Таблица 1 Значения толщины роговицы в центре, в области парацентезов и тоннельного разреза в основной и контрольной группах
Таблица 2 Нарушения микроархитектоники роговицы на 1 и 7 сутки в основной и контрольной группах
Основным способом оценки клинической эффективности и безопасности применения ультразвуковой аспирации кортикальных масс является изучение особенностей хода операции, течения раннего и позднего послеоперационных периодов. Важная роль принадлежит исследованию состояния роговицы. Получить прижизненные изображения роговицы в высоком разрешении в реальном времени непосредственно в ходе и с первых часов оперативного вмешательства позволяет оптическая когерентная томография (ОКТ) [6, 10, 11]. Данный метод является неинвазивным, позволяет оценить толщину роговицы в заданной области, визуализировать морфологические изменения роговицы [6, 12-14].
Цель
Оценить особенности микроархитектоники роговицы при использовании ультразвуковой и традиционной систем для аспирации кортикальных масс при факоэмульсификации по данным оптической когерентной томографии.
Материал и методы
Проанализированы результаты интраоперационного и послеоперационного ОКТ-исследования пациентов с возрастной и осложненной катарактой, прооперированных в Центре лазерного восстановления зрения Optimed (г. Уфа). Пациенты были разделены на 2 группы: в основной группе (n=41) ультразвуковая факоэмульсификация проводилась с использованием разработанной системы для аспирации кортикальных масс на отечественной офтальмологической хирургической платформе «Оптимед Профи» (ЗАО «Оптимедсервис», Россия), в контрольной группе (n=41) использовали традиционную систему для аспирации кортикальных масс на офтальмологической хирургической платформе Centurion Vision System (Alcon, США). Группы были сопоставимы по полу и возрасту, по основному и сопутствующим диагнозам, по плотности катаракты. Из исследования были исключены пациенты с патологией роговицы и ранее проведенными оперативными вмешательствами на роговице.
Пациенты были обследованы до операции, на 1, 7 сутки, через 1 и 3 мес. после оперативного вмешательства. Объем обследования включал следующие методы: визометрия, периметрия, тонометрия, биомикроскопия, электрофизиологические исследования сетчатки и зрительного нерва, эндотелиальная микроскопия.
Для оценки состояния роговицы всем пациентам была проведена ОКТ переднего сегмента глаза в режимах PachymetryWide и Cornea Cross Line на томографе Optovue Avanti RTVue XR (США). Оценивали толщину роговицы в центре, в области парацентезов и тоннельного разреза, наличие неровности внутренней поверхности роговицы в центральной области. При визуализации области парацентезов и тоннельного разреза регистрировали наличие диастаза краев, а также частоту встречаемости отслойки десцеметовой мембраны.
Наличие признаков термического повреждения роговицы в области парацентезов, связанных с воздействием ультразвука (появление в стромальном слое неравномерных включений, с размытыми границами, возникающих вследствие сморщивания волокон роговицы [15, 16]), герметизацию парацентезов оценивали непосредственно во время операции при помощи интраоперационного оптического когерентного томографа, встроенного в операционный микроскоп Carl Zeiss OPMI Lumera 700 с модулем Rescan 700.
Все этапы хирургии катаракты до этапа ирригации-аспирации кортикальных масс были выполнены с использованием одинаковой хирургической техники при идентичных настройках офтальмологических хирургических платформ. На этапе ирригации-аспирации кортикальных масс были использованы следующие настройки: предел вакуума в основной группе 450 мм рт.ст., в контрольной – 550 мм рт.ст., производительность аспирации – 35 мл/мин; тип насоса – перистальтический в обеих группах; мощность ультразвука в основной группе от 5 до 20%, режим ультразвука – постоянный.
Для статистической обработки результатов использовали программу StatSoft Statisticа ver. 10.0.0. Применяли методы описательной статистики и непараметрический критерий Манна-Уитни.
Результаты
Все операции были выполнены одним хирургом в запланированном объеме. В основной группе в зоне парацентезов ни в одном случае не было зарегистрировано признаков термического повреждения роговицы. Среднее эквивалентное время ультразвука (время при пересчете на 100% мощность в непрерывном режиме (в секундах)) в основной группе составило 1,38±1,32 с.
Изменения толщины роговицы в центре, в области парацентезов и тоннельного разреза в основной и контрольной группах в различные сроки наблюдения представлены в табл. 1
Увеличение толщины роговицы в изучаемых областях встречалось у всех пациентов в обеих группах, наиболее выраженное увеличение наблюдали на 1 сутки, в дальнейшем отмечали уменьшение толщины с практически полным восстановлением до исходных значений к 1 мес. послеоперационного периода. Статистически значимых межгрупповых различий по толщине роговицы в центре, в области парацентезов и тоннельного разреза не наблюдалось. Клинически значимый отек роговицы, проявляющийся снижением оптической прозрачности и появлением складок десцеметовой мембраны, был зафиксирован в 14,6 и 22,0% случаев в основной и контрольной группах соответственно. Данное осложнение разрешилось к 7 суткам.
Частота встречаемости нарушений микроархитектоники роговицы на 1 и 7 сутки представлены в табл. 2.
Из данных табл. 2 видно, что на 1 и 7 сутки нарушения в микроархитектонике роговицы в области парацентезов в основной группе встречались реже, чем в контрольной. К 1 мес. все зарегистрированные нарушения полностью разрешились.
Обсуждение
Проведенное нами исследование показывает, что при использовании системы для ультразвуковой аспирации кортикальных масс нарушения в микроархитектонике роговицы в области парацентезов встречались реже. Объяснением этому может служить то, что использование дозированной ультразвуковой энергии позволяет разрушать и удалять плотные кортикальные массы быстрее, эффективнее и без дополнительных манипуляций ирригационным и аспирационным наконечниками. Меньший объем движений хирургическими инструментами обуславливает меньшую травматизацию роговицы в зоне парацентеза.
Заключение
Использование системы для ультразвуковой аспирации кортикальных масс позволяет снизить частоту встречаемости изменений микроархитектоники роговицы в зоне парацентезов, что свидетельствует о минимизации операционной травмы при выполнении этапа ирригации-аспирации.