ГУ «Уфимский НИИ глазных болезней» АН РБ, г. Уфа
Коррекция астигматизма различных степеней с помощью эксимерлазерной абляции прочно вошла в хирургическую практику. Данная методика позволяет достичь высокой остроты зрения. Интраокулярная коррекция после предшествующего LASIK заманчива и перспективна. Однако представляет определенный риск. Современные мультифокальные линзы позволяют достичь «псевдоаккомодационного» зрения, этот эффект возникает благодаря наличию переходных зон в оптической части, тем самым обеспечивая для пациентов комфортное зрение на любом расстоянии до рассматриваемого предмета при различных условиях освещения [1, 2, 3]. Ранее перенесённая радиальная кератотомия считается противопоказанием для имплантации аподизированной дифракционной линзы Acrysof ReSTOR. Успешное развитие факоэмульсификации, социальный рост пациентов, необходимость в качественном зрении вблизи и вдаль, привело к расширению показаний к применению мультифокальных линз.
Материал и методы. Пациентка В., 38 лет, обратилась в Уфимский НИИ ГБ с жалобами на низкое зрение левого глаза. Смешанный астигматизм левого глаза выявлен в детском возрасте. По поводу имеющегося заболевания ОS пациентке было проведено рефракционное вмешательство — LASIK. Спустя год начала отмечать прогрессивное снижение зрения левого глаза, что и заставило обратиться за медицинской помощью.
Зрительные функции парного глаза были сохранены, при объективном исследовании не было выявлено признаков начальной катаракты и пресбиопии.
Острота зрения правого глаза — 0,9 н. к., левого — 0,08 н. к. Кератометрия: OD — K1–43,68 ax 116°, K2–44,20 ax 26°, OS — K1–41,87 ax 173°, K2–42,61 ax 83°.
Острота зрения пациентки В., после имплантации МИО Л Acrysof Restor
Динамика показателей авторефрактометрии
Учитывая объективные данные и мотивацию пациентки избавиться от дополнительной очковой коррекции для близи, было проведено оперативное вмешательство: факоэмульсификация с имплантацией мультифокальной ИОЛ Acrysof Restor (add +3) по стандартной методике. О возможных осложнениях (погрешность в расчете, учитывая предшествующее кераторефракционное вмешательство, побочные фотопические феномены) больная была предупреждена.
Расчет оптической силы ИОЛ производился на аппарате «IOL-Master» по формуле SRK/II на M-0,2. Расчетная сила ИОЛ на OS была +23,5 дптр.
Операция выполнялась на факоэмульсификаторе «INFINITY» по общепринятой методике с тоннельным самогерметизирующимся разрезом в более сильном меридиане. Линза имплантировалась в капсульный мешок, тщательно центрировалась. В конце операции использовали инстилляции миотиков для стабильного положения ИОЛ. В послеоперационном периоде пациентка получила стандартную противовоспалительную терапию.
Для оценки зрительных функций исследовали визометрию на различных расстояниях и при различных условиях освещения, проводили рефрактометрию, пневмотонометрию. Определялись ближайшая точка ясного зрения, объем псевдоаккомодации, пространственно-контрастная чувствительность, субъективная удовлетворенность путем анкетирования, абберации волнового фронта.
Результаты и обсуждение. Послеоперационный период ареактивный.
В 1-е сутки после операции острота зрения OS вдаль была 0,7, вблизи — 0,3. Через 1 мес. после операции: жалоб нет. Объективно, по данным биомикроскопии OS: глаз спокоен, слизистая спокойна, роговица прозрачная, передняя камера средней глубины, влага прозрачная, интраокулярная линза в правильном положении, центрирована, зрачок круглый, 3 мм в диаметре, радужка спокойна.
Офтальмоскопия OS: ДЗН бледно — розовый, границы четкие, ход сосудов не изменен. Острота зрения на различные расстояния представлена в табл. 1.
Как видно из таблицы во всех случаях высокие результаты получены при фотопических условиях, что совпадает с литературными данными.
По данным авторефрактометрии (табл. 2) сферический компонент составил +0,5 дптр, но объективно он не изменял остроту зрения ни вблизи, ни вдаль. Как известно, данный метод при имплантации мультифокальных ИОЛ не является информативным из-за погрешностей, возникающих при прохождении луча через дифракционную структуру линзы. Но, как видно в таблице, спустя месяц сферический компонент имел тенденцию к регрессии, стремился к «рефракции цели».
Объем псевдоаккомодации (методом дефокуса с добавлением сфер 0,5 дптр) на оперированном глазу составил 4,5 дптр, на парном неоперированном глазу — 5,5 дптр. Ближайшая точка ясного зрения на левом глазу была равна 30 см, на парном глазу — 20 см.
После операции на оперированном глазу отмечалось снижение пространственно-контрастной чувствительности к ахроматическим синусоидальным решеткам на высоких и средних частотах по сравнению с парным глазом на 7–9 %.
Данные аберрометрии (рис. в Приложении) показывали уменьшение клинически значимых аберраций после операции.
Субъективно пациентка удовлетворена проведенным лечением, бинокулярной некорригированной остротой зрения вдаль, вблизи и на промежуточном расстоянии. Пациентка не использует очковую коррекцию для близи и дали, не отмечает затруднений при работе на компьютере, вождении автомобиля в сумерках и темноте. Световые явления не выявлены.
Выводы. На основе представленного клинического случая подтверждается эффективность имплантации мультифокальных ИОЛ AcrySof ReSTOR для коррекции афакии после кераторефракционных операций и возможность полноценной зрительной реабилитации пациентов в послеоперационном периоде.