Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Реферат RUS | Реферат ENG | Литература | Полный текст |
Икромов О.А., Каримова М.Х.
Профилактика развития миопии у школьников
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребёнка является полноценное зрение. В связи с широким распространением близорукости среди детей и подростков, возможностью её прогрессирования и возникновения осложнений, нередко приводящих к инвалидности по зрению [1-4], изучение этого заболевания представляет особую актуальность.
Большое значение исследование органа зрения приобретает в связи с переходом на обучение с шестилетнего возраста, которое влечёт за собой увеличение зрительной работы на близком расстоянии. Повышение зрительной нагрузки, ослабление аккомодации нередко приводят к развитию миопии. Анализ причин развития и прогрессирования миопии признаётся одной из первоочередных задач, стоящих перед офтальмологами. Правильная интерпретация факторов риска и разработка эффективных лечебно-профилактических мероприятий позволяет снизить заболеваемость и инвалидность вследствие миопии среди молодых людей.
Цель – изучить клинические и возрастные особенности миопии у школьников, установить факторы риска развития заболевания.
Материал и методы. В 1999-2000 учебном году проведено комплексное офтальмологическое обследование учащихся семи общеобразовательных школ и одной гимназии Андижана. Всего обследовано 6027 учащихся (3188 мальчиков и 2839 девочек) в возрасте 6-17 лет.
При офтальмологическом исследовании определяли остроту зрения без коррекции и с полной коррекцией по таблице Головина - Сивцева; цветоощущение по таблице Рабкина. Клиническую рефракцию устанавливали путём скиаскопии в условиях циклоплегии после инстилляции в течение 3 дней 1% раствора сульфата атропина. Состояние переднего отрезка глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела определяли путём биомикроскопии; состояние глазного дна - путём прямой и обратной офтальмоскопии.
Кроме того, проведено общеклиническое обследование и консультации специалистов с использованием стандартных лабораторных методов диагностики.
Результаты. Нарушения со стороны органа зрения выявлены у 1242 (20,6%), школьников, из них у 593 (9,8%) – аномалии рефракции. Как видно из таблицы 1, миопическая рефракция диагностирована у 307 (5,1%) детей, из них у 129 (42,0%) мальчиков и 178 (58,0%) девочек.
Темнопигментированная макулярная область, или область «паркетного» типа, обнаружена у 8 детей, острота зрения с оптимальной переносимой коррекцией варьировала у них от 0,09 до 0,3 дптр. У 7 из этих больных проведена склеропластическая операция по Н.Н. Пивоварову – Э.Ф. Приставко.
Наследственная отягощённость по миопии выявлена у 83 (27,0%) школьников, из них у 21 (25,3%) она начала развиваться до 6 лет, у 34 (41,0%) – в 6-7 лет, у 28 (33,7%) проявилась в более старшем возрасте. При раннем возникновении миопии установлено её прогрессирование и развитие осложнений. Все эти дети взяты под диспансерное наблюдение окулистами детских поликлиник.
У 210 школьников миопия была приобретена в школьные годы.
При анализе частоты миопии в зависимости от возраста установлена неравномерность её возникновения в отдельные периоды. Так, у детей в 6- и 7-летнем возрасте частота близорукости среди мальчиков была выше за счёт врождённой и рано приобретённой. В возрасте 11-14 лет частота миопии резко возрастала, особенно среди девочек. Некоторое уменьшение числа близоруких среди школьников 15-17 лет, по нашему мнению, связано с уменьшением числа наблюдений (уходом многих подростков в колледжи и академические лицеи).
Частота миопии была выше среди учащихся гимназий (5,5%), тогда как среди учеников общеобразовательных школ она варьировала от 2,3 до 4,2%. У 96 гимназистов миопия была средней степени, у 2 (4,0%) – высокой. Во всех случаях миопия приобретена в школьные годы. В гимназии продолжительность занятий в среднем на 1,5-2 ч больше, чем в общеобразовательных школах, причём большинство гимназистов дополнительно занимались математикой и иностранными языками. Преобладание близоруких среди учащихся гимназии обусловлено ненормированными зрительными нагрузками в учебных заведениях такого типа.
Согласно нашим данным, с возрастом частота миопии повышается, и её структура меняется, увеличивается число детей со средней и высокой степенью заболевания. Острота зрения у детей со слабой степенью миопии составила 1,60±0,05 дптр, средней – 4,71±0,14 дптр, высокой – 8,62±0,39 дптр.
Как показывают результаты общеклинического обследования детей с миопией (табл. 2), у большинства из них выявлена железодефицитная анемия, причём, в основном, у девочек. Вторая по частоте встречаемости сопутствующая патология - эндемический зоб, также часто обнаруживается у девочек. Эти заболевания приводят к задержке физического развития у детей и психомоторным нарушениям, усугубляющим течение миопии. Наряду с этим, у школьников с миопией чаще, чем среди всех обследованных, выявлены кариес, астеновегетативный синдром, хронический тонзиллит, глистные инвазии, аденоиды. Все эти заболевания также отрицательно влияют на течение миопии. Поэтому перечисленные сопутствующие заболевания можно отнести к эндогенным факторам риска возникновения и развития близорукости у школьников.
Подростковый период характеризуется усиленным ростом организма. В этом возрасте миопия интенсивно прогрессирует, особенно у девочек. Более высокие показатели нарушения зрения у девочек вызваны анатомо-физиологическими особенностями женского организма, в частности, податливостью и растяжимостью соединительной ткани, в том числе и оболочек глаза. Кроме того, ученицы чаще занимаются иностранными языками, музыкой, шитьём, ведут малоподвижный образ жизни.
Как показывает анализ структуры близорукости, при лечении детей со слабой степенью миопии следует проводить лечебно-профилактические мероприятия, задерживающие её развитие и прогрессирование, изучение её интенсивности по возрастам указывает на необходимость начала профилактической работы уже с 1-го класса. При выборе тактики профилактических мероприятий особое внимание должно уделяться общесоматическому оздоровлению детей и подростков.
Выводы. Распространённость миопии среди школьников составляет 5,1%, причём среди мальчиков она встречается в 42,0% случаев, среди девочек – в 58,0%.
Миопия развивается преимущественно в раннем и среднем школьном возрасте. С возрастом число близоруких школьников, особенно девочек, увеличивается, поэтому детям 6-10 лет и подросткам следует уделять особое внимание.
Приводящие к задержке роста и развития организма общие заболевания, такие как анемия, эндемический зоб, кариес, астеновегетативный синдром, хронический тонзиллит, глистные инвазии, аденоиды усугубляют течение миопии. При выявлении сопутствующей патологии у детей с миопией должно проводиться своевременное и полноценное лечение.
Большое значение исследование органа зрения приобретает в связи с переходом на обучение с шестилетнего возраста, которое влечёт за собой увеличение зрительной работы на близком расстоянии. Повышение зрительной нагрузки, ослабление аккомодации нередко приводят к развитию миопии. Анализ причин развития и прогрессирования миопии признаётся одной из первоочередных задач, стоящих перед офтальмологами. Правильная интерпретация факторов риска и разработка эффективных лечебно-профилактических мероприятий позволяет снизить заболеваемость и инвалидность вследствие миопии среди молодых людей.
Цель – изучить клинические и возрастные особенности миопии у школьников, установить факторы риска развития заболевания.
Материал и методы. В 1999-2000 учебном году проведено комплексное офтальмологическое обследование учащихся семи общеобразовательных школ и одной гимназии Андижана. Всего обследовано 6027 учащихся (3188 мальчиков и 2839 девочек) в возрасте 6-17 лет.
При офтальмологическом исследовании определяли остроту зрения без коррекции и с полной коррекцией по таблице Головина - Сивцева; цветоощущение по таблице Рабкина. Клиническую рефракцию устанавливали путём скиаскопии в условиях циклоплегии после инстилляции в течение 3 дней 1% раствора сульфата атропина. Состояние переднего отрезка глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела определяли путём биомикроскопии; состояние глазного дна - путём прямой и обратной офтальмоскопии.
Кроме того, проведено общеклиническое обследование и консультации специалистов с использованием стандартных лабораторных методов диагностики.
Результаты. Нарушения со стороны органа зрения выявлены у 1242 (20,6%), школьников, из них у 593 (9,8%) – аномалии рефракции. Как видно из таблицы 1, миопическая рефракция диагностирована у 307 (5,1%) детей, из них у 129 (42,0%) мальчиков и 178 (58,0%) девочек.
Темнопигментированная макулярная область, или область «паркетного» типа, обнаружена у 8 детей, острота зрения с оптимальной переносимой коррекцией варьировала у них от 0,09 до 0,3 дптр. У 7 из этих больных проведена склеропластическая операция по Н.Н. Пивоварову – Э.Ф. Приставко.
Наследственная отягощённость по миопии выявлена у 83 (27,0%) школьников, из них у 21 (25,3%) она начала развиваться до 6 лет, у 34 (41,0%) – в 6-7 лет, у 28 (33,7%) проявилась в более старшем возрасте. При раннем возникновении миопии установлено её прогрессирование и развитие осложнений. Все эти дети взяты под диспансерное наблюдение окулистами детских поликлиник.
У 210 школьников миопия была приобретена в школьные годы.
При анализе частоты миопии в зависимости от возраста установлена неравномерность её возникновения в отдельные периоды. Так, у детей в 6- и 7-летнем возрасте частота близорукости среди мальчиков была выше за счёт врождённой и рано приобретённой. В возрасте 11-14 лет частота миопии резко возрастала, особенно среди девочек. Некоторое уменьшение числа близоруких среди школьников 15-17 лет, по нашему мнению, связано с уменьшением числа наблюдений (уходом многих подростков в колледжи и академические лицеи).
Частота миопии была выше среди учащихся гимназий (5,5%), тогда как среди учеников общеобразовательных школ она варьировала от 2,3 до 4,2%. У 96 гимназистов миопия была средней степени, у 2 (4,0%) – высокой. Во всех случаях миопия приобретена в школьные годы. В гимназии продолжительность занятий в среднем на 1,5-2 ч больше, чем в общеобразовательных школах, причём большинство гимназистов дополнительно занимались математикой и иностранными языками. Преобладание близоруких среди учащихся гимназии обусловлено ненормированными зрительными нагрузками в учебных заведениях такого типа.
Согласно нашим данным, с возрастом частота миопии повышается, и её структура меняется, увеличивается число детей со средней и высокой степенью заболевания. Острота зрения у детей со слабой степенью миопии составила 1,60±0,05 дптр, средней – 4,71±0,14 дптр, высокой – 8,62±0,39 дптр.
Как показывают результаты общеклинического обследования детей с миопией (табл. 2), у большинства из них выявлена железодефицитная анемия, причём, в основном, у девочек. Вторая по частоте встречаемости сопутствующая патология - эндемический зоб, также часто обнаруживается у девочек. Эти заболевания приводят к задержке физического развития у детей и психомоторным нарушениям, усугубляющим течение миопии. Наряду с этим, у школьников с миопией чаще, чем среди всех обследованных, выявлены кариес, астеновегетативный синдром, хронический тонзиллит, глистные инвазии, аденоиды. Все эти заболевания также отрицательно влияют на течение миопии. Поэтому перечисленные сопутствующие заболевания можно отнести к эндогенным факторам риска возникновения и развития близорукости у школьников.
Подростковый период характеризуется усиленным ростом организма. В этом возрасте миопия интенсивно прогрессирует, особенно у девочек. Более высокие показатели нарушения зрения у девочек вызваны анатомо-физиологическими особенностями женского организма, в частности, податливостью и растяжимостью соединительной ткани, в том числе и оболочек глаза. Кроме того, ученицы чаще занимаются иностранными языками, музыкой, шитьём, ведут малоподвижный образ жизни.
Как показывает анализ структуры близорукости, при лечении детей со слабой степенью миопии следует проводить лечебно-профилактические мероприятия, задерживающие её развитие и прогрессирование, изучение её интенсивности по возрастам указывает на необходимость начала профилактической работы уже с 1-го класса. При выборе тактики профилактических мероприятий особое внимание должно уделяться общесоматическому оздоровлению детей и подростков.
Выводы. Распространённость миопии среди школьников составляет 5,1%, причём среди мальчиков она встречается в 42,0% случаев, среди девочек – в 58,0%.
Миопия развивается преимущественно в раннем и среднем школьном возрасте. С возрастом число близоруких школьников, особенно девочек, увеличивается, поэтому детям 6-10 лет и подросткам следует уделять особое внимание.
Приводящие к задержке роста и развития организма общие заболевания, такие как анемия, эндемический зоб, кариес, астеновегетативный синдром, хронический тонзиллит, глистные инвазии, аденоиды усугубляют течение миопии. При выявлении сопутствующей патологии у детей с миопией должно проводиться своевременное и полноценное лечение.
Страница источника: 144-146
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article20842
Просмотров: 10362
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн