Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Интервью с д.м.н., профессором Е.Ю. Марковой. «Мы всегда балансируем, стараемся найти золотую середину»
Заведующая отделом микрохирургии и функциональной реабилитации глаз у детей ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова» Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор кафедры офтальмологии Института непрерывного профессионального образования Елена Юрьевна Маркова в интервью изданию «Мир офтальмологии» рассказала об особенностях педиатрической школы, об уникальных случаях из своей практики и о своем участии во Всероссийском конгрессе «Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии».
Педиатром надо родиться
Педиатром надо родиться, на мой взгляд. Раскрою секрет: я пошла на педиатрический факультет только потому, что там чуть меньше конкурс. Но через год я об этом совершенно не пожалела. А сейчас уже трудно себя представить в чем-то другом – так педиатрия вписалась в мою жизнь. Мне повезло, у меня были очень хорошие учителя: академики В.А. Тоболин, Н.С. Кисляк, А.Г. Румянцев, Е.Г. Ковалевский, Е.И. Сидоренко, М.Р. Гусева.
Я считаю, что врач обязан постоянно совершенствоваться и каждый день учиться. Я многому научилась, когда пришла в МНТК «Микрохирургия глаза». Здесь совершенный «космос» в плане диагностики и хирургической техники. В основном, к нам поступают пациенты на хирургические операции, много тяжелых пациентов, требующих не только хирургии, но и консервативного лечения. Недавно к нам попала 12-летняя девочка, которая перенесла несколько операций по месту жительства и была на грани потери глаза. Нам большой командой удалось спасти глаз этого ребенка. Процесс реабилитации после операции был также важен и нужен. К сожалению, не везде есть опыт лечения таких тяжелых случаев. А у ребенка, можно сказать, каждый случай сложный, требует полной концентрации и врачей, и родителей, требует современной аппаратуры, современных лекарственных препаратов. Все должно быть в комплексе.
В процессе многолетней работы сложилось так, что мои бывшие пациенты приводят ко мне уже своих детей. Это особенность педиатрической школы.
Преломление под нетрадиционным углом
Недавно я принимала участие в 21-м Всероссийском конгрессе «Современные технологии катарактальной, роговичной и рефракционной хирургии». Очень рада, что он прошел в очном формате. Все-таки живое общение никогда не заменит общение онлайн. За много лет у нас с коллегами сложились дружеские отношения, и мы рады видеть друг друга, обсудить проблемы, которые назрели за время, минувшее с последней встречи. Офтальмология – очень динамичная специальность, в которой регулярно появляются новые препараты, методики и методы лечения. И очень важно услышать о них мнение коллег и друзей, а также поделиться своим опытом.
Меня приятно удивил уровень и масштаб конгресса. Он соответствует самым престижным мировым конференциям. Я работала во многих учреждениях, организовывала достаточно большие конференции и знаю, сколько сил на это уходит. Здесь огромная заслуга и профессора Александра Михайловича Чухраёва – директора ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова» Минздрава России, и профессора Бориса Эдуардовича Малюгина – председателя Общества офтальмологов России, заместителя директора ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Фёдорова» Минздрава России).
На этом конгрессе мы услышали преломление некоторых проблем под таким нетрадиционным углом, о котором даже не задумывались. У детей появляются заболевания, которые мы раньше не считали прерогативой детской офтальмологии. Как, например, ситуация с кератоконусом у детей. Я работала 30 лет и за это время видела ну от силы 15 детей с кератоконусом, а за последние три года мы прооперировали больше 100 детей с этой патологией. Тут либо меняется образ жизни наших детей: питание, экология… А, может, просто суперсовременные методы диагностики позволяют выявлять эту патологию на ранних стадиях. На конгрессе целая секция была посвящена именно проблеме кератоконуса. Было очень полезно выслушать точки зрения коллег, понять, куда движется диагностика и лечение.
Об особенностях детской офтальмологии
Детская офтальмология – достаточно узкое направление. Детские офтальмологи не могут себе позволить быть хирургами по глаукоме, хирургами катарактальными, рефракционными, витреальными. Мы должны аккумулировать все эти знания. К счастью, у нас есть возможность всегда обратиться к коллегам, работающим со взрослыми пациентами, с просьбой помочь, что-то посоветовать, поскольку они имеют гораздо больше возможностей: им, в отличие от детских офтальмологов, доступны самые новые методики.
Чтобы внедрить эти технологии и методики в детскую офтальмологию, должно пройти время. И это оправданно: есть анатомические особенности глаза ребенка, особенности иммунной реакции, которые дают совершенно другой эффект на технологии, успешно применяемые у взрослых. Поэтому внедрение всего нового в детскую офтальмологию достаточно сильно запаздывает. Законодательная база тоже сдерживает нас, потому что многие методики и лекарственные препараты не разрешены к применению в детской офтальмологии.
«Пионерский» симпозиум и спасение девочки
Хочется отметить симпозиум «Вопросы лечения острых инфекционных патологий роговицы». Это «пионерский» симпозиум, который впервые вошел в программу хирургической конференции, вызвав очень большой интерес. Послушать его пришло много желающих, люди стояли в проходах. Мы еще раз убедились, что консервативное лечение в офтальмологии, вопросы диагностики и лечения детей – очень актуальны. Я вынесла достаточно много интересного лично для себя и уверена, такой формат стоит продолжать.
В рамках этого симпозиума у меня был доклад «Поражения роговицы у детей при использовании ортокератологической коррекции». Доклад строился по клиническому случаю. Я хотела обратить внимание коллег на то, что новые современные методики профилактики прогрессирования, коррекции миопии – это замечательно, и OK-линзы приносят свой результат. Доказано и удобство этой методики, когда дети на ночь надевают линзы, утром снимают их и днем ходят без очков и без контактных линз. Методика эффективная, да, но нельзя забывать, что ее мы назначаем детям, как правило, школьникам. И как бы мы не любили наших детей и не доверяли им, надо понимать, что они – дети. Иногда они забывают помыть руки перед тем, как надеть линзы. Иногда им нездоровится, у них может быть ОРВИ, и в этот день стоит походить в очках, а не надевать на воспаленный глаз линзу. Иногда дети могут забыть поменять раствор для линз. И если мы ослабляем свой контроль и не выполняем комплаенс, то получаем осложнения.
В том клиническом случае, который я продемонстрировала, девочка, поступившая к нам после двухмесячного лечения, фактически была близка к потере глаза. Нам пришлось приложить массу усилий целого коллектива коллег, чтобы спасти этого ребенка – и у нас получилось.
Сейчас точную причину проблемы этой девочки назвать невозможно. Она использовала ортокератологические линзы, но насколько четко соблюдала комплаенс – трудно сказать. Может быть, она носила линзы на фоне инфекционного заболевания. А, может, совокупность ряда факторов сыграла непростую роль. Девочка две недели провела в нашем отделении. Случай сложный. Этим опытом на конгрессе я поделилась с коллегами, еще раз акцентировала внимание на том, что дети, пользующиеся ортокератологическими линзами, нуждаются в особом контроле и родителей, и врачей. С ними нужно индивидуально беседовать, говорить о важности стопроцентного комплаенса.
Мы всегда балансируем, стараемся найти золотую середину
До недавнего времени обсуждение проблем детства не вызывало большого интереса. Детским офтальмологам сложно конкурировать с рефракционными и катарактальными хирургами. Понятно, что у них и хирургическая активность больше, и финансовые возможности. Поэтому формат обсуждения детских проблем не всегда вызывал тот интерес, который бы хотелось. Но в этом году большой зал, который нам выделили для проведения симпозиума «Современные подходы к хирургии катаракты и интраокулярной коррекции у детей», был практически заполнен. Симпозиум получился интересный. Отдельное спасибо президиуму. Мне очень приятно, что в президиуме были директора наших ведущих филиалов и профессор Борис Эдуардович Малюгин.
Детей с врожденной катарактой немного, но тем, у кого она есть, это очень сильно осложняет жизнь. У пожилых людей с катарактой страдает качество жизни, чтение, работа, досуг. Но надо учитывать, что это уже зрелый человек, он прожил целую жизнь, выучился, овладел профессией. У ребенка же, особенно новорожденного, еще не сформировались зрительные функции, у него низкая острота зрения, нет бинокулярного зрения – той удивительной способности, благодаря которой изображение с сетчаток двух глаз сливается в единый зрительный образ в головном мозге.
Для ребенка зрение – это стимул совершенствования и органа зрения, и развития нервной системы. Если ребенок растет в подземелье и не видит дневного света, то возникают проблемы с формированием нервной системы, он развивается не так, как другие. Поэтому для детей отсутствие зрения – трагедия. Я уже не говорю о том, что если ребёнка прооперировать в более позднем возрасте, то формирование этих функций задержится. И потом заставить глаз работать, особенно заставить работать те корковые центры, которые отвечают за зрение, будет достаточно сложно. Поэтому, с одной стороны, мы должны своевременно прооперировать ребенка. С другой – должны понимать, что он только родился, у него еще несовершенна нервная система, он чувствительнее реагирует на наркоз, даже несмотря на то, что наркоз сейчас более щадящий, и наши профессиональные анестезиологи в своем арсенале имеют современные методики. Все равно наркоз – это стресс для ребенка.
Истина в дискуссиях
Дискуссии на симпозиуме также были посвящены проблемам катаракты у детей. Есть катаракты, которые сопровождаются определенной врожденной патологией или общесоматическими заболеваниями. Редко такая проблема бывает в организме одна. Чаще это влияние ряда факторов, генетические проблемы, затрагивающие ряд систем и органов ребенка. Все это обсуждалось на конгрессе. Так же, как и подход к расчету интраокулярных линз. Учитывая, что ребенок рождается с одной рефракцией, но по ходу взросления его глаз растет и должна быть поправка. Мы не должны полностью, как у взрослого, корригировать рефракцию на данный момент, мы должны рассчитывать линзу с запасом.
Использование различных методик тоже было дискуссионным вопросом. Сейчас широко распространена методика хирургии катаракты с применением фемтосекундных лазеров. Но насколько эта методика имеет право быть применима у детей, учитывая, что структура хрусталика ребенка совершенно другая, нежели у взрослого? Тем не менее, это новая современная методика, которую нужно внедрять и в детскую офтальмологию. Но, опять-таки, просчитав все риски.
Потом есть такие заболевания, как, например, синдром Морфана, когда связочный аппарат хрусталика страдает. Есть особенности хирургии этой группы пациентов: приходится делать дополнительную, внекапсульную фиксацию. Этот вопрос тоже широко обсуждался.
Эти и другие поднятые на симпозиуме вопросы обсуждались опытными известными в России специалистами. Их мнение стоит очень дорогого. А в завершение симпозиума выступил заведующий детским микрохирургическим отделением Уфимского НИИ глазных болезней Академии наук Республики Башкортостан, доктор медицинских наук И.С. Зайдуллин. У него огромный опыт лечения катаракты у детей. Он акцентировал внимание на проблемах, с которыми могут столкнуться молодые хирурги, суммировав весь тот опыт, который мы обсуждали. Это было полезно.
Планы на будущее
Свое участие в конференциях мы планируем постоянно. Впереди – витреоретинальная конференция, Дальневосточный форум, думаю, там будет детская секция, конференция в Перми, где специально собираются все детские офтальмологи из разных городов. Пока планируем везде очное участие. Не исключаю, что и мы станем инициаторами большой конференции по детской офтальмологии. Время покажет!
Материал подготовила Татьяна Лапшина
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article46562
Просмотров: 8620
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн






















