
Рис. 1. Ученики Альбрехта фон Грефе
Fig. 1. Students of Albrecht von Grefe

Рис. 2. Член-корр. РАН, д.м.н., профессор Е.И. Сидоренко
Fig. 2. Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Science in Medicine, Professor E.I. Sidorenko
Основоположник современной западной философии Рене Декарт как-то сказал: «Определив точно значения слов, вы избавите человечество от половины заблуждений». А что такое понятие «научная школа»?
К сожалению, следует признать, что на сегодняшний день как нет единого общепризнанного определения понятия научной школы, так и критериев научной школы.
По одним источникам, «Ведущая научная школа» – сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей» [1].
По другим источникам, «Научная школа – сложившийся в процессе совместной работы устойчивый и развивающийся на протяжении ряда лет коллектив, возглавляемый известным ученым, отличающийся родственностью научных интересов его членов, общностью методологических подходов к решению научных проблем, успешно сочетающий проводимые им научные исследования в актуальных направлениях науки с активным участием в подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров» [2].
Достойно внимания и такое определение: «…О научной школе можно говорить тогда, когда есть группа людей, которые: а) разделяют мировоззрение своего учителя, его методологию, его философскую позицию; б) разделяют его основные теоретические взгляды; в) при этом (самое важное!) не останавливаются на их повторении и обосновании, а двигают эти взгляды дальше» [3]. Это определение Алексея Алексеевича Леонтьева – советского и российского лингвиста, психолога, доктора психологических и филологических наук, академика Российской академии образования (РАО).
Формирование научной школы – не одномоментный акт, для ее становления необходимо как минимум два, а то и три «поколения» [2]. Но главной чертой научной школы являются учителя и ученики.
В России практически все офтальмологи должны признать себя учениками Альбрехта фон Грефе. Ибо, если посмотреть на фотографию, у кого учились учителя и учителя их учителей, то в конечном счете все придут к именам Брауна, Юнге, а это прямой путь к истоку – Альбрехту фон Грефе, дворянину, чье дворянство получено из рук Николая I, русского императора (рис. 1). Сказанное относится и к школе члена-корреспондента РАН, профессора Е.И. Сидоренко.
История научной школы Евгения Ивановича Сидоренко, выпускника Кубанского медицинского института, доктора медицинских наук, профессора, члена-корреспондента РАН по специальности «Детская офтальмология», заслуженного врача РФ, заслуженного деятеля науки РФ, заведующего кафедрой офтальмологии педиатрического факультета Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, неразрывно связана с именем его учителя Аркадия Павловича Нестерова, который внес большой вклад в развитие отечественной офтальмологии. Именно с этим великим педагогом и ученым прошел первые шаги Е.И. Сидоренко в офтальмологии (рис. 2).
Нестеров Аркадий Павлович – один из основателей нового направления в офтальмологии: гидростатики и гидродинамики глаза. Это направление поставило на научную основу изучение патогенеза, диагностики и лечения глаукомы (рис. 3).
В 1985 году Государственным комитетом по делам открытий и изобретений было зарегистрировано открытие А.П. Нестерова «Явление функциональной (обратимой) блокады склерального синуса глаза человека – эффект Нестерова».
Научные взгляды Е.И. Сидоренко сформировались при написании докторской диссертации «Лечение гипоксических состояний в офтальмологии», защита которой состоялась в 1984 году. В 1989 году Е.И. Сидоренко стал заведующим кафедрой глазных болезней педиатрического факультета 2-го Московского ордена Ленина государственного медицинского института им. Н.И. Пирогова (ныне Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова(Пироговский Университет)).
За 36 лет его руководства на кафедре офтальмологии педиатрического факультета подготовлено 102 доктора и кандидата медицинских наук, из них выполнено 12 докторских и 90 кандидатских диссертаций, посвященных особенностям органа зрения у детей и методам лечения разнообразной патологии органа зрения.
Направления научной деятельности школы члена-корреспондента РАН, доктора медицинских наук, профессора Е.И. Сидоренко:
• хирургия аметропий;
• лазерная терапия и хирургия;
• использование инфразвука в лечебной практике;
• гипоксия и ее роль в развитии заболеваний органа зрения;
• ретинопатия недоношенных;
• повреждения глаз у детей;
• бинокулярная зрительная система, патология глазодвигательного аппарата и амблиопия;
• глаукома;
• патология слезного аппарата;
• патология глазного дна при соматических заболеваниях;
• увеиты у детей;
• акустический биосопромат;
• охрана зрения детей общеобразовательного учреждения.
В рамках такого направления, как хирургия аметропий, выполнена и защищена докторская диссертация Эскиной Эрикой Наумовной «Оценка и прогнозирование результатов фоторефракционной кератэктомии». М., 2002., в стадии завершения находится докторская диссертация Хурай Аслана Рамазановича «Хирургическое лечение анизометропий методом интрастромальной тоннельной кератопластики».
По данному направлению защищен также ряд кандидатских диссертаций: Хурай Аслана Рамазановича «Интрастромальное кольцо в коррекции миопической анизометропии у детей». М., 2002; Сидоренко Евгения Евгеньевича «Лазерная термокератопластика при гиперметропической анизометропии у детей». Кандидатская диссертация. М., 2010; Зафесовой Азы Казбековны «Интрастромальная тоннельная кератопластика в коррекции миопической анизометропии у детей». М., 2015; Обрубова Сергея Анатольевича «Эффективность хирургической профилактики прогрессирующей близорукости у детей в зависимости от биомеханических свойств тканей глаза». М., 1992; Учаевой Натальи Сергеевны «Экспериментально-клиническое обоснование применения дистракционной склеропластики в лечении прогрессирующей близорукости у детей». М., 2010.
По научному направлению: «Лазерная терапия и хирургия» защищены диссертационные исследования: Пугачева Антона Ивановича «Сканирующий гелий-неоновый лазер в комплексном лечении посттравматических кератитов». М., 2000; Раднаевой Дыжиды Цыреновны «Магнитно-инфракраснолазерная терапия в комплексном лечении травматических повреждений роговицы (экспериментально-клиническое исследование)». М., 2007; Филатовой Натальи Валерьевны «Фотодинамическая терапия в лечении неоваскуляризации роговицы у детей». М., 2013; Салеха Джамаля Ахмада Атия (Иордания) «Комбинированная лазерная трабекулопластика при лечении первичной открытоугольной глаукомы». М., 2021.
Профессор Е.И.Сидоренко впервые в мировой практике с 1978 года использовал инфразвук в офтальмологии для диагностики и лечения. Им разработаны 16 инфразвуковых аппаратов, более 20 лечебных глазных камер. Установлены в эксперименте лечебные, не повреждающие параметры воздействия инфразвука на глаз животных и человека.
Определены показания и противопоказания к применению инфразвуковой волны и ее компонентов при лечении различных глазных заболеваний.
Разработано и предложено одновременное применение с инфразвуковым воздушным пневмомассажем цветоимпульсной стимуляции глаз (инфрацветотерапия).
Впервые в мировой практике научной школой члена-корреспондента РАН, профессора Е.И. Сидоренко открыты явления инфразвукового фонофореза, по эффективности превосходящего в 6–10 раз таковую ультразвукового фонофореза.
Изданы три монографии по лечению глазных заболеваний с помощью инфразвука («Лечение офтальмопатологии инфразвуком», «Новое об инфразвуке в биологии и медицине», «Инфрацветотерапия»).
По данному направлению защищена докторская диссертация Филатова Валерия Валентиновича «Инфразвуковой фонофорез в лечении офтальмопатологии». М., 2005, а также кандидатские диссертации: Филатова Валерия Валентиновича «Инфразвуковой фонофорез в лечении бактериальных кератитов и язв роговицы». М., 1995; Тумасяна Александра Рафаэловича «Профилактика и лечение прогрессирующей близорукости методом инфразвукового пневмомассажа». М., 1997; Алимовой Юлии Михайловны «Патогенетическое обоснование и клиническое применение инфрафонофореза для лечения помутнений роговицы (экспериментально-клиническое исследование)». М., 2001; Гауновой Анжелы Хажисмеловны «Инфразвук в комплексном лечении неэкссудативных форм возрастной макулярной дегенерации». М., 2008.
Важным научным направлением в школе члена-корреспондента РАН, профессора Е.И. Сидоренко является: Гипоксия и ее роль в развитии заболеваний органа зрения.
По данному направлению защищена докторская диссертация Дубовской Людмилы Алексеевны «Патогенетически ориентированные методы лечения амблиоп

Рис. 3. Академик РАМН, д.м.н., профессор А.П. Нестеров
Fig. 3. Academician of the Russian Academy of Medical Sciences, Doctor of Science in Medicine, Professor A.P. Nesterov

Рис. 4. Титульный лист автореферата диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук
Fig. 4. The title page of the abstract of the dissertation for the degree of Doctor of Science in Medicine
Научные направления школы Е.И. Сидоренко, связанные с проблемой охраны материнства и детства, всегда соответствовали приоритетным задачам здравоохранения нашей страны. Одной из таких приоритетных задач, решаемых кафедрой, является научное направление «Ретинопатия недоношенных».
В рамках данного направления защищены докторские диссертации: Парамей Ольги Владимировны «Заболевания глаз у детей с патологией перинатального периода». М., 2000 и Сидоренко Евгения Евгеньевича «Лечение ретинопатии недоношенных с использованием ингибиторов ангиогенеза». М., 2022, а также завершена докторская диссертация Николаевой Галины Викторовны «Формирование ауторегуляции кровотока в сосудах глаза недоношенного новорожденного и ее роль в развитии ретинопатии недоношенных».
По направлению «Ретинопатия недоношенных» защищены кандидатские диссертации Асташевой Ирины Борисовны «Диагностика и прогнозирование активной и рубцовой ретинопатии недоношенных». М., 2002; Николаевой Галины Викторовны «Профилактика ретинопатии у недоношенных детей». М., 2008; Амханицкой Любови Иосифовны «Нарушение гомеостаза стекловидного тела у детей с ретинопатией недоношенных (экспериментально-клиническое исследование)». М., 2016; Ле Хоанг Тханга «Факторы риска рецидивов ретинопатии недоношенных после введения ингибиторов ангиогенеза». Канд. дис. М., 2024.
По этому направлению завершены диссертационные исследования Назаренко Анастасии Олеговны «Отдаленные результаты лечения ретинопатии недоношенных ингибиторами сосудистого эндотелиального фактора роста», Тарановой Юлии Витальевны «Профилактика ретинопатии недоношенных у глубоко недоношенных маловесных детей».
Многочисленные исследования в научной школе члена-корреспондента РАН, профессора Е.И. Сидоренко были посвящены повреждениям глаз у детей.
Разработанная на кафедре новаторская методика ирригационной терапии способствовала проведению интенсивной терапии острых воспалительных заболеваний и контузионных изменений заднего отрезка глаза.
По этому направлению защищены кандидатские диссертации: Павловой Татьяны Вячеславовны «Интенсивная терапия острых воспалительных заболеваний и контузионных изменений заднего отрезка глаза». М., 2000; Жильцовой Елены Юрьевны «Роль возрастных и конституциональных особенностей детей в комплексной терапии тупой травмы глазного яблока». М., 2001; Даниленко Олега Анатольевича «Ирригационная терапия инфекционных осложнений проникающих ранений глаз у детей». М., 2001; Горбуновой Елены Давидовны «Клиника, диагностика и лечение переломов стенок орбиты у детей». М., 2007; Бесланеевой Мадины Борисовны «Антиоксидантная терапия внутриглазных кровоизлияний при травмах глаз у детей». М., 2010; Джамбиновой Натальи Семеновны «Применение цитокинотерапии в комплексном лечении вирусных и травматических кератитов у детей». М., 2010.
В научной школе члена-корреспондента РАН, профессора Е.И. Сидоренко выполнялись также работы по бинокулярной зрительной системе, патологии глазодвигательного аппарата и амблиопии.
В рамках данного направления защищена докторская диссертация Волковой Любови Прохоровны «Механизмы автономной регуляции бинокулярной зрительной системы и пути её восстановительной коррекции при глазных заболеваниях». М., 2009, и кандидатские диссертации: Хаценко Игоря Евгеньевича «Лечение амблиопии у детей методом чрескожной электростимуляции зрительного анализатора». М., 1996; Антиповой Юлии Николаевны «Хирургическая коррекция малых углов сходящегося косоглазия у детей». М., 2008; Макарова Виктора Константиновича «Комплексный одномоментный метод лечения вторичного монолатерального косоглазия у детей с частичной атрофией зрительного нерва». М., 2011; Казинской Натальи Владимировны «Восстановление бинокулярных зрительных функций у детей с повреждениями глазодвигательных мышц после травмы орбиты». М., 2013.
Защищена также кандидатская диссертация, выполненная под руководством ученицы профессора Е.И. Сидоренко: Кургановой Олеси Владимировны «Клинико-экономические аспекты диагностики аномалий рефракции у детей с содружественным косоглазием». М., 2018. Завершено диссертационное исследование Альфара Юсефа «Комплексный метод лечения косоглазия у детей».
Еще одно важное направление исследований на кафедре – глаукома.
По данному направлению защищены кандидатские диссертации: Мишустина Александра Викторовича «Реабилитация детей с врожденной глаукомой». М., 1994; Бондарь Нины Олеговны «Показатели внутриглазного давления новорожденного ребенка, обусловленные морфологическими особенностями дренажной системы глаза в разные сроки гестации». М., 2009; Владимировой Светланы Владимировны «Функционирование каналов зрительной системы при первичной открытоугольной глаукоме». М., 2002; Шеуджен Саиды Джамботовны «Операция вискоканалостомия у пациентов с первичной открытоугольной глаукомой». М., 2007; Салеха Джамаля Ахмадя Атия (Иордания) «Комбинированная лазерная трабекулопластика при лечении первичной открытоугольной глаукомы». М., 2021.
По этому направлению защищены кандидатские диссертации, выполненные под руководством учеников профессора Е.И. Сидоренко: Тезелашвили Теа Нодаровны «Клинико-иммунологические характеристики прогрессирующих дистрофических процессов при первичной глаукоме». М., 2014; Тарасова Константина Леонидовича «Комплексное хирургическое лечение послеоперационной злокачественной глаукомы». М., 2015; Белогуровой Алены Вячеславовны «Дифференциально-диагностические критерии и мониторинг глаукомного процесса при осевой миопии». М., 2016.
Заслуживают внимания исследования, выполненные в научной школе члена-корреспондента РАН, профессора Е.И. Сидоренко по патологии слезного аппарата. По этому направлению защищены кандидатские диссертации: Чиненова Игоря Михайловича «Усовершенствование методов ранней диагностики и эффективности восстановления нарушений слезоотведения у детей». М., 1997, а также диссертационные исследования, выполненные под руководством учеников Е.И. Сидоренко: Имамалиевой Гюльнары Айдыновны «Состояние структур слезного аппарата глаза у женщин и подходы к стабилизации прекорнеальной слезной пленки после блефаропластики». М., 2002; Валявской Марины Евгеньевны «Оптимизированное хирургическое лечение врожденного стеноза и стриктуры слезного протока». М., 2020.
Еще одним из направлений работ, проводимых в школе Е.И. Сидоренко, является пероральная флуоресцентная ангиография при офтальмопатологии и патология глазного дна при самых разнообразных соматических заболеваниях.
По этому направлению защищена кандидатская и докторская диссертации Марковой Елены Юрьевны «Пероральная флуоресцентная ангиография при офтальмопатологии». М., 1994; «Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний глазного дна у детей». М., 2008, а также кандидатские диссертации: Мосина Ильи Михайловича «Дифференциальная и топическая диагностика оптических невритов у детей». М., 1994; Бойко Светланы Юрьевны «Офтальмоневрологические и иммуногенетические особенности оптического неврита у детей с рассеянным склерозом». М., 2000; Мельниковой Марины Борисовны «Комплексная оценка течения диабетической ангиоретинопатии у детей». М., 2004.
Особого внимания заслуживают исследования выполненные в научной школе члена-корреспондента РАН, профессора Е.И. Сидоренко по увеитам у детей. По данному направлению защищена докторская диссертация Гусевой Марины Раульевны «Диагностика и патогенетическая терапия увеитов у детей». М., 1996, и кандидатская диссертация Колеченковой Инны Владимировны «Клиникоиммунологические аспекты в комплексном лечении увеитов у детей с применением транскутанного светодиодного облучения крови». М., 2014. Кафедра глазных болезней педиатрического факультета 2 МОЛГМИ им. Н.И. Пирогова с конца 80-х годов XX века стояла у истоков акустического биосопромата – нового направления в биомеханике, связанного с применением акустического метода прижизненной оценки биомеханических свойств тканей глаза у детей.
Инициатором изучения биомеханических свойств тканей глаза и идейным вдохновителем был заведующий кафедрой, член-корреспондент РАН, профессор Евгений Иванович Сидоренко.
В рамках акустического биосопромата изданы две монографии (Обрубов С.А., Сидоренко Е.И., Федорова В.Н., Дубова Т.К., Древаль А.А. Акустическая биомеханика глаза и ее значение для клиники. М.: 2001; Экспериментальная офтальмология: морфологические осн

Рис. 5. Титульный лист офтальмологической сказки «Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-град»
Fig. 5. The title page of the ophthalmological fairy tale «The extraordinary journey of Yasli and Osley to the Eye-city»

Рис. 6. Кафедра офтальмологии Института материнства и детства РНИМУ им. Н.И. Пирогова МЗ РФ, сотрудники и учащиеся (2025)
Fig. 6. Department of Ophthalmology of the Institute of Motherhood and Childhood of the N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, staff and students (2025)
По этому направлению защищена докторская диссертация Обрубова Сергея Анатольевича «Биомеханические закономерности распределения напряжений в тканях глаза при эмметропии и аметропиях у детей (экспериментально-клиническое исследование)». М., 1998, а также ряд кандидатских диссертационных исследований: Грищенко Светланы Владимировны «Патогенетические механизмы развития жировых «грыж» век и восстановительное лечение после блефаропластики». М., 2001; Рогожиной Инны Владимировны «Экспериментальное и клиническое обоснование транспальпебральной акустической тонометрии». М., 2002; Учаевой Натальи Сергеевны «Экспериментально-клиническое обоснование применения дистракционной склеропластики в лечении прогрессирующей близорукости у детей». М., 2010.
Одним из перспективных направлений, выполняемых на кафедре как сегодня, так и завтра, является «Охрана зрения детей общеобразовательного учреждения».
В рамках данного направления издана монография (Охрана зрения детей общеобразовательного учреждения: от концепции до практики/под общей редакцией Е.И. Сидоренко, С.А. Обрубова, Т.Л. Воробьевой, И.В. Кузнецовой. М: МТО ХОЛДИНГ, 2003. 156 с.) и защищена докторская диссертация Петрова Сергея Анатольевича «Клиникофункциональные и иммунопатогенетические механизмы формирования усиления рефракции». М., 2009.
По этому направлению защищены также диссертационные работы: Тумасяна Александра Рафаэловича «Профилактика и лечение прогрессирующей близорукости методом инфразвукового пневмомассажа». М., 1997; Демидовой Марии Юрьевны «Близорукость, сочетающаяся с соединительнотканной дисплазией у детей (обоснование и эффективность нового метода лечения)». М., 2009; Беспалюк Юлии Георгиевны «Экспериментально - клиническое обоснование применения импульсного низкочастотного электромагнитного поля при сочетанных заболеваниях, объединенных недифференцированной дисплазией соединительной ткани». М., 2009; Свирчевского Игоря Владиславовича «Обоснование и эффективность новых технологий лечения часто болеющих детей с сопутствующей близорукостью и нарушениями аккомодации». М., 2011; Хоконовой Елены Андреевны «Импульсное низкочастотное электромагнитное поле в восстановительном лечении детей с вторичным иммунодефицитом, сочетающимся с прогрессирующей близорукостью». М., 2013; Ивановой Алевтины Олеговны «Импульсное низкочастотное электромагнитное поле в комплексном лечении детей с сочетанными заболеваниями, объединенными недифференцированной дисплазией соединительной ткани». М., 2014; Богинской Ольги Андреевны «Экспериментальноклиническое обоснование применения интегрированной технологии в лечении прогрессирующей близорукости у детей». М., 2014; Хамнагдаевой Надежды Вениаминовны «Патогенетические основы формирования близорукости в условиях полиморбидности». М., 2017 (рис. 4).
В рамках направления «Охрана зрения детей общеобразовательного учреждения» перспективным представляется использование литературного жанра сказки.
Полагаем, что ребенку, который заболеет завтра, воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих через сказку, несомненно, поможет найти нужное решение, устранить и разрешить многие проблемы.
Как первый шаг была написана для детей дошкольного и младшего школьного возраста, а затем и издана офтальмологическая сказка «Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глазград» (рис. 5). Почему сказка? Потому что у 52% современных детей школьного возраста многие понятия ассоциируются со сказочными образами.
До 10–12-летнего возраста у детей преобладает «правополушарный» тип мышления (схватывает сообщение мгновенно, целиком, улавливая скрытый смысл) [4, 5].
И, как справедливо заметил рецензент офтальмологической сказки профессор В.С. Беляев, «…особенностью написанной сказки является то, что она будит мысль, в этом ее достоинство. А предназначение детских врачей не только в том, чтобы лечить, оперировать, но и научить чувствовать детей свой организм. И здесь без сказки не обойтись. Язык сказки куда более понятен, нежели трезвый язык традиционных медицинских рекомендаций…».
Подводя итог, отметим, что особенностью научной школы члена-корреспондента РАН, доктора медицинских наук, профессора Е.И. Сидоренко является органичное сочетание фундаментальных научных исследований с практическими и технологическими разработками. Многолетние научные исследования учеников Е.И. Сидоренко в перинатальной офтальмологии, в изучении ретинопатии недоношенных, в применении лазерных методов лечения в педиатрии, в лечении заболеваний зрительного нерва, амблиопии, слезных органов, прогрессирующей близорукости, в использовании инфразвука в лечебной практике, внедрение их в широкую практику позволили существенно повысить уровень офтальмологической помощи детям России (рис. 6).
Важным представляется сохранение традиций научных школ отечественной детской офтальмологии, заложенных в том числе и таким ученым, как член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Евгений Иванович Сидоренко.
Информация об авторах
Сергей Анатольевич Обрубов, д.м.н., профессор, профессор кафедры офтальмологии Института материнства и детства ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, врач-офтальмолог Российской детской клинической больницы – филиала ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, obrubovs@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0287-3123.
Галина Викторовна Николаева, к.м.н., доцент, доцент кафедры офтальмологии Института материнства и детства ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, galina. nicolaeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1894-132X
Information about the authors
Sergey A. Obrubov, Doctor of Science in Medicine, Professor, Ophthalmologist, obrubovs@ yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0287-3123
Galina V. Nikolaeva, PhD in Medicine, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Ophthalmologist, galina. nicolaeva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1894-132X
Вклад авторов в работу:
С.А. Обрубов: существенный вклад в концепцию и дизайн работы, написание текста, редактирование, окончательное утверждение версии, подлежащей публикации.
Г.В. Николаева: существенный вклад в концепцию и дизайн работы, сбор, анализ и обработка материала, написание текста.
Authors’ contribution:
S.A. Obrubov: significant contribution to the concept and design of the work, writing, editing, final approval of the version to be published.
G.V. Nikolaeva: significant contribution to the concept and design of the work, collection, analysis and processing of the material, writing.
Финансирование: Авторы не получали конкретный грант на это исследование от какого-либо финансирующего агентства в государственном, коммерческом и некоммерческом секторах.
Авторство: Авторы подтверждает, что материал соответствуют критериям авторства ICMJE.
Согласие пациента на публикацию: Письменного согласия на публикацию этого материала получено не было. Он не содержит никакой личной идентифицирующей информации.
Конфликт интересов: Отсутствует.
Funding: The authors have not declared a specific grant for this research from any funding agency in the public, commercial or not-for-profit sectors.
Authorship: Authors confirm that his meet the current ICMJE authorship criteria.
Patient consent for publication: No written consent was obtained for the publication of this material. It does not contain any personally identifying information.
Conflict of interest: There is no conflict of interest.
Поступила: 29.01.2025
Переработана: 27.04.2025
Принята к печати: 16.06.2025
Originally received: 29.01.2025
Final revision: 27.04.2025
Accepted: 16.06.2025





















