¹ ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию,
² ГОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию,
³ ГМУ «Детская республиканская клиническая больница» МЗ РТ, г. Казань, Республика Татарстан
В общей структуре патологии органа зрения острые воспалительные заболевания орбиты (ОВЗО) составляют 0,5–0,8 % [2]. Несмотря на сравнительно небольшую частоту ОВЗО среди всей офтальмологической патологии, большинство из них отличается тяжелым течением, высоким риском слепоты, возможностью летального исхода в результате осложнений со стороны головного мозга и его оболочек, развития сепсиса, особенно у детей, что связано с возрастными анатомо-топографическими особенностями строения орбиты, такими как небольшая глубина, объем содержимого и тонкие стенки орбиты, широкие верхне- и нижне-глазничные щели, сообщающиеся с полостью черепа [1, 3].
Это обусловливает актуальность данного исследования.
Цель — проанализировать причины, клинику, методы диагностики и лечения острых воспалительных заболеваний орбиты у детей по материалам архива Детской Республиканской клинической больницы Министерства здравоохранения Республики Татарстан (ДРКБ).
Материал и методы. Изучены истории болезней 100 пациентов с ОВЗО, находившихся на стационарном лечении в оториноларингологическом и офтальмологическом отделениях ДРКБ с декабря 2008 г. по январь 2011 г. Из них мальчиков было 58 % (58), девочек — 42 % (42), в возрасте от 28 дней до 15 лет.
Результаты и обсуждение. Большинство пациентов с ОВЗО были в возрасте от года до пяти лет (табл. 1).
ОВЗО классифицировали на негнойные — реактивный отек век, и гнойные — субпериостальный абсцесс орбиты, абсцесс век и флегмона орбиты (табл. 2).
Анализ анамнестических данных свидетельствовал о развитии ОВЗО у детей вследствие осложнений острых респираторных заболеваний или на их фоне.
У всех обследованных детей до поступления в стационар были симптомы острого респираторного заболевания с синдромом интоксикации в виде повышения температуры, насморка, слабости и кашля. Далее, с целью выявить взаимосвязь причин ОВЗО с возрастом ребенка проведено статистическое исследование — оценка достоверности различий относительных величин с использованием t критерия Стьюдента. Выявлена корреляционная взаимосвязь причины и возраста (табл. 3).
Наиболее частой причиной ОВЗО раннего детского возраста явилась флегмона слезного мешка.
У детей дошкольного, среднего и старшего возраста ОВЗО чаще всего развилось вследствие абсцесса век, тогда как риносинусит был причиной ОВЗО у детей младшего школьного возраста, что связано с незавершенным формированием костных стенок орбиты в этом возрасте.
В диагностике ОВЗО применялись стандартный офтальмологический осмотр, консультация челюстно-лицевого хирурга, оториноларинголога, в некоторых случаях педиатра, лабораторные методы диагностики, рентгенологическое исследование и рентгеновская компьютерная томография орбиты и придаточных пазух с определением плотности в очаге воспаления. При наружном осмотре у 25 больных определялись экзофтальм, хемоз и ограничение подвижности глазного яблока. Экзофтальм наблюдался чаще при субпериостальном абсцессе и флегмоне орбиты (в 87,4 % случаев при этих формах ОВЗО). Хемоз и гиперемия конъюнктивы, а также офтальмоплегия являлись патогномоничными признаками флегмоны орбиты. У большинства пациентов с ОВЗО (94,1 %) определялись отек и гиперемия век. У двоих детей с флегмоной орбиты, осложнившейся нейропатией зрительного нерва, определялось отсутствие предметного зрения. В 50 % случаев наших наблюдений для уточнения локализации и распространенности патологического процесса была проведена рентгеновская компьютерная томография, которая выявляла повышение денситометрических показателей в очаге воспаления орбиты более 28–30 HU (р<0,05).
Распределение обследованных детей с О ВЗО по возрасту
Распределение детей согласно классификации ОВЗО
В 100 % случаев при флегмоне орбиты и субпериостальном абсцессе были проведены орбитотомия и радикальная операция на пазухах при риносинусите. Результат во многом зависел от срока, прошедшего от начала заболевания и выбранной тактики лечения.
Выводы:
1. Анализ анамнестических данных свидетельствовал о развитии ОВЗО у детей вследствие осложнений острых респираторных заболеваний. Причины ОВЗО зависели от возраста ребенка.
2. Такие местные признаки, как экзофтальм, хемоз, ограничение подвижности глазного яблока, а на более поздних стадиях и нарушение зрения, указывали на расположение патологического очага в заднем отделе глазницы.
3. Для уточнения локализации и протяженности патологического процесса применяли рентгеновскую компьютерную томографию, которая выявляла повышение плотности в очаге воспаления.
4. Сравнительная оценка результатов лечения ОВЗО у детей свидетельствовала о необходимости при гнойной форме воспаления радикального хирургического вмешательства уже на ранних стадиях.