Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Корнюшина Т.А.
Социальные аспекты рефракционных расстройств у школьников
Четкое видение окружающего мира является основной задачей зрительной системы. Развитие зрительных функций происходит от рождения до 7‑10 лет. Значительную роль в формировании зрительного анализатора принадлежит рефракции глаза, которая обеспечивает четкое зрение вдаль, и аккомодации глаза, обеспечивающей четкое зрение предметов на всем пространстве от дали до близкорасположенных предметов.
Согласованная работа рефракционно‑аккомодационного аппарата глаза обеспечивает правильное формирование функций зрительного анализатора. Особенно это важно в раннем возрасте. Гиперметропия, превышающая возрастную норму, миопия, астигматизм приводят к нарушениям в работе аккомодации, что проявляется развитием косоглазия, появлением амблиопии, прогрессированием близорукости.
Своевременный контроль за развитием зрительной системы, выявление дефектов зрения, назначение оптической коррекции при аметропиях и астигматизме, проведение рационального лечения способствуют правильному формированию функций глаза.
К сожалению, в настоящее время число детей с расстройствами зрения не снижается, а увеличивается. Это связано с тем, что глаз из органа, предназначенного для ориентации в пространстве, превратился в рабочий орган, вынужденный выполнять зрительно — напряженную работу в течение длительного времени. Это относится и к дошкольникам, которых начинают обучать чтению и письму в период, когда еще не завершились физиологический рост глаза и формирование зрительных функций.
В связи с чрезмерными нагрузкам на мышечный аппарат глаза у дошкольников развивается аккомодативная астенопия и в последующем возникает псевдомиопия и миопия. С целью предупреждения перенапряжения зрительной системы у дошкольников необходимо назначение оптимальной оптической коррекции при аметропиях и астигматизме. Наиболее важным в этом возрасте является ограничение продолжительности зрительной работы.
В процессе учебы в школе нагрузка на зрительный аппарат возрастает многократно. Это связано с увеличивающимся объемом необходимой информации, которая складывается из чтения учебников, художественной литературы, выполнения уроков, работы с монитором компьютера и другими средствами отображения информации (телефоны, игровые приставки и пр.) Расстройства зрения начинаются с функциональных сдвигов в зрительной системе, в первую очередь аккомодации и бинокулярного зрения.
С целью предупреждения развития рефракционных расстройств у школьников, чрезвычайно важно создавать для них оптимальные условия для зрительной работы, которые включают соблюдение гигиенических требований (эргономика и освещенность рабочего места, продолжительность зрительной работы) и использование необходимой оптической коррекции при аметропиях и астигматизме.
В настоящее время существуют разнообразные способы коррекции аметропий: с помощью очковых однофокальных и прогрессивных линз, с использованием контактных и ортокератологических линз, а также хирургические методы устранения аметропий. Эффективность того или иного способа коррекции зависит от параметров оптической системы глаза и адаптации пациента к выбранной коррекции.
Несмотря на современные возможности диагностики и коррекции аметропий, вопросы, связанные с развитием и прогрессированием школьной близорукости остаются весьма актуальными. Изучение школьной близорукости и причин снижения зрения у учащихся было начато в нашей стране в середине прошлого века. За эти годы были решены многие задачи, раскрывающие причины развития близорукости и разработаны методы профилактики ее возникновения. До настоящего время нет единого мнения о назначении при миопии полной или не полной коррекции. Все исследователи сходятся только в одном, что коррекция при миопии не должна приводить к гиперкоррекции, то есть не формировать гиперметропический дефокус, чтобы не создавать условия для прогрессирования миопии.
На показатели рефракции в значительной степени влияет состояние аккомодационной системы. У школьников с эмметропией и аметропиями может наблюдаться стойкое расстройство аккомодации, связанное со спазмом, параличом или парезом аккомодации, которое искажает показатели рефракции. Даже с использование циклоплегии не всегда возможно точно определить клиническую рефракцию глаза.
На наш взгляд решать вопросы коррекции аметропий у школьников возможно только при учете всех рефракционных нарушений: клинической рефракции и аккомодации. Особенно это важно при хирургическом способе коррекции аметропии. Только при нормализации показателей аккомодации можно решать вопрос о целесообразности коррекции аметропии и полноте ее назначения. Такой подход должен исключить создание при коррекции гиперметропического дефокуса и устранить астенопические явления, что предотвращает рост близорукости и повышает зрительную работоспособность.
Сохранение здоровья школьников — важная социальная задача. Широкое распространение в наше время операторских видов труда, использующих компьютеры и другие электронные средства отображения информации, требует высокого напряжения всех функций зрительного анализатора в течение длительного времени. От того, как формируется рефракционная система школьников, в значительной степени зависит качество их дальнейшей жизни, в том числе и трудовой.
Корнюшина Татьяна Афанасьевна, доктор биологических наук, МНТК Микрохирургия глаза»
Согласованная работа рефракционно‑аккомодационного аппарата глаза обеспечивает правильное формирование функций зрительного анализатора. Особенно это важно в раннем возрасте. Гиперметропия, превышающая возрастную норму, миопия, астигматизм приводят к нарушениям в работе аккомодации, что проявляется развитием косоглазия, появлением амблиопии, прогрессированием близорукости.
Своевременный контроль за развитием зрительной системы, выявление дефектов зрения, назначение оптической коррекции при аметропиях и астигматизме, проведение рационального лечения способствуют правильному формированию функций глаза.
К сожалению, в настоящее время число детей с расстройствами зрения не снижается, а увеличивается. Это связано с тем, что глаз из органа, предназначенного для ориентации в пространстве, превратился в рабочий орган, вынужденный выполнять зрительно — напряженную работу в течение длительного времени. Это относится и к дошкольникам, которых начинают обучать чтению и письму в период, когда еще не завершились физиологический рост глаза и формирование зрительных функций.
В связи с чрезмерными нагрузкам на мышечный аппарат глаза у дошкольников развивается аккомодативная астенопия и в последующем возникает псевдомиопия и миопия. С целью предупреждения перенапряжения зрительной системы у дошкольников необходимо назначение оптимальной оптической коррекции при аметропиях и астигматизме. Наиболее важным в этом возрасте является ограничение продолжительности зрительной работы.
В процессе учебы в школе нагрузка на зрительный аппарат возрастает многократно. Это связано с увеличивающимся объемом необходимой информации, которая складывается из чтения учебников, художественной литературы, выполнения уроков, работы с монитором компьютера и другими средствами отображения информации (телефоны, игровые приставки и пр.) Расстройства зрения начинаются с функциональных сдвигов в зрительной системе, в первую очередь аккомодации и бинокулярного зрения.
С целью предупреждения развития рефракционных расстройств у школьников, чрезвычайно важно создавать для них оптимальные условия для зрительной работы, которые включают соблюдение гигиенических требований (эргономика и освещенность рабочего места, продолжительность зрительной работы) и использование необходимой оптической коррекции при аметропиях и астигматизме.
В настоящее время существуют разнообразные способы коррекции аметропий: с помощью очковых однофокальных и прогрессивных линз, с использованием контактных и ортокератологических линз, а также хирургические методы устранения аметропий. Эффективность того или иного способа коррекции зависит от параметров оптической системы глаза и адаптации пациента к выбранной коррекции.
Несмотря на современные возможности диагностики и коррекции аметропий, вопросы, связанные с развитием и прогрессированием школьной близорукости остаются весьма актуальными. Изучение школьной близорукости и причин снижения зрения у учащихся было начато в нашей стране в середине прошлого века. За эти годы были решены многие задачи, раскрывающие причины развития близорукости и разработаны методы профилактики ее возникновения. До настоящего время нет единого мнения о назначении при миопии полной или не полной коррекции. Все исследователи сходятся только в одном, что коррекция при миопии не должна приводить к гиперкоррекции, то есть не формировать гиперметропический дефокус, чтобы не создавать условия для прогрессирования миопии.
На показатели рефракции в значительной степени влияет состояние аккомодационной системы. У школьников с эмметропией и аметропиями может наблюдаться стойкое расстройство аккомодации, связанное со спазмом, параличом или парезом аккомодации, которое искажает показатели рефракции. Даже с использование циклоплегии не всегда возможно точно определить клиническую рефракцию глаза.
На наш взгляд решать вопросы коррекции аметропий у школьников возможно только при учете всех рефракционных нарушений: клинической рефракции и аккомодации. Особенно это важно при хирургическом способе коррекции аметропии. Только при нормализации показателей аккомодации можно решать вопрос о целесообразности коррекции аметропии и полноте ее назначения. Такой подход должен исключить создание при коррекции гиперметропического дефокуса и устранить астенопические явления, что предотвращает рост близорукости и повышает зрительную работоспособность.
Сохранение здоровья школьников — важная социальная задача. Широкое распространение в наше время операторских видов труда, использующих компьютеры и другие электронные средства отображения информации, требует высокого напряжения всех функций зрительного анализатора в течение длительного времени. От того, как формируется рефракционная система школьников, в значительной степени зависит качество их дальнейшей жизни, в том числе и трудовой.
Корнюшина Татьяна Афанасьевна, доктор биологических наук, МНТК Микрохирургия глаза»
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article9349
Просмотров: 14464
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн