Рис. 1. Дифференциальная диагностика ограниченных форм гемангиомы хориоидеи
Рис. 2. Известные методы лечения ограниченных форм гемангиомы хориоидеи
Несмотря на наличие большого арсенала современных методов визуализации хориоретинального комплекса, диагностика ОФГХ при наличии отека сетчатки в центральной зоне, особенно с локализацией опухоли с носовой стороны ДЗН, остается сложной задачей. Наличие макулярного отека сетчатки переключает внимание офтальмологов на борьбу с отеком в макуле, не устраняя истинную причину болезни. По нашим данным, около половины пациентов с ОФГХ (3), обративших в МНТК МГ, были направлены с ошибочными диагнозами после проведения неадекватного лечения. Таких пациентов часто лечили по поводу ЦСХ, ВМД, ямки зрительного нерва и др. без воздействия на опухоль. Всем пациентам с ОФГХ, локализованной с носовой стороны ДЗН и осложненной макулярным отеком, проводилось лечение: интравитреальное введение ингибиторов ангиогенеза, лазерная коагуляция сетчатки, фотодинамическая терапия и субпороговое микроимпульсное лазерное воздействие. Разумеется, у этих пациентов отмечалось прогрессирование опухоли со снижением зрительных функций.
Рис. 3. Офтальмоскопия до лечения. В макулярной зоне отек,с носовой области от ДЗН – проминирующий очаг красно-оранжевого цвета цвета
Рис. 4. По данным ФАГ – очаг пятнистой гиперфлюоресценции с носовой области от ДЗН
Цель
Рис. 5. ОКТ до лечения. Интраретинальный кистовидный отек и отслойка нейросенсорной сетчатки в фовеа
Рис. 6. ОКТ срез через зону опухоли.Выраженная проминенция хориоидеи с сохранностью хориокапилляров под зоной кистовидного отека
Материал и методы
Под нашим наблюдением находились 103 пациента (103 глаза) с ограниченной формой ГХ, женщин – 60, мужчин – 43, средний возраст – 35 лет. По данным УЗ В-сканирования высота новообразования варьировалась от 1,3 до 6,2 мм (в среднем 3,5 мм), протяженность – от 4 мм до 15,5 мм (в среднем 8,8 мм). Острота зрения составила – от 0,01 до 0,9. У 89 пациентов (87,3%) гемангиома сопровождалась отеком в центральной зоне сетчатки. У 5 пациентов (5 глаз) диагностирована ЮП гемангиома хориоидеи, расположенная с носовой стороны ДЗН, и выявлен отек сетчатки не только вокруг опухоли, но и в макулярной зоне. У одной больной диагностирована почти тотальная отслойка сетчатки, захватывающая центральную зону. Всем этим пациентам ранее проводилось лечение, направленное на купирование макулярного отека, без воздействия непосредственно на опухоль.
Комплекс обследований этих пациентов включал: сбор данных анамнеза, визометрию, биомикроскопию, офтальмоскопию, фоторегистрацию глазного дна, ультразвуковое В-сканирование, флюоресцентную ангиографию (ФАГ), оптическую когерентную томографию (ОКТ). ОКТ–ангио выполняли в режиме визуализации мембраны Бруха и слоя хориокапилляров, что дает возможность визуализировать хориоретинальные структуры в зоне поражения с выявлением и оценкой функционирующих кровеносных сосудов. Прицельный анализ хориоидеи показал ее утолщение и выраженную проминенцию с сохранением слоя хориокапилляров. По снимкам ОКТ–ангио в макулярной зоне определяли кистовидный отек и/или отслойку нейроэпителия. При ультразвуковом сканировании выявляли куполообразное возвышение гиперэхогенной плотности с диффузным утолщением хориоидеи, которое сочеталась серозной отслойкой сетчатки. ФАГ позволяла определить очаги раннего заполнения сосудов с контрастирующими лакунами опухоли, что учитывали при лечении опухоли посредством ТТТ.
Результаты и обсуждение
Рис. 7. ОКТ-ангио до лечения. Аномальная сеть хориоидальных сосудов гемангиомы с кровотоком в них
Рис. 8. Офтальмоскопия через 1 мес после ТТТ. Резорбция макулярного отека и появление очага диспигментации над зоной опухоли
Рис. 9. ОКТ через 1 мес после ТТТ. Полная резорбция интраретинального кистовидного отека в макуле. Jpg
Рис. 10. ОКТ через 1 мес после ТТТ. Полная резорбция кистовидного интраретинального отека над зоной опухоли с носовой области от ДЗН
Через 1 месяц пациент отмечал улучшение остроты и качества зрения, которая составила 1,0. Офтальмоскопия глазного дна показала резорбцию макулярного отека и появление участка диспигментации с носовой стороны от ДЗН (рис. 8). Ультразвуковое сканирование выявило частичную резорбцию ткани опухоли с остаточной высотой h=1,4-1,5 мм. По ОКТ выявлена полная резорбция интраретинального кистовидного отека как в макуле (рис. 9), так и непосредственно в зоне опухоли с носовой области от ДЗН (рис. 10). Данные ОКТ-ангио показали снижение площади сосудов ОФГХ и кровотока в них (рис. 11), в фовеа сохранялась небольшая отслойка нейроэпителия. В связи с сохранением активности процесса пациенту назначен второй этап ТТТ через 2 месяца после первого.
Заключение
Целенаправленное использование современных методов диагностики и применение щадящего метода лазерной ТТТ позволяет выявить и вылечить больных ОФГХ с макулярным отеком без потери зрительных функций.
Выводы
1. Диагностика ОФГХ осложненной макулярным отеком остается сложной задачей, особенно когда опухоль расположена с носовой стороны ДЗН. Для своевременного выявления очага поражения информативны методы: офтальмоскопия, ФАГ, ОКТ-ангио и УЗ В-сканирование всех отделов глазного дна.
2. В связи с отсутствием случаев спонтанного излечения гемангиомы хориоидеи, лечение таких пациентов предпочтительно в ранней стадии болезни, до развития дистрофических изменений пигментного эпителия и сенсорной ретины, которые приводят к ухудшению зрительных функций.
3. Учитывая, что пациенты обращается к врачу обычно уже при наличии признаков нарушения зрительных функций, выжидательная тактика неуместна и чревата осложнениями.
4. Более щадящим и функционально оберегающим методом лечения ОФГХ является поэтапная селективная диод-лазерная термотерапия, другие методы: брахитерапия, лучевая терапия и др. чреваты осложнениями.