Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Коровенков Р.И.
К истории операции пересадки протока околоушной слюнной железы в конъюнктивальный мешок
В этой статье я хотел бы показать, как расследование истории создания в ХХ в. одной операции может привести к пересмотру авторства открытий, совершенных несколько столетий ранее.
В 1952 г. по поручению Ученого совета Украинского экспериментального института глазных болезней им. акад. В.П. Филатова зам. председателя Ученого совета старший научный сотрудник Н.А. Пучковская и ученый секретарь В.И. Шапошников в письме в редакцию журнала «Вестник офтальмологии» выступили в защиту приоритета академика В.П. Филатова и доцента В.Е. Шевалева из Украинского экспериментального института глазных болезней им. акад. В.П. Филатова в создании операции по пересадке стенонова протока перед заведующим кафедрой глазных болезней Челябинского медицинского института профессором А.Б. Кацнельсоном и доцентом кафедры оперативной хирургии Челябинского государственного медицинского института Е.М. Жак (1906–1960). Первые якобы сделали операции и опубликовали статью об этом примерно на полгода раньше, чем вторые. И действительно, статья В.П. Филатова и В.Е. Шевалева «Оперативное лечение паренхиматозного ксероза» была опубликована в №3 «Офтальмологического журнала», вышедшего в свет в конце сентября 1951 г. (номер подписан к печати 11 сентября 1951 г.), в то время как работа А.Б. Кацнельсона и Е.М. Жак «Хирургическое лечение ксерофтальмии путем пересадки стенонова протока околоушной железы в конъюнктивальный мешок» была напечатана в журнале «Вестник офтальмологии», № 6 за 1951 г., вышедшем в свет в январе 1952 г. (подписан к печати 12 декабря 1951 г.).
Обращение Н.А. Пучковской в редакцию было вызвано тем обстоятельством, что в статье А.Б. Кацнельсона и Е.М. Жак не было упомянуто о работе В.П. Филатова и В.Е. Шевалева, о которой им должно было быть известно. Более того, об этом должна была бы знать и редакция журнала «Вестник офтальмологии».
В своей статье академик В.П. Филатов и доцент В.Е. Шевалев сообщали о 8 операциях пересадки стенонова протока в конъюнктивальный мешок, которые были выполнены с 27 сентября 1950 г. по 3 января 1951 г. со сроками наблюдения от 6 до 9 месяцев. Операция, которую описывают профессор А.Б. Кацнельсон и доцент Е.М. Жак, была произведена 31 марта 1951 г. (срок наблюдения установить не удалось). Следует отметить, что сообщение о выполненных операциях с демонстрацией больных было сделано академиком В.П. Филатовым и доцентом В.Е. Шевалевым на Ученом совете Украинского экспериментального института глазных болезней им. акад. В.П. Филатова 20 ноября 1950 г., т.е. на полгода раньше, чем сообщение профессора А.Б. Кацнельсона и доцента Е.М. Жак на заседании Челябинского офтальмологического общества о выполненной ими операции (14 мая 1951 г.).
Редакция журнала «Вестник офтальмологии» с пониманием отнеслась к письму Н.А. Пучковской, и приоритет В.П. Филатова и В.Е. Шевалева на разработку этой операции был восстановлен.
Надежда Александровна Пучковская (1908–2001) – выдающийся отечественный офтальмолог, академик АМН СССР (1971), заслуженный деятель науки УССР (1968), Герой Социалистического Труда (1960). Судьба была то жестока к ней, то необычайно милостива. Она достигла всех этих званий и должности директора знаменитого Института глазных болезней и тканевой терапии им. акад. В.П. Филатова, не будучи членом коммунистической партии, что в советское время было редчайшим исключением. А кроме того, она была дочерью «врага народа». Но, повидимому, трудолюбие, мудрость и порядочность сыграли в ее карьерном росте не последнюю роль. И, конечно же, В.П. Филатов, который знал ее еще девочкой, дочерью своего коллеги по Новороссийскому университету – талантливого оториноларинголога Александра Митрофановича Пучковского.
Надежда Пучковская родилась в Смоленске, в семье военного врача. Шла Первая мировая война. Доктор А.М. Пучковский был назначен начальником санитарного управления Румынского фронта, штаб которого располагался в Одессе. Сюда Надежда с мамой приехали, чтобы проведать отца. После Октябрьской революции отец служил в Красной армии, был главным врачом 411-го госпиталя. На его базе он организовал кафедру отоларингологии медицинского факультета Новороссийского университета. В это время и состоялась первая встреча Надежды Пучковской с академиком Филатовым, ставшим ее наставником и другом. В 1921 г. доктор Пучковский был избран заведующим кафедрой Киевского медицинского института, и семья переехала в будущую столицу Украины. И все же Надежду влекло в Одессу, она хотела стать офтальмологом и работать под руководством В.П. Филатова. Окончив Киевский медицинский институт, она поступила в аспирантуру Одесского института и специализировалась по гистологии и офтальмологии. Первый удар судьбы пришелся на 12 ноября 1937 г., когда арестовали отца, а жене и дочери сообщили: «Десять лет без права переписки». В период пика репрессий это могло означать только одно – расстрел. А.М. Пучковский был реабилитирован посмертно лишь 20 лет спустя – в 1957 г. Позже выяснилось, что через месяц после ареста А.М. Пучковский был расстрелян. После ареста отца Надежда Александровна была тут же уволена с работы и ждала ареста. Не была арестована и даже восстановлена на работе только потому, что в одном из выступлений Сталин сказал, что дети за родителей не отвечают. В такой ситуации Надежда Александровна заканчивала работу над диссертацией, научным руководителем которой был В.П. Филатов. В 1938 г. кандидатская диссертация была успешно защищена. Потом была работа над докторской диссертацией, война и служба в качестве начальника глазных отделений специализированного госпиталя «Голова» и 1606-го эвакогоспиталя 4-го Украинского фронта. После войны армейское начальство не хотело отпускать талантливого врача. Только настойчивое вмешательство В.П. Филатова позволило Надежде Александровне оказаться в стенах института, где она защитит докторскую диссертацию, и которым будет руководить 30 лет, а потом еще 15 лет работать в качестве академика-консультанта. В 1974 г. она в числе 50 ученых мира стала членом Всемирной офтальмологической академии.
Владимир Евгеньевич Шевалев (1910–1978) – видный отечественный офтальмолог, профессор, заслуженный деятель науки Украинской ССР. Родился в семье врачей. В 1931 г. окончил Одесский медицинский институт. Работал врачом на судах дальнего плавания, врачом-интерном в клинике глазных болезней Одесского института, а с 1936 г. – в Украинском экспериментальном институте глазных болезней. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную изучению влияния мышечной нагрузки на внутриглазное давление. В 1938– 1939 гг. руководил специальными отрядами офтальмологов в Туркменской ССР по борьбе с трахомой. Во время войны Владимир Евгеньевич был начальником хирургического госпиталя, главным офтальмологом Приморской армии, а в период оккупации – врачом подпольной организации в Севастополе. После окончания войны в институте им. В.П. Филатова разрабатывал методы хирургического лечения лепрозных поражений глаз. Он в соавторстве с В.П. Филатовым предложил операцию по пересадке протока слюнной железы в конъюнктивальный мешок. Эти исследования легли в основу докторской диссертации, успешно защищенной в 1958 г., и монографии, которая была переиздана на английском языке в США в 1962 г. В.Е. Шевалев был ведущим специалистом в области лечения отслойки сетчатки. В соавторстве с Юноной Дмитриевной Бабаниной (1927–2012) написал монографию «Оперативное лечение отслойки сетчатки» (1965). С 1964 г. Владимир Евгеньевич – заведующий кафедрой глазных болезней Киевского института усовершенствования врачей и главный офтальмолог Министерства здравоохранения УССС. Под руководством В.Е. Шевалева выполнено около 50 докторских и кандидатских диссертаций. Он был не только высокоэрудированным ученым, но и душой, и поэтом всех съездов и конференций офтальмологов Советского Союза.
Александр Борисович Кацнельсон (1896–1988) – видный отечественный офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор. Создатель научно-практической школы офтальмологов на Южном Урале. Родился в Бобруйске. В 1922 г. с отличием окончил Одесский медицинский институт. С 1933 г. – ассистент, с 1937 г. – доцент, с 1940 г. – профессор, заведующий кафедрой глазных болезней 1-го Харьковского медицинского института. В годы Великой Отечественной войны возглавлял офтальмологическую службу Архангельского госпиталя. В 1944–1969 гг. – заведующий кафедрой глазных болезней Челябинского медицинского института. Был организатором областного офтальмологического общества, трахоматозного диспансера, межобластного противотуберкулезного глазного отделения. Автор книг, которые востребованы и в настоящее время. Среди них: «Фликтенулезное (туберкулезно-аллергическое) воспаление глаз» (1948), «Аномалии развития и заболевания глаз в раннем детском возрасте» (1957), «Витамины в физиологии и витаминная недостаточность в патологии органа зрения» (1960), «Герпетические заболевания глаз» (1969). Совместно со своим учеником, тогда еще ассистентом Петром Соломоновичем Каплуновичем издал книгу «Ксерофтальмия: её оперативное лечение» (1960). С докладом о пересадке стенонова протока Александр Борисович выступил на международной конференции в Дели, сделав сообщение на английском языке. Необычайно эрудированный и доброжелательный, он снискал уважение и любовь коллег и пациентов. Но и он не избежал ареста в связи с делом врачей в начале 50-х гг. прошлого века. Челябинские чекисты решили раскрыть местный сионистский заговор среди медицинской профессуры еврейской национальности. А.Б. Кацнельсона обвинили в удалении глазного яблока без показаний. Дело закрыли только после смерти Сталина. Под конец жизни Александр Борисович ослеп. Он умер на 94-м году жизни и до самой смерти живо интересовался успехами и достижениями офтальмологии.
Николай Стенон(Нильс Стенсен, 1638–1686) – датский анатом, геолог и епископ. Родился в семье зажиточного бюргера, ювелира и виноторговца. Медицинское образование получил в Копенгагене у врача, математика и богослова, автора открытия лимфатической системы человека Томаса Бартолина (1616– 1680) и в Лейдене у известного французского врача и анатома, основателя так называемой школы «ятрохимии» в медицине, объяснявшей происхождение заболеваний химическими процессами в человеческом организме, Франца Сильвиуса (1614–1672). Именно ему некоторые историки медицины приписывают открытие борозды, отделяющей лобную и теменную доли от височной (сильвиевая борозда), и открытие канала между третьим и четвертым желудочками (сильвиев водопровод). В 1661 г. Н. Стенон защитил диссертацию на тему «De glandulis oris» («Железы полости рта»), получил докторскую степень и с научной целью предпринял заграничное путешествие. Посетил Нидерланды, Германию, Францию, Австрию, Венгрию. В 1664 г. Н. Стенон возвратился в Копенгаген и опубликовал знаменитое сочинение «De musculis et glandulis observationum specimen» («Опыт наблюдения над мускулами и железами»). В этом наиболее важном из всех своих анатомических сочинений Н. Стенон дал исключительную для своего времени картину деятельности сердца как чисто мускульного органа, описал строение мышц из продольных волокон и объяснил механический процесс мышечного сокращения. Несмотря на блестящие научные успехи и всеобщее признание, Н. Стенон потерпел неудачу с профессурой в копенгагенском domus anatomica (дом анатомии). Не исключено, что это произошло вследствие интриг его учителя Томаса Бартолина. Н. Стенон переезжает в Париж, а затем во Флоренцию. Долго жил в Падуе, где начал интересоваться религиозными вопросами. Вскоре он получил звание первого врача тосканского великого герцога Фердинанда II. Наиболее благоприятным местом для развития научной деятельности Стенона оказалась Флоренция. Он приобретает там много друзей среди известных ученых, собравшихся при дворе Медичи, знакомится с основателем микроскопической анатомии, гистологии и отцом физиологии и эмбриологии Марчелло Мальпиги (1628– 1694). Во Флоренции Н. Стенон приступил к занятиям палеонтологией, геологией, минералогией и кристаллографией, совершив в этих новых для него областях науки ценные открытия.
В 1667 г. он принял католичество и сконцентрировался на миссионерской деятельности. В 1671 г. получил приглашение занять кафедру анатомии в Копенгагене. Однако пропаганда им католических идей вызвала неудовольствие в его отечестве, и он был вынужден опять уехать в Италию. Там он вступил в монашествующий орден и был назначен епископом в Грецию. Научные занятия были окончательно оставлены. Умер Н. Стенон в 1686 г. в возрасте 48 лет. Тело его было перевезено во Флоренцию и погребено под сводами церкви San-Lorenzo. В 1988 г. был причислен к лику блаженных.
Офтальмологам Н. Стенон особенно известен как первооткрыватель протока околоушной слюнной железы, названный его именем – стеноновым протоком. Однако здесь не все просто. В апреле 1660 г. 22-летний Н. Стенон сделал свое первое анатомическое открытие: обнаружил неизвестный ранее проток околоушной слюнной железы (dustus parotideus), но сначала не у человека, а у овцы, препарируя ее голову. Затем он открыл такой же проток у собак и кроликов. В это время (1660) он находился на стажировке в Амстердаме у знаменитого профессора Герхарда Блазиуса, известного открытием в 1664 г. паутинной оболочки головного мозга (подробно об этом он сообщил в книге «Anatome Medullae Spinalis Nervorum» (1666), в этой же книге автор впервые описал белое и серое вещество, передние и задние корешки спинного мозга). О своей находке Н. Стенон сообщил в письме своему учителю Томасу Бартолину. Предполагая, что проток мог быть описан ранее другими анатомами, Н. Стенон решил не заявлять об открытии до консультации с другим своим учителем Ф. Сильвиусом. А пока он молчал, Г. Блазиус в ближайшие недели присвоил это открытие (вначале в устных заявлениях). Обиженный Н. Стенон рассорился с руководителем и решил продолжить свои исследования и доказать свое авторство, но уже не в Амстердаме, а в Лейдене. Нужно сказать, что Франц Сильвиус после нескольких вскрытий подтвердил существование этого протока у человека. А первым, кто назвал dustus parotideus стеноновым протоком (ductus Stenonianus), был голландский врач и анатом, профессор Лейденского университета Йоханнес ван Хорн (1621–1670), известный тем, что обнаружил грудной лимфатический проток у собак. В Лейдене Н. Стенон в 1661 г. защитил диссертацию на тему «De glandulis oris» («Железы полости рта»), описав в ней свои открытия в области анатомии слюнной железы. В 1662 г. в Лейдене же появился первый большой трактат Н. Стенона под заглавием: «Observationes anatomicae, quibus varia oris, oculorum et narium vasa describuntur, novique salivae, lacrimarum et muci fontes deteguntur» («Анатомические наблюдения, при помощи которых описаны различные сосуды полости рта, глаз и носа и открыты новые источники слюны, слез и слизи»). В этом сочинении, содержащем много поразительных для того времени открытий, особенно замечательна картина механизма и функции слезного аппарата.
Но это еще не все. Оказывается, Н. Стенон не был первооткрывателем протока околоушной слюнной железы. До него этот проток был описан итальянским анатомом Джулио Кассерио. Сообщение об этом открытии было помещено в его труде «Iulii Casseri Placentini Tabulae Anatomicae LXXIIX, omnes novae nec ante hac visa», изданном в 1627 г. Но полное описание протока принадлежит все же Н. Стенону. Кроме того, Н. Стенон доказал, что слезы представляют собой продукт слезных желез, выделяющийся через слезный проток на поверхность глазного яблока. Он же опроверг распространенную в то время точку зрения, что слезы «выжимаются из мозга и выводятся наружу с помощью пустотелых нервов», а также утверждение французского философа, математика, физика, физиолога, автора фразы «я мыслю, следовательно, я существую» Рене Декарта (1596–1650), будто бы «слезы образуются из паров, выходящих из глаз».
И еще одна неожиданность! Со студенческих лет нам известно, что в 1888 г. французский врач Этьен-Луи Артур Фалло (1850–1911) в своей работе «Contribution àl’anatomie pathologique de la maladie bleue (cyanose cardiaque)» описал признаки синего порока сердца, впоследствии названного его именем – тетрада Фалло. Однако еще за 200 лет до Э. Фалло Н. Стенон описал патологию, идентичную тетраде Фалло.
Что же касается итальянского анатома Джулио Кассерио, то и в его работах можно найти факты, заставляющие пересмотреть авторство некоторых открытий. Наверное, ни у кого не вызывает сомнений, что сложные сальные железы, расположенные в толще хряща века и открывающиеся по его краю, описал знаменитый Генрих Мейбом (1638–1700). Поэтому они и названы его именем. Действительно, он описал эти железы в сочинении «De vasis palpebrarum novis epistola» («Письма о новых сосудах век»), изданном в 1666 г.
Однако еще на оригинальных рисунках Дж. Кассерио (1609) были изображены железы, в точности соответствующие описанным Г. Мейбомом. Рисунки были помещены в анатомическом атласе в качестве иллюстраций. Это анатомическое руководство было написано бельгийским анатомом и хирургом, профессором анатомии в Венеции и Падуе Адрианом Спигелием (1578– 1625) и опубликовано под названием «О строении человеческого тела» в Венеции в 1627 г., т.е. уже после смерти Дж. Кассерио. Кроме того, в этом же руководстве имеется рисунок сосудистого комплекса в основании мозга, известного в наше время как «артериальный вилизиев круг», представляющий собой анастомоз двух мощных сосудистых систем – внутренних сонных и позвоночных артерий, кровоснабжающих головной мозг. Автором этого рисунка является Дж. Кассерио! Более подробно этот артериальный круг описал в книге «Анатомия мозга» (1664) выдающийся английский врач, анатом и физиолог, отец неврологии Томас Уиллис (1621–1675).
Джулио (Юлиус) Кассерио (Кас-сери) (1545 или 1552–1616) – итальянский анатом. Был учеником Фабриция Джироламо (1537– 1619) – итальянского анатома и врача, одного из основоположников сравнительной анатомии и эмбриологии, а затем его преемником по кафедре в Падуе. Его именем названо несколько анатомических образований человеческого тела. В труде «Pentaestheseion, hocest de Quinque sensibus liber» (1609) Дж. Кассерио дал первое правильное описание глаза и его вспомогательных органов. Исправил ошибки Галена и А. Везалия в описании глазной орбиты и шести глазных мышц. Впервые сообщил, что язык состоит не из одной, а из нескольких мышц, и описал внешние мышцы языка. Ввел понятие «носовая раковина» и описал три из них. Установил, что гортань образована не костной, а хрящевой тканью. Высказал предположение, что органы осязания находятся в дерме, а не в эпидермисе. Наряду с Ф. Джироламо был одним из учителей знаменитого английского ученого Уильяма Гарвея (1578–1657) – основоположника физиологии и эмбриологии, автора теории кровообращения.
Страница источника: 36
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article60099
Просмотров: 846
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн