Зам. генерального директора МНТК «МГ» проф. Б.Э. Малюгин вручает диплом в память о почетной лекции проф. З.И. Мороз
Мемориальная лекция
Сегодняшняя лекция посвящена памяти моего учителя и соратника, с которым я была в течение 32 лет. Умный, мудрый, талантливый без меры – он мог быть очень простым и доступным для любого.
Все, что делал Святослав Николаевич, относилось к области фантазии, которая становилась явью.
Первой фантазией его была интраокулярная линза «Спутник», которая прошла долгий путь экспериментальных и клинических испытаний, прежде чем окончательно утвердиться в глазу у человека.
Второй фантазией Святослава Николаевича была кератотомия, которая в течение 20 лет продолжала триумфальное шествие по всему миру.
Федоров делал одно открытие за другим. Святослав Николаевич создал алмазное лезвие – замечательный инструмент, делающий разрезы на порядок лучше обычного лезвия.
В 1968 году он обратил свой взор на роговицу, которая в результате тяжелых травм и ожогов становилась грубым сосудистым бельмом. К этому времени в США и Англии были предложены кератопротезы для имплантации в различные бельма.
Святослав Николаевич начал разрабатывать свои модели кератопротеза. Экспериментальные кинические исследования велись по следующим направлениям: изыскание биологически инертных метериалов для изготовления кератопротеза, совершенствование моделей кератопротезов. Конструктивные изменения касались формы опорной пластинки, площади перфорации, диаметра и длины оптического цилиндра. В 1972 году был создан и внедрен в практику наш первый кератопротез, получивший имя его создателей – кератопротез Федорова-Зуева, который и по сей день широко используется в МНТК и в других клиниках. Те, кто знаком с кератопротезом Федорова-Зуева, согласится с тем, что наш кератопротез имеет неоспоримые преимущества: опорная пластинка кератопротеза – 0,09 мм, площадь перфорации составляет 70,5%, вся конструкция очень легкая – не больше 24 мг, оптический цилиндр длиной 2,8 имеет диаметр 2,6 мм. Использование кератопротеза Федорова-Зуева снизало процент отторжения до 11% при сроках наблюдения более 30 лет.
Для кератопротезирования дистрофических бельм нами была создана модификация протеза с относительной меньшей площадью перфорации.
Пластинка протеза брала на себя роль отсутствующего эндотелия, уменьшая отек и устраняя булёзную кератопатию.
Гордясь достигнутым успехом в лечении бельм различной категории, Святослав Николаевич постоянно требовал от нас новых идей. Так появился новый кератопротез «Сеточка», предназначенный для имплантации в любое бельмо.
Для сокращения сроков зрительной реабилитации пациента с тонкими, неравномерными бельмами в 1996 году мы разработали новый способ сквозного кератопротезирования, в котором сочеталось кератопротезирование с кератопластикой, что позволило сократить сроки реабилитации пациента и уменьшить количество провододимых операций.
Все разработанные нами новые технологии всегда обсуждались со Святославом Николаевичем и получали его бурное одобрение. Наш Учитель всегда приветствовал все новое.
Несмотря на свою занятость и известность, Святослав Николаевич не мог допустить, чтобы высочайший уровень микрохирургических технологий, огромный диапазон хирургических вмешательств оставались уделом только москвичей. Об этом Святослав Николаевич выступал в печати, обращался в правительство, в конечном итоге был создан МНТК «Микрохирургия глаза» с 11 филиалами по всей России, работающими по единой высочайшей технологии. Созданием филиалов С.Н. Федоров приблизил высокотехнологичную помощь к людям, живущим далеко от Москвы.