
Рис. Частота распространенности нарушений аккомодации и клинической рефракции у первоклассников общеобразовательного учреждения

Таблица Относительный риск (причинно-следственные связи) возникновения средней и высокой величины приобретенной близорукости у школьников в зависимости от частоты использования электронных устройств
Важность гигиены зрения (раздел гигиены детей и подростков) была замечена еще в 1800 г. Профессор Венского университета Георг Йозеф Беер (G.J. Beer) издал книгу «Уход за здоровыми и ослабленными глазами». В 1865 г. в Праге вышло третье издание книги австрийского врача-офтальмолога, профессора Карла Фердинанда фон Арльта «Уход за глазами в здоровом и больном их состоянии». Выдающийся немецкий офтальмохирург Альбрехт фон Грефе и величайший немецкий физиолог и врач Герман фон Гельмгольц также неоднократно читали популярные лекции о глазах (цит. по: [9]).
Но революция в области гигиены зрения в школах началась с 1865 г., когда Герман Кон (Hermann Cohn), позднее ставший экстраординарным профессором Берлинского университета, в своих первых исследованиях обратил внимание на фактор освещенности в учебных заведениях. В двадцати исследованных им начальных школах, в которых условия преподавания были приблизительно одинаковыми, он обнаружил различное число близоруких школьников – от 1,8 до 15%, в зависимости от освещения учебных комнат. В школах, расположенных на широких улицах, число близоруких было 1,8-6,6%, в школах же, расположенных на узких улицах, их число было 7,4-15,1% [2].
Таким образом, еще 153 года назад была признана приоритетность хорошего освещения для функционирования органа зрения, а проблемы гигиены зрения стали с тех пор привлекать к себе пристальное внимание исследователей различных поколений.
В последние 20 лет мы наблюдаем революцию в области использования технических устройств. Технологии совершили не только качественное, но и количественное развитие. Согласно данным, приведенным Ericsson Mobility Report 2017, количество используемых телефонов в мире составляет 7,7 миллиардов [10]. И это не могло не сказаться на современных школьниках и студентах, ведь они являются одной из самых многочисленных популяцией людей, регулярно взаимодействующих с электронными устройствами. Практически все школьники и студенты ежедневно используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и при этом сочетают различные «гаджеты» или устройства (компьютер, ноутбук, планшет, мобильный телефон, электронная книга).
Годами сложившиеся гигиенические представления об охране зрения подрастающего поколения: требования к длительности использования электронных устройств, организации перерывов при зрительной работе, размеру экрана устройств, уровню освещенности на рабочем месте, рациональной рабочей позе, сегодня в условиях современной жизни не выполняются.
Цель
Провести оценку искусственной освещенности в классах, учебных кабинетах, а также в домашних условиях школьников и студентов. Проанализировать факторы, влияющие на формирование заболеваний органа зрения у современных учащихся.
Материал и методы
В исследовании приняли участие 465 школьников и 356 студентов из Москвы и Московской области. Все исследования проведены с соблюдением этических норм, изложенных в Хельсинской декларации и Директивах Европейского сообщества (8/609ЕС).
Проведен анкетный опрос для оценки использования электронных устройств и образа жизни.
Были выполнены измерения искусственной освещенности в классах, учебных кабинетах и рекреациях автономного общеобразовательного учреждения муниципального образования города Долгопрудного гимназии № 12 (Московская область) и Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России), а также домашних условиях школьников и студентов. Измерения проводились при помощи переносного комбинированного прибора «ТКА ПКМ 43», предназначенного для измерения освещённости в видимой области спектра (380÷760) нм, температуры воздуха и относительной влажности воздуха внутри помещений.
Была также оценена группа санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) учреждения, где проводились исследования.
Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием пакета статистического анализа Statistica 10.0 (StatSoft, США). Относительный риск (RR-вероятность появления определенного исхода – миопии в зависимости от фактора среды – частоты использования устройств) определялся по правилам доказательной медицины с использованием четырехпольных таблиц сопряженности.
Результаты и обсуждение
В результате анкетирования было выявлено сочетание устройств, которые школьники и студенты ежедневно используют. Их, как минимум, два. Обязательно имеется мобильный телефон (смартфон), который используется как персональный компьютер. Вторым устройством является или компьютер, или ноутбук (коэффициент сопряженности Пирсона 0,5, р<0,001), если речь идет о стационарном использовании; или ноутбук или планшет (коэффициент сопряженности Пирсона 0,3 р<0,03), если у школьника или студента имеется переносное устройство и есть возможность взять его с собой.
Суммарная продолжительность использования устройств школьниками в учебные дни составляет около 7 часов в день. Суммарное использование гаджетов юношами-студентами составляет около 8,5, а девушками-студентками около 10 часов в день. Длительность непрерывного использования гаджетов составляет около 1,5-2 час.
Зачастую устройства используются не только в «стационарных условиях» – рабочее место школьника и студента дома, в классе, аудитории, но и «дорожных условиях», местах, где организована зона WI-FI, и в т.ч. транспорт. Весьма популярными местами использования гаджетов школьниками и студентами являются коридоры, холлы и рекреационные помещения. Именно там, в момент нахождения на переменах и перерывах, школьники и студенты осуществляют зрительную работу с использованием гаджетов.
Исследования в гимназии № 12 показали, что искусственная освещенность в учебных классах соответствует как СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», так и СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и находится в диапазоне от 316 до 493 лк. В классах источниками освещенности служили потолочные люминесцентные светильники. В коридорах освещенность составила от 312 до 378 лк, в рекреационных – от 363 до 490 лк, что также является нормой. Согласно требованиям СанПиНа освещенность коридоров и рекреационных помещений нормируется на уровне 75-150 лк, что не предполагает осуществления зрительной работы, а тем более зрительной работы с использованием электронных устройств. Искусственное освещение в коридорах и рекреациях обеспечивается использованием потолочных светодиодных ламп. Такое освещение было организовано в рамках работы городской экспериментальной площадки «Кабинет охраны зрения детей».
При исследовании искусственной освещенности в учебных кабинетах РНИМУ им. Н.И. Пирогова было выяснено, что все измерения соответствовали СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий» и находились в диапазоне 349-780 лк. Освещенность в коридорах и холлах наблюдалась в диапазоне от 93 до 214 лк. В рекреациях значения варьировались от 160 до 325 лк. Источником освещенности являлись потолочные люминесцентные светильники. Несмотря на то что показатели превышают минимально допустимый уровень освещенности для данных помещений, необходимо отметить, что зрительная работа должна осуществляться при освещенности не менее 300 люкс, а учитывая, что именно здесь студенты чаще всего читают или работают с электронными устройствами, необходимо констатировать, что зрительная работа осуществляется в условиях, не соответствующих гигиеническим принципам охраны зрения.
Уровень искусственной освещенности в комнатах школьников и студентов на их рабочих местах составил от 55 до 330 лк. Освещенность ниже 300 лк наблюдалась у 80% исследованных мест. Источниками освещенности служили потолочные лампы накаливания, а также светильники местного освещения с лампами накаливания. На рабочем месте школьников и студентов также присутствовали два и более устройства.
При использовании электронных устройств у школьников и студентов часто возникают различные жалобы. Чаще всего это жалобы на головную боль, усталость глаз, боль в области глаз, расплывчатость изображения, ощущения мельканий перед глазами, т.е. жалобы, укладывающиеся в понятие «астенопия» (от греч. asthenes – слабый, ops – зрение) – «отсутствие силы зрения». В офтальмологической литературе это понятие иногда описывается такими терминами, как притупленное зрение (hebetudo visus), копиопия (kopiopia), пресбиопическая амблиопия.
Нами установлены достоверные различия в количестве жалоб, предъявляемых школьниками и студентами: студенты предъявляют достоверно больше жалоб (p<0,05) на боли в области глаз и расплывчатость изображения.
Возникновение усталости глаз сопряжено с частотой использования компьютера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,7, р<0,001); усталость глаз с частотой использования ноутбука (коэффициент сопряженности Пирсона 0,7, р<0,001); усталость глаз с частотой использования планшета (коэффициент сопряженности Пирсона 0,6, р<0,001).
Широкое использование электронных устройств в бюджете времени дня школьника и студента свидетельствует в пользу того, что по времени должны укорачиваться другие режимные моменты – сон, двигательная активность, прием пищи.
Вечернее и ночное время у школьников и студентов занято ИКТ. Наиболее часто отход ко сну у школьников происходит в 22.00-23.00 – 45,9%, 23.00-24.00 – 35,6%, 00.00-01.00 – 11,5%. Наиболее часто отход ко сну у студентов происходит в 23.00-24.00 – 60,7%, 00.00-01.00 – 34,1%. Поздний отход ко сну снижает время ночного сна у школьников до 431,0± 70,1 минуты (в среднем 7 часов), у студентов до 402,7± 89,5 минут (в среднем 6,5 часа).
Необходимо отметить, что только 54,6% школьников и 37,5% студентов еженедельно занимаются спортом (танцами) (p<0,05), что приводит к дефициту двигательной активности.
Проведенный анализ также показал, что трехкратный прием пищи имеют около 80% школьников и немногим более 50% студентов. Реже 2-х раз в день принимают пищу около 3,5% учащихся. У обучающихся уменьшается и время, отводимое на прием пищи.
Анализируя факторы, влияющие на формирование заболеваний органа зрения у современных школьников, можно констатировать, что множественный коэффициент корреляции наличия заболеваний глаз с медико-социальными факторами составляет R =0,77, р<0,05. Стандартизованные коэффициенты регрессии (Beta) свидетельствуют о влиянии комплекса факторов (в порядке убывания): частота использования ноутбука, компьютера (-0,55), количество раз в день приема пищи (0,38), занятия спортом (0,28), группа санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) образовательного учреждения (0,21).
У школьников возникновение средней и высо-кой приобретенной близорукости сопряжено с частотой использования ноутбука и компьютера (коэффициент сопряженности Пирсона 0,75, р<0,001).
Определены статистически значимые величины относительного риска (RR) различной частоты использования электронных устройств для развития средней и высокой величины приобретенной близорукости у школьников(табл.).
При значениях относительного риска более 1, в нашем случае – 6,62, можно сделать вывод, что фактор повышает частоту неблагоприятных исходов – формирование заболеваний глаз (прямая связь).
Этиологическая составляющая данного фактора составляет 62,4%, безусловно, присутствуют и другие действующие факторы.
Для предотвращения развития близорукости у школьников очень важным является раннее выявление детей, которые должны быть отнесены к так называемой «группе риска», т.е. учащиеся с привычно-избыточным напряжением аккомодации (ПИНА). Результаты профилактических осмотров, проводимых в гимназии № 12, свидетельствуют о достоверном росте числа первоклассников, которые приступают к обучению в школе, уже имея отклонения со стороны органа зрения (ПИНА, рано приобретенную близорукость) (рис.).
Полученные результаты вполне объяснимы, поскольку последние 5 лет в школу приходят дети, получившие в руки электронный устройства уже в дошкольном возрасте и имеющие «пользовательский стаж» более 3-4 лет.
Заключение
Проведенными исследованиями и анализом установлено, что школьники и студенты тратят большое количество времени на использование электронных устройств, что приводит к появлению различных жалоб астенопического характера и влияет на их самочувствие. Длительное время использования электронных устройств в бюджете времени дня школьников и студентов сокращает другие режимные моменты – сон, двигательную активность, прием пищи и т.д. Нарушения в приеме пищи, изменения в рационе питания могут приводить к уменьшению всасывания ряда витаминов и, в частности витамина А, который играет важную роль в функционировании зрительной системы, дифференцировке клеток и сохранении их нормальной жизнедеятельности, ремоделировании склеры глаза и поддержании нормального функционирования иммунной системы [5].
Сложившиеся гигиенические представления об охране зрения подрастающего поколения в современных условиях не выполняются. Частота использования электронных устройств школьниками, по-видимому, является этиологической составляющей в развитии приобретенной близорукости, что, впоследствии, может изменить индивидуально-психологические особенности развития детей [4].
Проблема охраны здоровья детей, подростков и молодежи в современных условиях должна решаться специалистами различных профилей (гигиенистами, офтальмологами, педиатрами, педагогами, психологами и др.) [1, 7].
В настоящее время необходим поиск наиболее эффективных форм формирования установок здорового образа жизни у подрастающего поколения. Полагаем, что к эффективным мерам профилактики функциональных нарушений и хронических заболеваний глаз у учащихся можно отнести как организацию работы «Кабинета охраны зрения детей» в образовательной организации, волонтерское движение студентов-медиков по вопросам охраны зрения в школах, так и воспитание у детей младшего школьного возраста через сказку ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих, а также традиционную работу в виде бесед, видеороликов, плакатов, памяток и т.д. [6, 8]. Вышесказанное поможет найти нужное решение, устранить и разрешить многие проблемы.
Сведения об авторах:
Скоблина Наталья Александровна – докт. мед. наук, профессор, профессор кафедры гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава Российской Федерации.
Милушкина Ольга Юрьевна – докт. мед. наук, доцент, зав. кафедрой гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава Российской Федерации.
Обрубов Сергей Анатольевич – докт. мед. наук, профессор кафедры офтальмологии педиатрического факультета ГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России.
Татаринчик Андрей Александрович – аспирант кафедры гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России.
Цамерян Альфред Петрович – канд. мед. наук, врач-офтальмолог высшей категории, АОУ МО города Долгопрудного гимназия № 12 Московской области.
Маркелова Светлана Валерьевна – канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены педиатрического факультета ФГБОУ ВО «РНИМУ им. Н.И. Пирогова» Минздрава России