Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Коновалова Н.А., Фомина Е.В., Коновалова О.С.
Комплексная система реабилитации слепых и слабовидящих (организационно-медицинские аспекты)
Детская инвалидность в 70,2 % случаев [Либман Е.С., Шахова Е.В., 2005] — это следствие недостатков в организации медицинской помощи (позднее выявление патологии, недостаточно квалифицированная диагностика, не полностью или несвоевременно проведенное лечение). В России наиболее частыми клинико-анатомическими причинами слепоты и слабовидения у детей являются: атрофия зрительного нерва (30,9—20,9 %), врожденные катаракты (40,0—19,5 %), различные врожденные аномалии глаза (13,5—19,5 %), патология сетчатки (8,0—10,1 %), миопия высокой степени (7,4—18,2 %) и др. [Хватова А.В., 2006]. Среди причин слепоты и инвалидности с раннего детства в последние десять-пятнадцать лет стали выделять ретинопатию недоношенных. Учитывая выше изложенное, считаем, что особенно пристальное внимание должно быть уделено снижению инвалидности и созданию системы реабилитации слепых и слабовидящих.
Материалы собственных исследований.
Необходимым образовательным, воспитательным, лечебным и реабилитационным учреждением для детей с тяжёлой офтальмологической патологией являются организованные в России школы для слепых и слабовидящих детей. Исследование проведено на базе «Ялуторовской (коррекционной) школы—интерната для слепых и слабовидящих детей (далее — Школа), открытой в 1956 г., рассчитанной на 150 учащихся в возрасте от 7 до 20 лет, программа обучения — 12 лет. Средняя наполняемость за исследуемый период 1990—2010 гг. составила 83,3 %. До 1990 г. Школа принимала детей Приуральской и Западно-Сибирской зоны с сочетанной патологией органа зрения и нервной системы. Учащиеся после 1-го класса распределялись: класс А — с сохранным интеллектом, класс Б — с задержкой психического развития. С 1990 г. прием с других территорий ограничен, и Школа принимает только детей Тюменской области и северных округов. Объект исследования — группа 438 детей (876 глаз). Пациентам проводилось общепринятое офтальмологическое обследование и дополнительные методы (УЗИ, ЭФИ и т. д.) с учетом медицинских показаний (в разные годы по мере развития и внедрения в практику новейших технологий).
Слепота выявлялась в разные годы от 17,6 до 27,7 %. В группе слепых детей в 1990 г. по нозологиям в относительных показателях на первом месте находилась атрофия зрительного нерва, на втором — врожденная патология органа зрения, на третьем — отслойка сетчатки. В 2000 г. атрофия зрительного нерва по-прежнему занимала первое место, но в процентном отношении показатели ее выросли. На втором месте — помутнение роговицы, на третьем — субатрофия глазного яблока, четвертое и пятое места занимали афакия и дегенерации сетчатки, число которых в 2000 г. увеличилось. Группа школьников с врожденными аномалиями развития органа зрения в 2000 г. зафиксирована в меньшем объеме. По данным осмотра в 2009/2010 учебного года у слепых детей преобладает атрофия зрительного нерва (18,3), на втором месте — врожденные аномалии развития органа зрения (17,9), на третьем — дегенерации сетчатки (13,9), появляются нозологии: ретинопатия недоношенных, кератоконус, не выявляемые ранее.
Слабовидение выявлялось в разные годы от 52,7 до 68,2 %. Сравнительный анализ группы слабовидящих детей показал, что на первом месте в 1990 г. находилась миопия, на втором — афакия, на третьем — дегенерации сетчатки. В 2000 г. на первом месте по-прежнему миопия, на втором — частичная атрофия зрительного нерва, на третьем — врожденная патология органа зрения.
По данным осмотра в 2009/2010 учебного года у слабовидящих детей преобладает миопия (24,56), на втором месте — врожденные аномалии развития органа зрения (18,8), на третьем — частичная атрофия зрительного нерва (16,3). Почти на одном уровне количество пациентов с диагнозами: афакия, артифакия (12,56), патология сетчатки (12,06), рефракционная амблиопия на фоне гиперметропии высокой степени (11,33). В причинах слабовидения за период 20 лет обращает на себя внимание количественный рост пациентов с диагнозом: частичная атрофия зрительных нервов и врожденные аномалии.
Наиболее объективным критерием качественной оценки функции органа зрения является острота зрения. Проверка проведена стандартными методиками, применяемыми в офтальмологии, с переносимой коррекцией. Изучалась острота зрения учащихся, получающих комплексное лечение: плеоптика, ортоптика, диплоптика, тренировки резервов аккомодации, медикаментозное, физиотерапевтическое и хирургическое лечение.
Острота зрения с коррекцией на лучше видящий глаз и количество пациентов за исследуемый период (в относительных цифрах) до и после курсов лечения представлены в таблице.
При анализе выявлена положительная динамика остроты зрения на 15,3 % в группе слепых с остротой зрения в промежутке от 0,01 до 0,04, и в группе слабовидящих отмечено значительное повышение на 60,4 %.
Следуя системному подходу к проблеме в реабилитации слепых и слабовидящих детей, на разных этапах участвуют не только медицинские работники, но и педагоги, социологи, психологи. Учебно-воспитательный процесс, кроме освоения школьной программы, направлен на медико-социальную реабилитацию, включающую социально-бытовую ориентировку, индивидуальные занятия по коррекции недостатков развития, профессионально-техническую подготовку в оборудованных мастерских, кабинетах по интересам для общего развития детей. Учитывая неблагоприятную динамику функционального состояния организма у слепых и слабовидящих детей, с целью улучшения двигательной активности и снятия зрительного и статического напряжения в процессе учебных занятий большое внимание уделяется физической культуре и музыкальному образованию. Учебные кабинеты оборудованы специальными наглядными пособиями, которые помогают формировать у слепых и слабовидящих детей детальное восприятие и конкретное представление об окружающей действительности.
С 2000 г. в школе внедрена система реабилитационных мероприятий и сформирован организационный подход, когда совместные усилия органов здравоохранения, просвещения и социальной защиты населения реализуются непосредственно в школе из составляющих:
1) регулярного проведения два раза в год комиссионной оценки состояния органа зрения у школьников, определения им группы инвалидности;
2) разработки индивидуальных планов медицинской реабилитации и полноценного медикаментозного обеспечения детей, отбора на оперативные вмешательства;
3) проведения поэтапной индивидуальной программы медицинской реабилитации, включающей медикаментозные, функциональные, стимулирующие, хирургические методы лечения, а также электростимулирующую терапию, рефлексотерапию и массаж. Обобщение и сопоставление мнений и участников лечебного и педагогического процесса и учащихся школы показали, что системный подход к проблеме медицинской реабилитации обоснован и дает хорошие результаты, облегчая учащимся адаптацию к школьной программе и социальным условиям существования человека с выраженным дефектом органа зрения.
Материалы собственных исследований.
Необходимым образовательным, воспитательным, лечебным и реабилитационным учреждением для детей с тяжёлой офтальмологической патологией являются организованные в России школы для слепых и слабовидящих детей. Исследование проведено на базе «Ялуторовской (коррекционной) школы—интерната для слепых и слабовидящих детей (далее — Школа), открытой в 1956 г., рассчитанной на 150 учащихся в возрасте от 7 до 20 лет, программа обучения — 12 лет. Средняя наполняемость за исследуемый период 1990—2010 гг. составила 83,3 %. До 1990 г. Школа принимала детей Приуральской и Западно-Сибирской зоны с сочетанной патологией органа зрения и нервной системы. Учащиеся после 1-го класса распределялись: класс А — с сохранным интеллектом, класс Б — с задержкой психического развития. С 1990 г. прием с других территорий ограничен, и Школа принимает только детей Тюменской области и северных округов. Объект исследования — группа 438 детей (876 глаз). Пациентам проводилось общепринятое офтальмологическое обследование и дополнительные методы (УЗИ, ЭФИ и т. д.) с учетом медицинских показаний (в разные годы по мере развития и внедрения в практику новейших технологий).
Слепота выявлялась в разные годы от 17,6 до 27,7 %. В группе слепых детей в 1990 г. по нозологиям в относительных показателях на первом месте находилась атрофия зрительного нерва, на втором — врожденная патология органа зрения, на третьем — отслойка сетчатки. В 2000 г. атрофия зрительного нерва по-прежнему занимала первое место, но в процентном отношении показатели ее выросли. На втором месте — помутнение роговицы, на третьем — субатрофия глазного яблока, четвертое и пятое места занимали афакия и дегенерации сетчатки, число которых в 2000 г. увеличилось. Группа школьников с врожденными аномалиями развития органа зрения в 2000 г. зафиксирована в меньшем объеме. По данным осмотра в 2009/2010 учебного года у слепых детей преобладает атрофия зрительного нерва (18,3), на втором месте — врожденные аномалии развития органа зрения (17,9), на третьем — дегенерации сетчатки (13,9), появляются нозологии: ретинопатия недоношенных, кератоконус, не выявляемые ранее.
Слабовидение выявлялось в разные годы от 52,7 до 68,2 %. Сравнительный анализ группы слабовидящих детей показал, что на первом месте в 1990 г. находилась миопия, на втором — афакия, на третьем — дегенерации сетчатки. В 2000 г. на первом месте по-прежнему миопия, на втором — частичная атрофия зрительного нерва, на третьем — врожденная патология органа зрения.
По данным осмотра в 2009/2010 учебного года у слабовидящих детей преобладает миопия (24,56), на втором месте — врожденные аномалии развития органа зрения (18,8), на третьем — частичная атрофия зрительного нерва (16,3). Почти на одном уровне количество пациентов с диагнозами: афакия, артифакия (12,56), патология сетчатки (12,06), рефракционная амблиопия на фоне гиперметропии высокой степени (11,33). В причинах слабовидения за период 20 лет обращает на себя внимание количественный рост пациентов с диагнозом: частичная атрофия зрительных нервов и врожденные аномалии.
Наиболее объективным критерием качественной оценки функции органа зрения является острота зрения. Проверка проведена стандартными методиками, применяемыми в офтальмологии, с переносимой коррекцией. Изучалась острота зрения учащихся, получающих комплексное лечение: плеоптика, ортоптика, диплоптика, тренировки резервов аккомодации, медикаментозное, физиотерапевтическое и хирургическое лечение.
Острота зрения с коррекцией на лучше видящий глаз и количество пациентов за исследуемый период (в относительных цифрах) до и после курсов лечения представлены в таблице.
При анализе выявлена положительная динамика остроты зрения на 15,3 % в группе слепых с остротой зрения в промежутке от 0,01 до 0,04, и в группе слабовидящих отмечено значительное повышение на 60,4 %.
Следуя системному подходу к проблеме в реабилитации слепых и слабовидящих детей, на разных этапах участвуют не только медицинские работники, но и педагоги, социологи, психологи. Учебно-воспитательный процесс, кроме освоения школьной программы, направлен на медико-социальную реабилитацию, включающую социально-бытовую ориентировку, индивидуальные занятия по коррекции недостатков развития, профессионально-техническую подготовку в оборудованных мастерских, кабинетах по интересам для общего развития детей. Учитывая неблагоприятную динамику функционального состояния организма у слепых и слабовидящих детей, с целью улучшения двигательной активности и снятия зрительного и статического напряжения в процессе учебных занятий большое внимание уделяется физической культуре и музыкальному образованию. Учебные кабинеты оборудованы специальными наглядными пособиями, которые помогают формировать у слепых и слабовидящих детей детальное восприятие и конкретное представление об окружающей действительности.
С 2000 г. в школе внедрена система реабилитационных мероприятий и сформирован организационный подход, когда совместные усилия органов здравоохранения, просвещения и социальной защиты населения реализуются непосредственно в школе из составляющих:
1) регулярного проведения два раза в год комиссионной оценки состояния органа зрения у школьников, определения им группы инвалидности;
2) разработки индивидуальных планов медицинской реабилитации и полноценного медикаментозного обеспечения детей, отбора на оперативные вмешательства;
3) проведения поэтапной индивидуальной программы медицинской реабилитации, включающей медикаментозные, функциональные, стимулирующие, хирургические методы лечения, а также электростимулирующую терапию, рефлексотерапию и массаж. Обобщение и сопоставление мнений и участников лечебного и педагогического процесса и учащихся школы показали, что системный подход к проблеме медицинской реабилитации обоснован и дает хорошие результаты, облегчая учащимся адаптацию к школьной программе и социальным условиям существования человека с выраженным дефектом органа зрения.
Страница источника: 50
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article11250
Просмотров: 10017
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн