Рис. 1. Доля выявленной патологии органа зрения по годам и возрасту
Рис. 2. Структура впервые выявленных нарушений рефракции у детей в возрасте от 7 до 17 лет
В Тюменской области, по данным профилактических осмотров детского населения, за последние 15 лет снижение зрения в среднем выявляется у 17% детей [3]. Превалирует патология рефракции, в частности, миопия диагностируется в 53,1% случаев, нарушения аккомодации – в 9,0%. Установлено, что ежегодный прирост детей с миопией составляет 5,3%, преимущественно за счет учащихся средних классов [4]. Как известно, при миопии имеет место негативное значение зрительной работы на близком расстоянии. Например, частота миопии в Азии за последние 20 лет существенно выросла в связи с интенсивностью обучения и массовым использованием информационных технологий [5].
С увеличением школьного стажа увеличивается и распространенность миопии, которая колеблется в пределах 6-9% в 1-м классе и 25,0-32,2% - среди выпускников школ. Она встречается чаще у городских школьников (до 50%) в связи со специализацией образования и меньшим пребыванием их на свежем воздухе [6, 7]. Прирост пациентов с миопической рефракцией за учебный год в типовой средней образовательной школе составляет 1-2%, в лицее – 13-14% [8]. Ослабленная аккомодация является пусковым механизмом в развитии близорукости [6]. По мнению специалистов ВОЗ (2014 г.), уже к 2020-му году количество людей с миопией в мире увеличится до 2,5 млрд, то есть близорукостью будет страдать каждый третий человек.
Цель
Проведение клинико-статистического анализа рефракционной патологии глаз у школьников для оптимизации организации лечебно-профилактической офтальмологической помощи на территориальном уровне.
Материал и методы
Проведено стандартное офтальмологическое обследование 14605 учащихся школ Центрального и Ленинского районов города Тюмени за период 2011-2018 гг. Врачами-офтальмологами поликлиник осматривались дети в возрасте от 7 до 17 лет, в соответствии с приказом МЗ РФ №514н от 10.08.2017 г. «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних». Ретроспективно проанализирована документация по форме 026/у.
Результаты и обсуждение
Рис. 3. Структура выявленной офтальмопатологии в 2011 г.
Рис. 4. Структура выявленной офтальмопатологии в 2018 г.
За период наблюдения отмечено увеличение доли выявленной патологии органа зрения, при этом наблюдалось достоверное увеличение патологии в возрастном аспекте, а именно: с первого к 11 классу. В сравнении с предыдущими годами, за 2011 г. было зафиксировано повышение количества детей со сниженным зрением на 31,9%, к 2018 г. – уже на 46,1%. Прирост офтальмопатологии в 7-летнем возрасте составил 6%, в 10 лет – 8,7% , в 13лет – 11,9%, в 15 лет – 23,7%, в 16-17 лет – 20,1%.
В установленной патологии органа зрения у школьников преобладают нарушения рефракции. При рассмотрении рефракционной патологии органа зрения по полу выявлены гендерные различия с преобладанием женского пола в 7-летнем возрасте на 6,8%, в 13 лет – на 7,6% и в 16-17 лет – на 8,8%. Это объясняется их опережением в физическом развитии мальчиков в этом возрасте. Основная часть впервые выявленной патологии рефракции приходится на 7 и особенно 10 лет, что демонстрирует рисунок 2.
К первому классу у 10,7% обследованных мы впервые выявили гиперметропию, впрочем, это может быть обусловлено неполным охватом профилактического осмотра неорганизованных детей в возрасте 6 лет. Диагноз – нарушение аккомодации в 7-летнем возрасте был выставлен у 10,3% детей, тогда как миопия – у 4,3%. К 10 годам нарушения аккомодации диагностировались уже в 22,8% случаев и миопия – в 16,7% (почти 1/3 от всей офтальмологической патологии в 4 классе); гиперметропия – в 1,0%. В 13 лет миопия впервые диагностирована в 13,2% случаев, школьников же с нарушением аккомодации было значительно меньше (3,0%), т. к. часть из пациентов с данным диагнозом перешли в группу с миопией.
К 15-17 годам миопия впервые выявлялась почти одинаково часто: в 5,1% и 4,7% соответственно. В старших классах процент нарушения аккомодации уменьшился с 10,4% до 7,9%. Структура выявленных нарушений рефракции, аккомодации, бинокулярного зрения и другой офтальмологической патологии за 2011 и 2018-й гг. отражена соответственно на рисунках 3 и 4.
При проведении сравнительного анализа структуры выявленной офтальмологической патологии за 2011 и 2018-й гг. в 7-летнем возрасте выявлено, что в сравниваемые годы преобладала гиперметропия (49,5% и 71,4%). Нарушения аккомодации составляли наибольший процент в 2011 г. – 25,2%; наименьший – в 2018 г. – 12,8%. Миопия выявлялась с незначительными колебаниями, соответственно по годам в 16,5% и 11,1% случаев. В 10-летнем возрасте в 2011 г. нарушения аккомодации занимали 1 место (56,5%), миопия – второе (24,7%), тогда как в 2018 г. нарушения аккомодации и миопия выявлялись почти в одинаковых соотношениях (в 41,2% и 38,8% случаев).
Доля гиперметропии к 10 годам снижается до 14,0% в обоих временных периодах. Нарушения аккомодации в пубертатный период варьируют от 20,0% до 29,0%. Учитывая, что к 13 годам происходит стремительный рост миопии (56,6% – в 2011 г. и 70,1% – в 2018 г.) можно сделать заключение о быстром переходе функциональных нарушений в органическую патологию.
К 17 годам миопия регистрируется уже в 64,4% и 73,8% случаев соответственно. Смешанный астигматизм, косоглазие и другая патология органа зрения изменяются за период наблюдения с 1 по 11-го класс незначительно. Учитывая значимость полноты профилактических осмотров, на территориальном уровне проводилась совместная работа с педагогами и родителями. При выявлении патологии на школьных профилактических осмотрах дети направлялись на дообследование, дальнейшее лечение к офтальмологу поликлиники по месту жительства. С учетом наследственного анамнеза формировались «группы риска» с целью оказания помощи на принципах диспансеризации в соответствии с Федеральными стандартами с организацией комплексного лечения на региональном уровне [9, 10].
Заключение
Полученные за период исследования данные о снижении зрения, структуре и частоте выявленных аномалий рефракции в школьном возрасте, актуальны для организации лечебно-профилактической офтальмологической помощи. Необходимо активнее проводить вторичную профилактику, направленную на предотвращение снижения зрения у детей в начальных классах школы, дозировать зрительную нагрузку и разрабатывать методы снижения зрительного утомления непосредственно во время обучения в школе.