M. Soheilian, S. Karimi, A. Ramezani, G. A. Peyman. Pilot study of intravitreal injection of diclofenac for treatment of macular edema of various etiologies // Retina.— 2010.— Vol. 30.— P. 509-515.
Рис. 1. Изображение, полученное с помощью ОКТ, проведенной пациентке 81 года с неоваскулярным возрастным КМО и субретинальной геморрагией до лечения (А) и через 8 недель после интравитреальной инъекции диклофенака (Б): субретинальная геморрагия практически рассосалась. Исследование того же глаза до лечения (В) и после интравитреальной инъекции диклофенака (Г): жидкость в субретинальном пространстве рассосалась, что привело к повышению остроты зрения
Рис. 2. Флюоресцентная ангиограмма пациентки 73 лет с диабетическим КМО и диффузной проницаемостью сосудов сетчатки и новообразованных сосудов в зоне диска зрительного нерва (указано стрелкой): до лечения (А) и через 8 недель после инъекции диклофенака (Б). Фильтрация флюоресцеина из сосудов сетчатки сохранилась, из сосудов в зоне диска зрительного нерва — уменьшилась. Данные остроты зрения и ОКТ после лечения не изменились по сравнению с исходными параметрами
Доктор Soheilian с соавт. проанализировали результаты интравитреального введения диклофенака с точки зрения токсического поражения внутриглазных структур, влияния на остроту зрения с максимальной коррекцией и состояния макулярной области у пациентов с КМО, развившегося на фоне различной патологии сетчатки.
В исследовании приняли участие 10 пациентов в возрасте от 47 до 82 лет. У пяти больных (5 глаз) выявлен диффузный КМО на фоне сахарного диабета. Ранее этим пациентам провели панретинальную лазерную фотокоагуляцию макулярной зоны. У одного пациента КМО развился на фоне застарелой окклюзии ветви вены сетчатки, у одного пациента — на фоне хронического увеита, у одного пациента — на фоне артифакии. Кроме того, в исследование включили двух пациентов с хориоидальной неоваскуляризацией в активной фазе, развившейся на фоне возрастной макулярной дегенерации. У одного из пациентов выявили значительную субретинальную неоваскулярную мембрану на фоне наличия жидкости в субретинальном пространстве и геморрагии, что было подтверждено данными флюоресцентной ангиографии (рис. 1). Данные оптической когерентной томографии (ОКТ) этого глаза показали наличие КМО, мембраны и жидкости в субретинальном пространстве (рис. 1). На другом глазу с хориоидальной неоваскуляризацией также выявили наличие субретинальной неоваскулярной мембраны, жидкости и геморрагии. На изображении, полученном с помощью ОКТ, отчетливо видны мембрана, увеличение толщины макулярной зоны и наличие жидкости в субретинальном пространстве.
Ни одного из пациентов ранее не лечили по поводу КМО, кроме больного с увеитом, которому назначали местные кортикостероиды.
Всем пациентам провели полное офтальмологическое обследование. Интравитреальную инъекцию диклофенака (500 mг/0,1 мл), растворенного в сбалансированном солевом растворе, выполнили с наложением векорасширителя после инстилляций раствора бетадина (2 раза с интервалом 5 минут) и анестетика (2 раза с интервалом 3 минуты). НПВП ввели в верхневисочной области через иглу 27-го калибра.
Больным провели биомикроскопическое исследование передней камеры с точки зрения наличия воспалительной реакции и измерение ВГД в 1-е и 3-и сутки после выполнения инъекции диклофенака. Тщательное офтальмологическое обследование выполнили через 2, 4 и 8 недель после введения диклофенака.
Острота зрения после интравитреальной инъекции НПВП на одном глазу составила счет пальцев на расстоянии 0,5 м, на трех глазах — 0,05, на шести глазах — 0,1.
Через две недели после лечения острота зрения на трех глазах повысилась на три строчки по таблице Snellen и более, на четырех глазах осталась без изменения, на трех глазах понизилась. Через четыре недели острота зрения с максимальной коррекцией на трех глазах повысилась на три строчки по таблице Snellen и более, на одном глазу — на две строчки, на одном глазу — на одну строчку, на четырех глазах осталась без изменения, на одном глазу понизилась. Через восемь недель острота зрения с максимальной коррекцией на трех глазах повысилась на три строчки по таблице Snellen и более, на одном глазу — на две строчки, на двух глазах — на одну строчку, на двух глазах осталась без изменения, на одном глазу понизилась по сравнению с данными до проведения лечения.
Через восемь недель после выполнения инъекции диклофенака уменьшение толщины центральной части макулярной зоны отметили на семи глазах, увеличение толщины — на трех глазах (рис. 1).
Воспалительную реакцию в передней камере, подъем уровня ВГД, помутнение структур глаза, гемофтальм, поражение или отслойку сетчатки, атрофию зрительного нерва или прогрессирование катаракты не выявили ни у одного пациента.
Через восемь недель после лечения отметили уменьшение фильтрации флюоресцеина в зоне диска зрительного нерва на одном глазу (рис. 2). Значительных изменений состояния макулярной зоны не выявлено.
Несмотря на значительные ограничения проведенного исследования (малочисленная группа пациентов, отсутствие отдаленных результатов и контрольной группы больных), авторы считают интравитреальную инъекцию диклофенака альтернативным или дополнительным методом лечения КМО различной этиологии, включая диабетический КМО, а также возрастного КМО, развившегося на фоне неоваскуляризации. Полученные данные свидетельствуют о переносимости диклофенака, введенного в полость стекловидного тела, и наличии некоторых положительных результатов лечения. По мнению авторов, необходимо проведение дальнейших исследований с целью разработки оптимального режима дозирования НПВП, длительности лечения, возможности проведения комбинированной терапии, а также получения отдаленных результатов.