
Главный редактор, член-корр. РАМН, президент Ассоциации детских офтальмологов проф. Е.И. Сидоренко

Зам. главного редактора проф. А.В. Терещенко
Всегда важно помнить, что глаз новорожденного значительно отличается от глаза взрослого человека, и ко дню рождения он совершенно не готов к зрительной работе. Его движения часто не согласованы, взгляд блуждающий. Зрительный анализатор на всем своем протяжении от глаза до коркового центра морфологически и функционально значительно отличается от взрослого человека.
У 72% новорожденных детей тактильная и болевая чувствительность конъюнктивы близка к нулю. В связи с этим и частота мигательных движений век у них (2-3 в мин.) почти в 7 раз реже, чем у взрослых людей.
Слезная железа начинает функционировать лишь через 4-6 и более недель после рождения, и дети в это время плачут без слез. Процесс иннервации роговицы у детей развивается не очень быстро, поэтому все виды ее чувствительности достигают нормальных показателей только к 2 месяцам жизни ребенка. В этот период глаз особенно чувствителен к инородным телам, ранящим слизистую оболочку, а диагностика травмы затруднена, так как нет объективных признаков (боли, слезотечения). Структурное созревание сетчатки происходит в течение первых 4-6 месяцев.
Желтое пятно новорожденных детей еще не сформировано, поэтому зрение низкое (0,002), но имеется прямая и содружественная реакция на свет и кратковременное слежение за медленно движущимися предметами. При этом в макулярной области сетчатка еще 10 слойная и только к 6 месяцам жизни она истончается и содержит только 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 10-й слои. В связи с дифференцированием макулярной области зрение у ребенка постепенно возрастает: к возрасту 2 недель у него появляется способность более длительно фиксировать взгляд на больших предметах (фиксация взора). К 2-му месяцу жизни появляется бинокулярная фиксация взора, к 6-8 мес. дети уже отличают простые геометрические фигуры. К 3 годам острота зрения равна единице в 10% случаев, к 7-летнему возрасту – в 55% , к 14 годам – в 90% случаев.
Еще в 1962 году в работах Д. Хьюбел и Т. Визел было показано, что ограничение зрительного опыта в раннем возрасте у животных приводит к недоразвитию не столько макулярной зоны сетчатки и проводящих путей, сколько корковых центров. В зрительной коре формируется и функционируют лишь 15% клеток, в сравнении со здоровой стороной. В результате этого снижается острота зрения, контрастная чувствительность, нарушается восприятие формы и глубины изображения (бинокулярное и стереоскопическое зрение). Кроме того, происходит задержка гармоничного развития ребенка: моторного развития, психоэмоциональные расстройства.
Существуют также критические периоды формирования зрительной системы.
Очень важен период естественного созревания анатомических структур глазного яблока. В норме этот период приходится на второй-четвертый месяцы онтогенеза, именно в этот период должны быть обеспечены все необходимые условия для правильного формирования зрительной системы. Более длительным является сенситивный период – это период, в течение которого развившиеся механизмы весьма чувствительны к негативным воздействиям и могут легко нарушаться. В целом, для зрительной системы человека сенситивный период продолжается до шести лет.
Первые два года жизни некоторые авторы называют абсолютным сенситивным периодом. Вероятность нарушений зрительного восприятия из-за депривации после неблагоприятного воздействия на этом интервале времени намного выше, чем в последующие годы. Поэтому на протяжении абсолютного сенситивного периода необходимо создавать оптимальные условия для развития зрительных функций, проводить своевременную реабилитацию, включающую консервативное и оперативное лечение нарушений зрения. Социальные условия, в которых проходит развитие ребенка, во многом определяют будущее ребенка, его место в обществе. Детская офтальмологическая служба должна принимать активное участие в профилактических осмотрах с целью выявления детей, нуждающихся в своевременной высококвалифицированной офтальмологической помощи, в том числе хирургической. Необходимо тщательно следить в этот период за развитием зрительного анализатора ребенка, способствовать его успешному морфофункциональному развитию.
Знание особенностей глаза новорожденных очень важно для офтальмолога, так как оно позволяет более творчески оценить орган зрения у взрослых пациентов.
В заключении хочу отметить, что четвертый номер нашего журнала в этом году продолжает некоторые уже бывшие в предыдущих номерах темы и начинает новые.
Мы, как и прежде, будем рады получать от вас материалы для публикаций. Надеемся, что каждый из вас на страницах «Российской детской офтальмологии» поделится как своим опытом, так и клиническими наблюдениями и профессиональными знаниями, изложит свою точку зрения на междисциплинарные контакты.
Главный редактор журнала «Российская детская офтальмология», президент Ассоциации детских офтальмологов, заслуженный врач РФ, член-корр. РАМН профессор, д.м.н. Е.И. Сидоренко