Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Валеев Р.
Как будет проводиться аккредитация врачей и фармацевтов с 2016 года?
Уже начиная с 2016 года врачам, чтобы получить возможность заниматься медицинской деятельностью, придется регулярно проходить процедуру аккредитации, которая будет включать тестирование, решение ситуационных задач, выполнение заданий на симуляторах, а также анализ портфолио специалиста. Свои навыки врачи будут показывать на стандартизованных пациентах, системах «Телементор» и «Автар», а также симуляторах с регистрацией параметров.
Грядущие перемены
В настоящее время для допуска к врачебной профессии специалист должен пройти сертификацию, которая является обязательной в Российской Федерации. Кроме того, обязательным для медицинского работника является дополнительное профессиональное образование, которое он должен получать раз в пять лет.
Но с 2016 года на смену сертификации приходит аккредитация, которая будет являться обязательным условием допуска к медицинской деятельности. Кроме того, любой врач в России может по собственному желанию пройти добровольную оценку профессионального уровня - аттестацию на получение квалификационной категории. Но это уже дело сугубо добровольное.
Хотя на создание такой системы потребуются немалые затраты, организаторы здравоохранения убеждены, что в итоге государство только выиграет за счет сокращения издержек, связанных с врачебными ошибками, осложнениями, повторными обращениями к врачу и нерациональным использованием медицинского оборудования.
Как отметила на VI международной конференции «РОСМЕДОБР-2015. Инновационные обучающие технологии в медицине», которая прошла в Москве, директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Татьяна Семенова: «Здравоохранение – это стратегическая отрасль, поскольку жизнь и здоровье человека – самое главное достояние любой страны. Поэтому требования к допуску медицинской деятельности будут контролироваться государством с участием профессиональных организаций, пациентских сообществ».
Здравоохранение – это первая отрасль, где была проведена оценка уровня квалификации спрециалиста для допуска к профессии, добавила она.
С точки зрения закона
Переход на систему аккредитации специалистов регламентируется законодательством РФ. В частности, согласно статье 69 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 с изменениями от 2015 года, под аккредитацией понимается «процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности». Согласно этой же статье осуществляется аккредитация не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
А Статья 73 того же закона гласит, что совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам образовательных и научных организациях является обязанностью медицинских и фармацевтических работников.
Целью аккредитации является определение соответствия подготовки врача, прошедшего обучение, необходимому уровню для осуществления профессиональной деятельности.
Виды аккредитации
Планируется, что аккредитация будет нескольких видов:
Первичная аккредитация будет проводиться самой образовательной организацией.
Первичная специализированная аккредитация проходит после выполнения учебного плана ординатуры и циклов профессиональной переподготовки.
Компетентностная аккредитация должна проходить после получения новой компетенции (навыка).
Периодическая аккредитация будет проходить после выполнения учебного плана дополнительного профессионального образования, начиная с 2021 года.
Говоря об отличиях новой системы, профессор кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО ПМГМУ им. И.М. Сеченова Евгения Ших отметила, что прохождение аккредитации с положительным результатом после получения базового образования уже будет давать право самостоятельной деятельности в конкретной сфере. При нынешней системе у молодого специалиста такого права нет.
Кроме того, национальная система аккредитации позволит делать объективную оценку практического уровня подготовленности в соответствии с профессиональными стандартами деятельности. Часть испытаний для каждого соискателя на получение аккредитации будет организована с использованием симуляционных технологий и методов современного медицинского образования. Для аттестационных испытаний на всей территории страны будут использованы единые задания, и сам тест будет во многом аналогичен ЕГЭ. Планируется вводить аккредитацию постепенно, начиная с 2016 года. Повторная аккредитация для специалистов первые должна стартовать с 2021 года.
Подготовка экспертов
На нынешнем этапе одной из важных задач является подготовка экспертов для комиссий, осуществляющих аккредитацию. Обучение экспертов всех комиссий планируется проводить в Федеральном аккредитационном центре. На базе Федерального центра будет функционировать один из окружных центров. Такие центры планируется равномерно распределить на всей территории страны. В комиссии будут включаться представители профессиональных некоммерческих организаций, представители объединений работодателей и представители образовательных организаций.
По замыслу организаторов, выстраиваемая система аккредитации должна стать полностью прозрачной, и со всеми требованиями можно будет ознакомиться заранее на официальном сайте.
Современные технологии
В ходе аккредитации оценивать уровень знаний планируется в нескольких формах: тестирование, решение ситуационных задач и тесты на симуляторах.
Для тестирования из единой федеральной базы автоматизированная система случайным образом будет формировать индивидуальный перечень вопросов. Для решения ситуационных задач в соответствии с компетенцией будет использоваться банк ситуаций объективного структурированного клинического экзамена. Тесты на симуляторных системах предусмотрены только для специалистов, приобретающих практические навыки.
Кроме того, для периодической аккредитации будет проводиться анализ портфолио специалиста.
Средства оценки
Стоит отдельно рассказать о средствах оценки навыков медработников. Кроме тестов планируется также использовать видеорегистрацию, чек-листы, стандартизованных пациентов, системы «Телементор» и «Автар», симуляторы с регистрацией параметров.
Система «Телементор» является отечественной разработкой и может использоваться в режиме тренинга для самоподготовки, а также в ходе экзамена. В нее включена видеорегистрация и листы экспертного контроля для каждого навыка.
Еще одна отечественная разработка – система виртуального пациента «Ай-болит» I-БОЛИТ (системы «Аватар») – снабжена механизмом голосового распознавания и представляет собой нечто среднее между погружением в сценарий общения с пациентом и тестом. Ее преимущество в том, что каждый сценарий сопровождается листом экспертного контроля, который автоматически заполняется в ходе работы экзаменуемого.
Уже формируется пул заданий и листов оценки объективного структурированного клинического экзамена на основе матрицы шести основных компетенций врача по девяти основным разделам медицины.
Конечная цель
В эксклюзивном комментарии Российскому агентству медико-социальной информации АМИ директор департамента Минздрава России Татьяна Семенова рассказала об основных целях, которые ставятся сегодня перед медицинским образованием. Во-первых, используемые в практической деятельности и в обучении технологии должны соответствовать тем запросам, которые перед ними ставятся. «Запросы эти связаны с переходом на персонифицированную медицину, с необходимостью повышения мотивации к образованию, – подчеркнула она. – Образование должно быть интересным, легким и проходить в виде деловых игр, коммуникативных тренингов, комплексных мультибригадных тренингов. И в зависимости от этих задач им должны соответствовать образовательные технологии и образовательные методики, которые могут быть абсолютно разные».
Что касается специальности первого контакта с пациентом (скорая помощь, врачи первичного звена), то одним из главных направлений в повышении квалификации врачей этих специальностей, по словам Татьяны Владимировны, является обучение коммуникации (включая изучение основам конфликтологии), умению вступать во взаимодействие с пациентом. «Если говорить о так называемых рукодельных специальностях (например, хирургического профиля), то тут требуются технологии, которые позволят обеспечить максимально качественную подготовку без нанесения вреда пациенту. Поэтому симуляционные технологии в данной подготовке выступают на первое место», - подчеркнула представительница Минздрава.
«Результатом всей этой реформы системы медицинского образования должно стать единое качество образования вне зависимости от провайдера образовательных услуг. Это – наша цель, и я надеюсь, что мы ее достигнем, в том числе и через систему аккредитации, которая поэтапно начнет внедряться с 2016 года», – отметила Татьяна Семенова в беседе с корреспондентом РИА АМИ.
Рамиль Валеев
http://ria-ami.ru/read/17601
Грядущие перемены
В настоящее время для допуска к врачебной профессии специалист должен пройти сертификацию, которая является обязательной в Российской Федерации. Кроме того, обязательным для медицинского работника является дополнительное профессиональное образование, которое он должен получать раз в пять лет.
Но с 2016 года на смену сертификации приходит аккредитация, которая будет являться обязательным условием допуска к медицинской деятельности. Кроме того, любой врач в России может по собственному желанию пройти добровольную оценку профессионального уровня - аттестацию на получение квалификационной категории. Но это уже дело сугубо добровольное.
Хотя на создание такой системы потребуются немалые затраты, организаторы здравоохранения убеждены, что в итоге государство только выиграет за счет сокращения издержек, связанных с врачебными ошибками, осложнениями, повторными обращениями к врачу и нерациональным использованием медицинского оборудования.
Как отметила на VI международной конференции «РОСМЕДОБР-2015. Инновационные обучающие технологии в медицине», которая прошла в Москве, директор департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Татьяна Семенова: «Здравоохранение – это стратегическая отрасль, поскольку жизнь и здоровье человека – самое главное достояние любой страны. Поэтому требования к допуску медицинской деятельности будут контролироваться государством с участием профессиональных организаций, пациентских сообществ».
Здравоохранение – это первая отрасль, где была проведена оценка уровня квалификации спрециалиста для допуска к профессии, добавила она.
С точки зрения закона
Переход на систему аккредитации специалистов регламентируется законодательством РФ. В частности, согласно статье 69 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 с изменениями от 2015 года, под аккредитацией понимается «процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности». Согласно этой же статье осуществляется аккредитация не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
А Статья 73 того же закона гласит, что совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам образовательных и научных организациях является обязанностью медицинских и фармацевтических работников.
Целью аккредитации является определение соответствия подготовки врача, прошедшего обучение, необходимому уровню для осуществления профессиональной деятельности.
Виды аккредитации
Планируется, что аккредитация будет нескольких видов:
Первичная аккредитация будет проводиться самой образовательной организацией.
Первичная специализированная аккредитация проходит после выполнения учебного плана ординатуры и циклов профессиональной переподготовки.
Компетентностная аккредитация должна проходить после получения новой компетенции (навыка).
Периодическая аккредитация будет проходить после выполнения учебного плана дополнительного профессионального образования, начиная с 2021 года.
Говоря об отличиях новой системы, профессор кафедры клинической фармакологии и пропедевтики внутренних болезней ГБОУ ВПО ПМГМУ им. И.М. Сеченова Евгения Ших отметила, что прохождение аккредитации с положительным результатом после получения базового образования уже будет давать право самостоятельной деятельности в конкретной сфере. При нынешней системе у молодого специалиста такого права нет.
Кроме того, национальная система аккредитации позволит делать объективную оценку практического уровня подготовленности в соответствии с профессиональными стандартами деятельности. Часть испытаний для каждого соискателя на получение аккредитации будет организована с использованием симуляционных технологий и методов современного медицинского образования. Для аттестационных испытаний на всей территории страны будут использованы единые задания, и сам тест будет во многом аналогичен ЕГЭ. Планируется вводить аккредитацию постепенно, начиная с 2016 года. Повторная аккредитация для специалистов первые должна стартовать с 2021 года.
Подготовка экспертов
На нынешнем этапе одной из важных задач является подготовка экспертов для комиссий, осуществляющих аккредитацию. Обучение экспертов всех комиссий планируется проводить в Федеральном аккредитационном центре. На базе Федерального центра будет функционировать один из окружных центров. Такие центры планируется равномерно распределить на всей территории страны. В комиссии будут включаться представители профессиональных некоммерческих организаций, представители объединений работодателей и представители образовательных организаций.
По замыслу организаторов, выстраиваемая система аккредитации должна стать полностью прозрачной, и со всеми требованиями можно будет ознакомиться заранее на официальном сайте.
Современные технологии
В ходе аккредитации оценивать уровень знаний планируется в нескольких формах: тестирование, решение ситуационных задач и тесты на симуляторах.
Для тестирования из единой федеральной базы автоматизированная система случайным образом будет формировать индивидуальный перечень вопросов. Для решения ситуационных задач в соответствии с компетенцией будет использоваться банк ситуаций объективного структурированного клинического экзамена. Тесты на симуляторных системах предусмотрены только для специалистов, приобретающих практические навыки.
Кроме того, для периодической аккредитации будет проводиться анализ портфолио специалиста.
Средства оценки
Стоит отдельно рассказать о средствах оценки навыков медработников. Кроме тестов планируется также использовать видеорегистрацию, чек-листы, стандартизованных пациентов, системы «Телементор» и «Автар», симуляторы с регистрацией параметров.
Система «Телементор» является отечественной разработкой и может использоваться в режиме тренинга для самоподготовки, а также в ходе экзамена. В нее включена видеорегистрация и листы экспертного контроля для каждого навыка.
Еще одна отечественная разработка – система виртуального пациента «Ай-болит» I-БОЛИТ (системы «Аватар») – снабжена механизмом голосового распознавания и представляет собой нечто среднее между погружением в сценарий общения с пациентом и тестом. Ее преимущество в том, что каждый сценарий сопровождается листом экспертного контроля, который автоматически заполняется в ходе работы экзаменуемого.
Уже формируется пул заданий и листов оценки объективного структурированного клинического экзамена на основе матрицы шести основных компетенций врача по девяти основным разделам медицины.
Конечная цель
В эксклюзивном комментарии Российскому агентству медико-социальной информации АМИ директор департамента Минздрава России Татьяна Семенова рассказала об основных целях, которые ставятся сегодня перед медицинским образованием. Во-первых, используемые в практической деятельности и в обучении технологии должны соответствовать тем запросам, которые перед ними ставятся. «Запросы эти связаны с переходом на персонифицированную медицину, с необходимостью повышения мотивации к образованию, – подчеркнула она. – Образование должно быть интересным, легким и проходить в виде деловых игр, коммуникативных тренингов, комплексных мультибригадных тренингов. И в зависимости от этих задач им должны соответствовать образовательные технологии и образовательные методики, которые могут быть абсолютно разные».
Что касается специальности первого контакта с пациентом (скорая помощь, врачи первичного звена), то одним из главных направлений в повышении квалификации врачей этих специальностей, по словам Татьяны Владимировны, является обучение коммуникации (включая изучение основам конфликтологии), умению вступать во взаимодействие с пациентом. «Если говорить о так называемых рукодельных специальностях (например, хирургического профиля), то тут требуются технологии, которые позволят обеспечить максимально качественную подготовку без нанесения вреда пациенту. Поэтому симуляционные технологии в данной подготовке выступают на первое место», - подчеркнула представительница Минздрава.
«Результатом всей этой реформы системы медицинского образования должно стать единое качество образования вне зависимости от провайдера образовательных услуг. Это – наша цель, и я надеюсь, что мы ее достигнем, в том числе и через систему аккредитации, которая поэтапно начнет внедряться с 2016 года», – отметила Татьяна Семенова в беседе с корреспондентом РИА АМИ.
Рамиль Валеев
http://ria-ami.ru/read/17601
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article19146
Просмотров: 11182
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн