На рис.1 изображен новый отечественный аппарат, изготовленный московской фирмой Трансконтакт, в котором с помощью диафрагмы можно создавать проекцию УФ излучения на роговицу практически любой формы. Мы предложили называть эту процедуру локальным корнеальным кросслинкингом (LCCL), сокращенно Локолинк.
Этот аппарат зарегистрирован в апреле 2011 года Росздравнадзором и может использоваться на всей территории Российской Федерации.
На следующем рисунке (рис.2.) ход эксперимента, при котором пучок УФ излучения в виде звездочки проецируется на желатину (частично гидролизованный коллаген), пропитанную 0,1% рибофлавином. Через 5 минут весь рибофлавин в области облучения подвергается фотолизу. В последующем, при небольшом подсушивании поверхности желатины на ней проступает зона, подвергнутая кросслинкингу. Фактически это фотолитографический эффект LCCL, который обладает высокой точностью и разрешением. На неподвижных объектах прецизионность воздействия оценивается всего несколькими микронами, так как соизмерима с длиной волны используемого излучения (465 нм).
LCCL был применен нами при коррекции аномалий рефракции трех категорий пациентов. При этом основные параметры кросслинкинга: время пропитывания роговицы рибофлавином, мощность излучения, время облучения были стандартными и соответствовали так называемому Цюрихскому протоколу. Для локального ослабления рефракции использовали облучение в виде круговых сегментов, для усиления рефракции требовалось использовать радиальные зоны облучения.
Клинические исследования проводились по единой технологии тремя хирургами в трех разных клиниках.

Рис. 1. Общий вид аппарата для LCCL. В качестве примера представлена диафрагма в виде звезды, которую помещают в аппарат для кросслинкинга роговицы

Рис. 2. Воздействие LCCL на гидролизованный коллаген
1.Локальная эктазия после операции ЛАСИК.
2. Гиперметропический шифт после перенесенной в прошлом радиальной кератотомии (РК).
3. Сложный миопический астигматизм.
У всех пациентов был получен выраженный рефракционный эффект.

Рис. 3. Этапы подготовки локального кросслинкинга. Планирование зон облучения по топограмме, изготовление индивидуальной диафрагмы

Рис. 4. После разметки роговицы, локальной деэпителизации зоны облучения и пропитки 0,1% рибофлавином, УФ-излучение проецируется на роговицу в виде колец в заданном меридиане
Технология LCCL обладает возможностью индивидуализировать алгоритм в зависимости от параметров роговой оболочки каждого пациента, т.к. диафрагмы требуемой формы вырезаются на режущем плоттере в соответствии с топографической картиной каждого пациента.
У пациента М., по топограмме были определены две зоны эктазии, которые формировали неправильный астигматизм. Эти зоны были облучены по периметру. УФ излучение проецировалось через диафрагмы в виде круговых сегментов (см. рис.3).

Рис. 5. Динамика топографической картины после локального кросслинкинга кератоэктазии

Рис. 6. Вид зоны локального облучения в виде широкого кругового сегмента. Центральная область не облучается, так как закрыта диафрагмой
Острота зрения без коррекции этого пациента повысилась с 0,3 до 0,7.
Вторая группа пациентов.

На интраоперационном снимке можно наблюдать другой вариант локального облучения при гиперметропическом шифте в виде радиальных зон

Рис. 8. Динамика корнеотопограммы после локального кросслинкинга
Облучение деэпителизированной в зоне кератотомических насечек роговицы проводится строго локально в области эктазии. Мы хотим обратить внимание, что хотя облучение проводили в форме кольцевого сегмента, фактически воздействие имело характер радиального, так как вся роговица сегментирована радиальными кератотомическими насечками. Центральная зона закрыта диафрагмой в виде круглого пятна и не подвергается облучению УФ излучением.
Основной этап процедуры LCCL роговицы при гиперметропическом сдвиге после РКТ изображен на рис.6.

Рис. 9. Облучение роговицы кольцевыми сегментами

Рис. 10. После облучения кольцевыми сегментами получен стойкий рефракционный эффект в 1,5 дптр
На кератотопограмме после LCCL выявлено достоверное увеличение кривизны роговицы в оптической зоне до 3 Дптр (рис.8).
Результаты в третьей группе со сложным миопическим астигматизмом можно представить на примере пациента У., 27 лет. После облучения кольцевыми сегментами (рис.9), рефракция центральной части роговицы уменьшилась на 1,5 дптр (см. рис.10). Некорригированная острота зрения этого пациента повысилась с 0,1 до 0,8.
Таким образом, использование технологии LCCL у пациентов, имеющих ятрогенные или естественные аномалии рефракции, позволяет заметно улучшить у них некорригированную остроту зрения.
Мы считаем применение LCCL перспективным и требующим дальнейшего теоретического и практического обоснования. Ниже мы приводим ближайшие перспективы Локолинка, которые разрабатываются нами в настоящее время.