно (p<0,05). В свою очередь, значения показателя ФВ в основной группе и 1-й группе сравнения оказались вполне сопоставимыми.
Спустя 6–8 месяцев после родов в 1-й группе сравнения показатели эндотелина-1 в СЖ и ФВ в плазме крови имели тенденцию к снижению (2,34±1,52 нг/мл и 100,9±33,8% соответственно), хотя к данному сроку их значения еще были сопоставимыми с основной группой (p>0,05).
Уровни ФВ и эндотелина-1, которые, как известно, являются основными маркерами развития ЭД, оказались высокими как у женщин основной группы (110,3±29,2% и 2,6±0,4 нг/мл соответственно), так и 1-й группы сравнения (109,3±33,2% и 2,69±1,49 нг/мл соответственно). Они статистически значимо отличались от группы контроля и 2-й группы сравнения (66,5±12,4%, 0,86±0,25 нг/ мл и 64,3±7,3%, 0,96±0,28 нг/мл соответственно). Полученные факты подтверждают развитие ЭД как при преэклампсии, так и при формировании ОРВ. У женщин, в анамнезе которых имеет место преэклампсия, уровень маркеров ЭД оказался также высоким спустя 6–8 мес. после родов, что в отдаленном постродовом периоде может создать благоприятный фон для развития ОРВ.
Обсуждение
Согласно данным литературы, в подавляющем большинстве случаев у беременных с преэклампсией после родов происходит постепенная нормализация состояния эндотелия сосудов [11]. Но все же в ряде случаев эндотелиопатия может оставаться длительное время, формируя синдром ЭД с его негативными последствиями в сосудах сетчатки [12, 13]. Эндотелиопатия после осложненной беременности может сохраняться вследствие повышенных уровней эндотелина-1 в СЖ и ФВ в плазме крови, которые характеризуют системную и местную ЭД. Все это сопровождается развитием оксидативного стресса и нарушением коагуляционного гемостаза в сосудистой системе глаза, что ведет к развитию ретинального вазоспазма, снижению хориоретинальной гемодинамики, повреждению внутреннего гематоретинального барьера с развитием субклинического макулярного отека. Данный каскад патологических изменений служит благоприятным фоном для развития сосудистой ретинальной патологии в отдаленном постродовом периоде, об этом свидетельствуют многолетние исследования, проводимые в нашей клинике [7, 14, 15].
Заключение
У женщин с преэклампсией в III триместре беременности и со сформировавшейся ОРВ наблюдался наибольший уровень эндотелина-1 в СЖ и ФВ в плазме крови. Сохранение высокого уровня маркеров ЭД у женщин с преэклампсией через 6–8 мес. после родов может свидетельствовать о ее сохранении, что является патогенетически неблагоприятным фоном для развития сосудистой ретинальной патологии в отдаленном постродовом периоде.
Информация об авторах
Анастасия Александровна Филь – научный сотрудник, naukakhvmntk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3846-3647
Евгений Леонидович Сорокин – д.м.н., профессор, , профес-сор, https://orcid.org/0000-0002-2028-1140
Олег Владимирович Коленко – д.м.н., профессор, https://orcid.org/0000-0001-7501-5571
Information about the authors
Anastasia A. Fil – scientific worker of the Khabarovsk branch of the S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution, naukakhvmntk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3846-3647
Sorokin Evgenii Leonidovich – Med.Sc.D., Prof., Deputy Head for Scientific Work of the Khabarovsk branch of the S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution, Prof. of Department of General and Clinical Surgery the Far Eastern State Medical University https://orcid.org/0000-0002-2028-1140
Kolenko Oleg Vladimirovich – Med.Sc.D., Director of the Khabarovsk branch of the S. Fyodorov Eye Microsurgery Federal State Institution, Prof. of Department of ophthalmology the Postgraduate Institute for Public Health Workers, https://orcid.org/0000-0001-7501-5571
Финансирование: Авторы не получали конкретный грант на это исследование от какого-либо финансирующего агентства в государственном, коммерческом и некоммерческом секторах.
Согласие пациента на публикацию: Письменного согласия на публикацию этого материала получено не было. Он не содержит никакой личной идентифицирующей информации.
Конфликт интересов: Отсутствует.
Funding: The authors have not declared a specific grant for this research from any funding agency in the public, commercial or not-for-profit sectors.
Patient consent for publication: No written consent was obtained for the publication of this material. It does not contain any personally identifying information.
Conflict of interest: Тhere is no conflict of interest
Страница источника: 34-38
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article47433
Просмотров: 9702
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн