
Таблица 1 Динамика клинико-инструментальных показателей в ходе антиангиогенной терапии у пациентов с классической формой хориоидальной неоваскуляризации

Таблица 2 Динамика клинико-инструментальных показателей в ходе антиангиогенной терапии у пациентов со скрытой формой хориоидальной неоваскуляризации
Цель.
Определить возможности ОКТ-ангиографии в оценке эффективности антиангиогенной терапии у пациентов с неоваскулярной стадией возрастной макулярной дегенерации.
Материал и методы.
В исследование включено 43 пациента (43 глаза) с диагнозом неоваскулярной возрастной макулярной дегенерации (ВМД), проходивших диагностику и лечение на кафедре офтальмологии ФДПО ЮУГМУ и ООО «Центр «Зрение» города Челябинска. Всем пациентам проведено офтальмологическое обследование, включавшее офтальмобиомикроскопию, спектральную оптическую когерентную томографию (RTVue-100, RTVue xR Avanti, Optovue, США), цифровую фоторегистрацию глазного дна, флуоресцентную ангиографию (VISUCAM500, Zeiss, Германия), ОКТ-ангиографию с алгоритмом SSADA (RTVue xR Avanti, Optovue, США). По данным флуоресцентной ангиографии глаза были разделены на две группы: первая группа – преимущественно классическая ХНВ (23 глаза), вторая группа – преимущественно скрытая ХНВ (20 глаз).
ОКТ-критериями динамики неоваскулярного процесса в ходе лечения являлись такие морфометрические показатели, как протяженность и высота субретинальной неоваскулярной мембраны, отслойки пигментного эпителия и нейросенсорной сетчатки, центральная толщина сетчатки.
Все пациенты проходили курс лечения, который включал 3 ежемесячные последовательные интравитреальные инъекции препарата Ранибизумаб в дозе 0,5 мг. Контрольные осмотры с применением спектральной ОКТ проводились на 30 день после каждой инъекции. ОКТ-ангиографический мониторинг проводился у 16 пациентов, получавших анти-VEGF-терапию. По результатам ОКТ-ангиографии оценивались следующие параметры: послойная локализация, форма и характер ветвления неоваскулярной сети. С помощью программного обеспечения Adobe Photoshop CS6 (Adobe Inc, США) измерялась площадь неоваскулярного компонента в каждый день наблюдения.
Результаты.
В соответствии с целью нашего исследования мы провели анализ морфометрических изменений в ходе терапии Ранибизумабом у пациентов с классической формой ХНВ.
Как показывают результаты табл. 1, после каждой инъекции Ранибизумаба отмечалось выраженное сокращение протяженности субретинальной жидкости (отслойка нейросенсорной сетчатки), центральной толщины сетчатки и повышение остроты зрения. За весь курс анти-VEGF-терапии у классической ХНВ выявлено повышение максимально корригированной остроты зрения на 135,71%, снижение протяженности отслойки нейросенсорной сетчатки на 149,80%, центральной толщины сетчатки – на 50,43%.
Мы провели анализ структурных изменений у пациентов со скрытой ХНВ (табл. 2).
По результатам анализа данных табл. 2, на глазах со скрытой ХНВ отмечается стабилизация остроты зрения после 3 инъекций Ранибизумаба, выраженное уменьшение протяженности отслойки нейросенсорной сетчатки (признака субретинальной жидкости) на 100,37%, высоты отслойки пигментного эпителия – на 68,59%, центральной толщины сетчатки – на 53,63%.
Послойный трехмерный анализ по данным ОКТ-ангиографии позволил выявить две основные формы неоваскулярных сетей – древовидная (9 глаз) и петлевидная (7 глаз). С помощью программного обеспечения Adobe Photoshop CS6 (Adobe Inc., США) проведен расчет площади неоваскулярного компонента перед первым введением Ранибизумаба и через 1 мес. после каждой ежемесячной инъекции (табл. 3).
Как показывают данные табл. 3, площадь неоваскулярных сетей древовидной структуры уменьшается на 290,91% после трех последовательных ежемесячных инъекций Ранибизумаба. В случаях с петлевидными ХНВ площадь новообразованных сосудов уменьшается на 74,36%.
Обсуждение.
Полученные данные коррелируют с данными зарубежной литературы [9, 13], использовавших в своих работах антиангиогенные агенты Афлиберцепт и Бевацизумаб. В предыдущей нашей работе мы показали [5], что неоваскулярный компонент при поздней стадии ВМД не исчезает после проведенной анти-VEGF-терапии, несмотря на значительное уменьшение экссудативных признаков.
Все пациенты ранее не получали лечение и на первичном обследовании были выявлены уже сформировавшиеся неоваскулярные мембраны. Возможно, применение ОКТ-ангиографии на ранних стадиях заболевания может помочь не допустить развития ХНВ благодаря своевременному началу антиангиогенной терапии.
Заключение.
Нами представлен первый опыт применения ОКТ-ангиографии для оценки эффективности анти-VEGF-терапии Ранибизумабом у пациентов с неоваскулярной ВМД. Полученные данные помогут глубже понять природу хориоидальной неоваскуляризации и дать начало будущим исследованиям. Необходимо дальнейшее изучение ОКТ-ангиографии как неинвазивного метода мониторинга состояния хориоидальной неоваскуляризации у пациентов с неоваскулярной ВМД.
ОКТ-ангиография является информативным методом мониторинга морфометрических изменений в ходе анти-VEGF-терапии у пациентов с неоваскулярной формой возрастной макулярной дегенерации. Классическая хориоидальная неоваскуляризация характеризуется более выраженным ответом на Ранибизумаб по сравнению со скрытой ХНВ. Древовидные неоваскулярные сети эффективнее поддаются анти-VEGF-терапии по сравнению с сетями петлевидной формы.






















