Онлайн доклады

Онлайн доклады

Клинические случаи в офтальмологии

Клинические случаи в офтальмологии

Сателлитные симпозиумы в рамках международного офтальмологического конгресса «Белые ночи» 2025

Сателлитные симпозиумы в рамках международного офтальмологического конгресса «Белые ночи» 2025

Сателлитный симпозиум компании «Сентисс Рус» в рамках VI Межрегиональной научно-практической конференции «Аккомодация и миопия. Проблемы и решения»

Сателлитный симпозиум компании «Сентисс Рус» в рамках VI Межрегиональной научно-практической конференции «Аккомодация и миопия. Проблемы и решения»

Сателлитный симпозиум компании «Johnson & Johnson»: «Улучшенная монофокальная ИОЛ - инновационное решение актуальных задач катарактальной хирургии»

Сателлитный симпозиум компании «Johnson & Johnson»: «Улучшенная монофокальная ИОЛ - инновационное решение актуальных задач катарактальной хирургии»

NEW ERA Лазерная коагуляция сетчатки при ПВХРД

NEW ERA Лазерная коагуляция сетчатки при ПВХРД

IV Всероссийская конференция с международным участием «Воспаление глаза»

IV Всероссийская конференция с международным участием «Воспаление глаза»

Сателлитные симпозиумы в рамках IV Всероссийской конференции с международным участием «Воспаление глаза»

Сателлитные симпозиумы в рамках IV Всероссийской конференции с международным участием «Воспаление глаза»

Сателлитные симпозиумы в рамках 24-го Всероссийского научно-практического конгресса «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

Сателлитные симпозиумы в рамках 24-го Всероссийского научно-практического конгресса «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

24 Всероссийский научно-практический конгресс «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

24 Всероссийский научно-практический конгресс «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

Сателлитные симпозиумы в рамках XVII Российского общенационального офтальмологического форума

Сателлитные симпозиумы в рамках XVII Российского общенационального офтальмологического форума

IX Байкальские офтальмологические чтения «Традиции и инновации в офтальмологии»

IX Байкальские офтальмологические чтения «Традиции и инновации в офтальмологии»

Вопросы управления качеством медицинской организацией

Вопросы управления качеством медицинской организацией

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «XIII Съезд Общества офтальмологов России»

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «XIII Съезд Общества офтальмологов России»

Восток - Запад 2024 XIV Международная конференция по офтальмологии

Восток - Запад 2024 XIV Международная конференция по офтальмологии

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Белые ночи» 2024

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «Белые ночи» 2024

Новые технологии в офтальмологии 2024. Республиканская научно-практическая конференция

Новые технологии в офтальмологии 2024. Республиканская научно-практическая конференция

Сателлитные симпозиумы в рамках Всероссийской научной конференции офтальмологов с международным участием «Невские горизонты - 2024»

Сателлитные симпозиумы в рамках Всероссийской научной конференции офтальмологов с международным участием «Невские горизонты - 2024»

Сателлитные симпозиумы в рамках 21-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии» 2024

Сателлитные симпозиумы в рамках 21-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии» 2024

Впервые выявленная глаукома: проблемы и возможности

Впервые выявленная глаукома: проблемы и возможности

Сателлитные симпозиумы в рамках Пироговского офтальмологического форума 2023

Сателлитные симпозиумы в рамках Пироговского офтальмологического форума 2023

Пироговский офтальмологический форум 2023

Пироговский офтальмологический форум 2023

Сателлитные симпозиумы в рамках III Всероссийской конференции с международным участием «Воспаление глаза 2023»

Сателлитные симпозиумы в рамках III Всероссийской конференции с международным участием «Воспаление глаза 2023»

Проблемные вопросы глаукомы: Искусственный интеллект в диагностике и мониторинге XII Международный симпозиум

Проблемные вопросы глаукомы: Искусственный интеллект в диагностике и мониторинге XII Международный симпозиум

Сателлитные симпозиумы в рамках 23-го Всероссийского научно-практического конгресса с  международным участием «Современные технологии  катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

Сателлитные симпозиумы в рамках 23-го Всероссийского научно-практического конгресса с международным участием «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

NEW ERA Способы трансcклеральной фиксации ИОЛ

NEW ERA Способы трансcклеральной фиксации ИОЛ

Ромашка Фёдорова: 35 лет в движении. Всероссийская научно-практическая конференция

Ромашка Фёдорова: 35 лет в движении. Всероссийская научно-практическая конференция

Сателлитные симпозиумы в рамках Северо-Кавказского офтальмологического саммита

Сателлитные симпозиумы в рамках Северо-Кавказского офтальмологического саммита

NEW ERA Новые молекулы в лечении макулярной патологии

NEW ERA Новые молекулы в лечении макулярной патологии

Сателлитные симпозиумы в рамках XXIX Международного офтальмологического конгресса «Белые ночи»

Сателлитные симпозиумы в рамках XXIX Международного офтальмологического конгресса «Белые ночи»

Сателлитные симпозиумы в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием  «Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия»

Сателлитные симпозиумы в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия»

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Сателлитные симпозиумы в рамках 20 Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии»

Сателлитные симпозиумы в рамках 20 Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии лечения витреоретинальной патологии»

NEW ERA Особенности имплантации мультифокальных ИОЛ

NEW ERA Особенности имплантации мультифокальных ИОЛ

XXX Научно-практическая конференция офтальмологов  Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза»

XXX Научно-практическая конференция офтальмологов Екатеринбургского центра МНТК «Микрохирургия глаза»

Прогрессивные технологии микрохирургии глаза в реальной клинической практике. Научно-практическая конференция

Прогрессивные технологии микрохирургии глаза в реальной клинической практике. Научно-практическая конференция

Пироговский офтальмологический форум

Пироговский офтальмологический форум

Глаукома. Избранные вопросы патогенеза, профилактики, диагностики, лечения. Всероссийская офтальмологическая конференция

Глаукома. Избранные вопросы патогенеза, профилактики, диагностики, лечения. Всероссийская офтальмологическая конференция

Терапия глаукомы. Практический подход и поиск решений в дискуссии

Терапия глаукомы. Практический подход и поиск решений в дискуссии

NEW ERA Хирургическое лечение глаукомы: НГСЭ

NEW ERA Хирургическое лечение глаукомы: НГСЭ

Сателлитные симпозиумы в рамках 22-го Всероссийского научно-практического конгресса «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

Сателлитные симпозиумы в рамках 22-го Всероссийского научно-практического конгресса «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ - 2022

Сателлитные симпозиумы в рамках РООФ - 2022

Современные достижения лазерной офтальмохирургии Всероссийский научный симпозиум

Современные достижения лазерной офтальмохирургии Всероссийский научный симпозиум

Юбилейная X научно-практическая конференция, посвященная 35-летию Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова»

Юбилейная X научно-практическая конференция, посвященная 35-летию Чебоксарского филиала ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова»

NEW ERA Хирургия осложнённой катаракты

NEW ERA Хирургия осложнённой катаракты

NEW ERA Оптическая когерентная томография. Критерии активности макулярной неоваскуляризации

NEW ERA Оптическая когерентная томография. Критерии активности макулярной неоваскуляризации

NEW ERA Особенности лечения отслойки сетчатки

NEW ERA Особенности лечения отслойки сетчатки

Шовная фиксация ИОЛ

Мастер класс

Шовная фиксация ИОЛ

Сателлитные симпозиумы в рамках I Дальневосточного офтальмологического саммита

Сателлитные симпозиумы в рамках I Дальневосточного офтальмологического саммита

Рефракционная хирургия хрусталика. Точно в цель. Научно-практический семинар

Рефракционная хирургия хрусталика. Точно в цель. Научно-практический семинар

Восток - Запад 2022 Международная конференция по офтальмологии

Восток - Запад 2022 Международная конференция по офтальмологии

Целевые уровни ВГД в терапии глаукомы

Вебинар

Целевые уровни ВГД в терапии глаукомы

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции «Невские горизонты - 2022»

Сателлитные симпозиумы в рамках научной конференции «Невские горизонты - 2022»

Новые технологии в офтальмологии 2022

Новые технологии в офтальмологии 2022

ОКТ: новые горизонты

Сателлитный симпозиум

ОКТ: новые горизонты

Превентивная интрасклеральная фланцевая фиксация ИОЛ при подвывихе хрусталика

Вебинар

Превентивная интрасклеральная фланцевая фиксация ИОЛ при подвывихе хрусталика

Лечение глаукомы: инновационный вектор - 2022. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Лечение глаукомы: инновационный вектор - 2022. III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Вебинар компании «Rayner»

Вебинар компании «Rayner»

Цикл онлайн дискуссий компании «Акрихин» «О глаукоме и ВМД в прямом эфире»

Цикл онлайн дискуссий компании «Акрихин» «О глаукоме и ВМД в прямом эфире»

Алгоритм ведения пациентов с астенопией после кераторефракционных операций

Вебинар

Алгоритм ведения пациентов с астенопией после кераторефракционных операций

Cовременные технологии диагностики патологий заднего отдела глаза

Сателлитный симпозиум

Cовременные технологии диагностики патологий заднего отдела глаза

Вебинары компании  «Акрихин»

Вебинары компании «Акрихин»

Снижение концентрации «Бримонидина», как новое решение в терапии у пациентов с глаукомой

Вебинар

Снижение концентрации «Бримонидина», как новое решение в терапии у пациентов с глаукомой

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Конференция

Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием

Актуальные вопросы офтальмологии: в фокусе – роговица

Вебинар

Актуальные вопросы офтальмологии: в фокусе – роговица

XIX Конгресс Российского глаукомного общества  «19+ Друзей Президента»

XIX Конгресс Российского глаукомного общества «19+ Друзей Президента»

Пироговский офтальмологический форум

Пироговский офтальмологический форум

Кератиты, язвы роговицы

Вебинар

Кератиты, язвы роговицы

Актуальные вопросы офтальмологии

Вебинар

Актуальные вопросы офтальмологии

Всероссийский консилиум. Периоперационное ведение пациентов с глаукомой

Сателлитный симпозиум

Всероссийский консилиум. Периоперационное ведение пациентов с глаукомой

Трансплантация роговично-протезного комплекса у пациента с васкуляризированным бельмом роговицы

Трансплантация роговично-протезного комплекса у пациента с васкуляризированным бельмом роговицы

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Конференция

Новые технологии в офтальмологии. Посвящена 100-летию образования Татарской АССР

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Конференция

Особенности нарушения рефракции в детском возрасте Межрегиональная научно-практическая конференция

Клинические случаи в офтальмологии

Клинические случаи в офтальмологии

Онлайн доклады

Онлайн доклады

Сателлитные симпозиумы в рамках международного офтальмологического конгресса «Белые ночи» 2025

Сателлитные симпозиумы в рамках международного офтальмологического конгресса «Белые ночи» 2025

Сателлитный симпозиум компании «Сентисс Рус» в рамках VI Межрегиональной научно-практической конференции «Аккомодация и миопия. Проблемы и решения»

Сателлитный симпозиум компании «Сентисс Рус» в рамках VI Межрегиональной научно-практической конференции «Аккомодация и миопия. Проблемы и решения»

Сателлитный симпозиум компании «Johnson & Johnson»: «Улучшенная монофокальная ИОЛ - инновационное решение актуальных задач катарактальной хирургии»

Сателлитный симпозиум компании «Johnson & Johnson»: «Улучшенная монофокальная ИОЛ - инновационное решение актуальных задач катарактальной хирургии»

NEW ERA Лазерная коагуляция сетчатки при ПВХРД

NEW ERA Лазерная коагуляция сетчатки при ПВХРД

IV Всероссийская конференция с международным участием «Воспаление глаза»

IV Всероссийская конференция с международным участием «Воспаление глаза»

Сателлитные симпозиумы в рамках IV Всероссийской конференции с международным участием «Воспаление глаза»

Сателлитные симпозиумы в рамках IV Всероссийской конференции с международным участием «Воспаление глаза»

Сателлитные симпозиумы в рамках 24-го Всероссийского научно-практического конгресса «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

Сателлитные симпозиумы в рамках 24-го Всероссийского научно-практического конгресса «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

24 Всероссийский научно-практический конгресс «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

24 Всероссийский научно-практический конгресс «Современные технологии катарактальной, рефракционной и роговичной хирургии»

Сателлитные симпозиумы в рамках XVII Российского общенационального офтальмологического форума

Сателлитные симпозиумы в рамках XVII Российского общенационального офтальмологического форума

IX Байкальские офтальмологические чтения «Традиции и инновации в офтальмологии»

IX Байкальские офтальмологические чтения «Традиции и инновации в офтальмологии»

Вопросы управления качеством медицинской организацией

Вопросы управления качеством медицинской организацией

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «XIII Съезд Общества офтальмологов России»

Сателлитные симпозиумы в рамках конференции «XIII Съезд Общества офтальмологов России»

Восток - Запад 2024 XIV Международная конференция по офтальмологии

Восток - Запад 2024 XIV Международная конференция по офтальмологии

Все видео...
 Реферат RUS  Реферат ENG  Литература  Полный текст
УДК:УДК 37.1.7:617.7

DOI: https://doi.org/10.25276/2307-6658-2019-1-22-27

Гигиенические факторы формирования функциональных отклонений и хронических заболеваний глаза у школьников и студентов в современных условиях


     Гигиена детей и подростков – медицинская наука, изучающая влияние природных и социальных факторов на растущий организм, его взаимодействие с окружающей средой и разрабатывающая на этой основе гигиенические и оздоровительные мероприятия, направленные на укрепление здоровья, совершенствование функциональных возможностей и гармоничное развитие детей и подростков [3].

    Важность гигиены зрения (раздел гигиены детей и подростков) была замечена еще в 1800 г. Профессор Венского университета Георг Йозеф Беер (G.J. Beer) издал книгу «Уход за здоровыми и ослабленными глазами». В 1865 г. в Праге вышло третье издание книги австрийского врача-офтальмолога, профессора Карла Фердинанда фон Арльта «Уход за глазами в здоровом и больном их состоянии». Выдающийся немецкий офтальмохирург Альбрехт фон Грефе и величайший немецкий физиолог и врач Герман фон Гельмгольц также неоднократно читали популярные лекции о глазах (цит. по: [9]).

    Но революция в области гигиены зрения в школах началась с 1865 г., когда Герман Кон (Hermann Cohn), позднее ставший экстраординарным профессором Берлинского университета, в своих первых исследованиях обратил внимание на фактор освещенности в учебных заведениях. В двадцати исследованных им начальных школах, в которых условия преподавания были приблизительно одинаковыми, он обнаружил различное число близоруких школьников – от 1,8 до 15%, в зависимости от освещения учебных комнат. В школах, расположенных на широких улицах, число близоруких было 1,8-6,6%, в школах же, расположенных на узких улицах, их число было 7,4-15,1% [2].

    Таким образом, еще 153 года назад была признана приоритетность хорошего освещения для функционирования органа зрения, а проблемы гигиены зрения стали с тех пор привлекать к себе пристальное внимание исследователей различных поколений.

    В последние 20 лет мы наблюдаем революцию в области использования технических устройств. Технологии совершили не только качественное, но и количественное развитие. Согласно данным, приведенным Ericsson Mobility Report 2017, количество используемых телефонов в мире составляет 7,7 миллиардов [10]. И это не могло не сказаться на современных школьниках и студентах, ведь они являются одной из самых многочисленных популяцией людей, регулярно взаимодействующих с электронными устройствами. Практически все школьники и студенты ежедневно используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и при этом сочетают различные «гаджеты» или устройства (компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон, электронная книга).

    Годами сложившиеся гигиенические представления об охране зрения подрастающего поколения: требования к длительности использования электронных устройств, организации перерывов при зрительной работе, размеру экрана устройств, уровню освещенности на рабочем месте, рациональной рабочей позе, сегодня в условиях современной жизни не выполняются.

    Цель

    Провести оценку искусственной освещенности в классах, учебных кабинетах, а также в домашних условиях школьников и студентов. Проанализировать факторы, влияющие на формирование заболеваний органа зрения у современных учащихся.

    Материал и методы

    В исследовании приняли участие 465 школьников и 356 студентов из Москвы и Московской области. Все исследования проведены с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС).

    Проведен анкетный опрос для оценки использования электронных устройств и образа жизни.

    Были выполнены измерения искусственной освещенности в классах, учебных кабинетах и рекреациях автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного гимназии № 12 (Московская область) и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России), а также домашних условиях школьников и студентов. Измерения проводились при помощи переносного комбинированного прибора «ТКА ПКМ 43», предназначенного для измерения освещённости в видимой области спектра (380÷760) нм, температуры воздуха и относительной влажности воздуха внутри помещений.

    Была также оценена группа санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) учреждения, где проводились исследования.

    Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета статистического анализа Statistica 10.0 (StatSoft, США). Относительный риск (RR-вероятность появления определенного исхода – миопии в зависимости от фактора среды – частоты использования устройств) определялся по правилам доказательной медицины с использованием четырехпольных таблиц сопряженности.

    Результаты и обсуждение

    В результате анкетирования было выявлено сочетание устройств, которые школьники и студенты ежедневно используют. Их, как минимум, два. Обязательно имеется мобильный телефон (смартфон), который используется как персональный компьютер. Вторым устройством является или компьютер, или ноутбук (коэффициент сопряженности Пирсона 0,5, р<0,001), если речь идет о стационарном использовании; или ноутбук или планшет (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3 р<0,03), если у школьника или студента имеется переносное устройство и есть возможность взять его с собой.

    Суммарная продолжительность использования устройств школьниками в учебные дни составляет около 7 часов в день. Суммарное использование гаджетов юношами-студентами составляет около 8,5, а девушками-студентками около 10 часов в день. Длительность непрерывного использования гаджетов составляет около 1,5-2 час.

    Зачастую устройства используются не только в «стационарных условиях» – рабочее место школьника и студента дома, в классе, аудитории, но и «дорожных условиях», местах, где организована зона WI-FI, и в т.ч. транспорт. Весьма популярными местами использования гаджетов школьниками и студентами являются коридоры, холлы и рекреационные помещения. Именно там, в момент нахождения на переменах и перерывах, школьники и студенты осуществляют зрительную работу с использованием гаджетов.

    Исследования в гимназии № 12 показали, что искусственная освещенность в учебных классах соответствует как СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», так и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и находится в диапазоне от 316 до 493 лк. В классах источниками освещенности служили потолочные люминесцентные светильники. В коридорах освещенность составила от 312 до 378 лк, в рекреационных – от 363 до 490 лк, что также является нормой. Согласно требованиям СанПиНа освещенность коридоров и рекреационных помещений нормируется на уровне 75-150 лк, что не предполагает осуществления зрительной работы, а тем более зрительной работы с использованием электронных устройств. Искусственное освещение в коридорах и рекреациях обеспечивается использованием потолочных светодиодных ламп. Такое освещение было организовано в рамках работы городской экспериментальной площадки «Кабинет охраны зрения детей».

    При исследовании искусственной освещенности в учебных кабинетах РНИМУ им. Н.И. Пирогова было выяснено, что все измерения соответствовали СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и находились в диапазоне 349-780 лк. Освещенность в коридорах и холлах наблюдалась в диапазоне от 93 до 214 лк. В рекреациях значения варьировались от 160 до 325 лк. Источником освещенности являлись потолочные люминесцентные светильники. Несмотря на то что показатели превышают минимально допустимый уровень освещенности для данных помещений, необходимо отметить, что зрительная работа должна осуществляться при освещенности не менее 300 люкс, а учитывая, что именно здесь студенты чаще всего читают или работают с электронными устройствами, необходимо констатировать, что зрительная работа осуществляется в условиях, не соответствующих гигиеническим принципам охраны зрения.

    Уровень искусственной освещенности в комнатах школьников и студентов на их рабочих местах составил от 55 до 330 лк. Освещенность ниже 300 лк наблюдалась у 80% исследованных мест. Источниками освещенности служили потолочные лампы накаливания, а также светильники местного освещения с лампами накаливания. На рабочем месте школьников и студентов также присутствовали два и более устройства.

    При использовании электронных устройств у школьников и студентов часто возникают различные жалобы. Чаще всего это жалобы на головную боль, усталость глаз, боль в области глаз, расплывчатость изображения, ощущения мельканий перед глазами, т.е. жалобы, укладывающиеся в понятие «астенопия» (от греч. asthenes – слабый, ops – зрение) – «отсутствие силы зрения». В офтальмологической литературе это понятие иногда описывается такими терминами, как притупленное зрение (hebetudo visus), копиопия (kopiopia), пресбиопическая амблиопия.

    Нами установлены достоверные различия в количестве жалоб, предъявляемых школьниками и студентами: студенты предъявляют достоверно больше жалоб (p<0,05) на боли в области глаз и расплывчатость изображения.

    Возникновение усталости глаз сопряжено с частотой использования компьютера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,7, р<0,001); усталость глаз с частотой использования ноутбука (коэффициент сопряженности Пирсона 0,7, р<0,001); усталость глаз с частотой использования планшета (коэффициент сопряженности Пирсона 0,6, р<0,001).

    Широкое использование электронных устройств в бюджете времени дня школьника и студента свидетельствует в пользу того, что по времени должны укорачиваться другие режимные моменты – сон, двигательная активность, прием пищи.

    Вечернее и ночное время у школьников и студентов занято ИКТ. Наиболее часто отход ко сну у школьников происходит в 22.00-23.00 – 45,9%, 23.00-24.00 – 35,6%, 00.00-01.00 – 11,5%. Наиболее часто отход ко сну у студентов происходит в 23.00-24.00 – 60,7%, 00.00-01.00 – 34,1%. Поздний отход ко сну снижает время ночного сна у школьников до 431,0± 70,1 минуты (в среднем 7 часов), у студентов до 402,7± 89,5 минут (в среднем 6,5 часа).

    Необходимо отметить, что только 54,6% школьников и 37,5% студентов еженедельно занимаются спортом (танцами) (p<0,05), что приводит к дефициту двигательной активности.

    Проведенный анализ также показал, что трехкратный прием пищи имеют около 80% школьников и немногим более 50% студентов. Реже 2-х раз в день принимают пищу около 3,5% учащихся. У обучающихся уменьшается и время, отводимое на прием пищи.

    Анализируя факторы, влияющие на формирование заболеваний органа зрения у современных школьников, можно констатировать, что множественный коэффициент корреляции наличия заболеваний глаз с медико-социальными факторами составляет R =0,77, р<0,05. Стандартизованные коэффициенты регрессии (Beta) свидетельствуют о влиянии комплекса факторов (в порядке убывания): частота использования ноутбука, компьютера (-0,55), количество раз в день приема пищи (0,38), занятия спортом (0,28), группа санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) образовательного учреждения (0,21).

    У школьников возникновение средней и высо-кой приобретенной близорукости сопряжено с частотой использования ноутбука и компьютера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,75, р<0,001).

    Определены статистически значимые величины относительного риска (RR) различной частоты использования электронных устройств для развития средней и высокой величины приобретенной близорукости у школьников(табл.).

    При значениях относительного риска более 1, в нашем случае – 6,62, можно сделать вывод, что фактор повышает частоту неблагоприятных исходов – формирование заболеваний глаз (прямая связь).

    Этиологическая составляющая данного фактора составляет 62,4%, безусловно, присутствуют и другие действующие факторы.

    Для предотвращения развития близорукости у школьников очень важным является раннее выявление детей, которые должны быть отнесены к так называемой «группе риска», т.е. учащиеся с привычно-избыточным напряжением аккомодации (ПИНА). Результаты профилактических осмотров, проводимых в гимназии № 12, свидетельствуют о достоверном росте числа первоклассников, которые приступают к обучению в школе, уже имея отклонения со стороны органа зрения (ПИНА, рано приобретенную близорукость) (рис.).

    Полученные результаты вполне объяснимы, поскольку последние 5 лет в школу приходят дети, получившие в руки электронный устройства уже в дошкольном возрасте и имеющие «пользовательский стаж» более 3-4 лет.

    Заключение

    Проведенными исследованиями и анализом установлено, что школьники и студенты тратят большое количество времени на использование электронных устройств, что приводит к появлению различных жалоб астенопического характера и влияет на их самочувствие. Длительное время использования электронных устройств в бюджете времени дня школьников и студентов сокращает другие режимные моменты – сон, двигательную активность, прием пищи и т.д. Нарушения в приеме пищи, изменения в рационе питания могут приводить к уменьшению всасывания ряда витаминов и, в частности витамина А, который играет важную роль в функционировании зрительной системы, дифференцировке клеток и сохранении их нормальной жизнедеятельности, ремоделировании склеры глаза и поддержании нормального функционирования иммунной системы [5].

    Сложившиеся гигиенические представления об охране зрения подрастающего поколения в современных условиях не выполняются. Частота использования электронных устройств школьниками, по-видимому, является этиологической составляющей в развитии приобретенной близорукости, что, впоследствии, может изменить индивидуально-психологические особенности развития детей [4].

    Проблема охраны здоровья детей, подростков и молодежи в современных условиях должна решаться специалистами различных профилей (гигиенистами, офтальмологами, педиатрами, педагогами, психологами и др.) [1, 7].

    В настоящее время необходим поиск наиболее эффективных форм формирования установок здорового образа жизни у подрастающего поколения. Полагаем, что к эффективным мерам профилактики функциональных нарушений и хронических заболеваний глаз у учащихся можно отнести как организацию работы «Кабинета охраны зрения детей» в образовательной организации, волонтерское движение студентов-медиков по вопросам охраны зрения в школах, так и воспитание у детей младшего школьного возраста через сказку ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, а также традиционную работу в виде бесед, видеороликов, плакатов, памяток и т.д. [6, 8]. Вышесказанное поможет найти нужное решение, устранить и разрешить многие проблемы.

    

    Сведения об авторах:

    Скоблина Наталья Александровна – докт. мед. наук, профессор, профессор кафедры гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава Российской Федерации.

    Милушкина Ольга Юрьевна – докт. мед. наук, доцент, зав. кафедрой гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава Российской Федерации.

    Обрубов Сергей Анатольевич – докт. мед. наук, профессор кафедры офтальмологии педиатрического факультета ГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России.

    Татаринчик Андрей Александрович – аспирант кафедры гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России.

    Цамерян Альфред Петрович – канд. мед. наук, врач-офтальмолог высшей категории, АОУ МО города Долгопрудного гимназия № 12 Московской области.

    Маркелова Светлана Валерьевна – канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России


Страница источника: 22-27

OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article30161
Просмотров: 11354


Офтальмохирургия

Офтальмохирургия

Новое в офтальмологии

Новое в офтальмологии

Мир офтальмологии

Мир офтальмологии

Российская офтальмология онлайн

Российская офтальмология онлайн

Российская детская офтальмология

Российская детская офтальмология

Современные технологии в офтальмологии

Современные технологии в офтальмологии

Точка зрения. Восток - Запад

Точка зрения. Восток - Запад

Новости глаукомы

Новости глаукомы

Отражение

Отражение

Клинические случаи в офтальмологии

Клинические случаи в офтальмологии
Bausch + Lomb
Reper
NorthStar
Виатрис
Профитфарм
ЭТП
Rayner
Senju
Гельтек
santen
Ziemer
Tradomed
Екатеринбургский центр Микрохирургия глаза
Екатеринбургский центр Микрохирургия глаза
МТ Техника
Nanoptika
Rompharm
R-optics
Фокус
sentiss
nidek
aseptica