Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Реферат RUS | Реферат ENG | Литература | Полный текст |
УДК: | 617.7 DOI: https://doi.org/10.25276/2307-6658-2024-3-30-34 |
Ермолаева Е.В., Сидоренко Е.Е., Крапивкин А.И., Ермолаева Е.А., Лоскутова В.Е., Розметова Б.Ш.
Современные методы диагностики когнитивного развития с использованием шкалы WPPSI-IV у детей с глазодвигательными нарушениями
Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России
Ивановский государственный медицинский университет Минздрава России
Научно-практический центр специализированной медицинской помощи детям им. В.Ф. Войно-Ясенецкого Департамента здравоохранения г. Москвы
Актуальность
По данным Российских и зарубежных исследователей, косоглазие представляет собой тяжелый функциональный и косметический дефект органа зрения, встречающийся в 3–5% случаев в структуре общей глазной патологии. Это заболевание значительно нарушает зрительные функции и приводит к затруднению социальной адаптации. Одним из современных методов лечения косоглазия является хемоденервация экстраокулярных мышц с помощью ботулотоксина типа А.
Данная методика, однако, не получила такого широкого распространения в России, несмотря на лучшие клинические эффекты и меньшее число побочных эффектов в сравнении с традиционной операцией. Применение препаратов ботулотоксина типа А при лечении косоглазия у детей было одобрено Управлением по контролю пищевых продуктов и лекарств в США (FDA). С 1979 г. изучается его влияние на разные системы организма. Научный интерес в том числе представляет влияние результатов хемоденервации на когнитивные функции центральной нервной системы. Обсуждаются два пути предполагаемого влияния: непосредственно самого ботулотоксина на мозг и положительного эффекта от операции на формирование зрительного анализатора [1].
Известно, что снижение остроты зрения представляет собой психотравмирующую ситуацию, накладывающую существенный отпечаток на эмоциональную сферу детей и влияющую на различные физиологические системы [2, 3]. Функции центрального и периферического зрения наиболее тесно связаны с интеллектуально-когнитивным развитием человека и являются ценными для ориентации в пространстве и выполнения какой-либо деятельности, поэтому исследование их в совокупности является наиболее важным в плане суждения: меняется ли одно при воздействии извне на другое [4].
Цель
Оценить влияние лечения препаратом ботулинического токсина типа А на нейрокогнитивные функции у детей с косоглазием
Материал и методы
В исследование включено 6 пациентов (12 глаз) в возрасте от 4,5 до 7,7 года с различными формами косоглазия до и после проведения хемоденервации, наблюдавшихся 6 месяцев в ГБУЗ «НПЦ специализированной медицинской помощи детям ДЗМ». Из них девочек – 3 (50%), мальчиков – 3 (50%). Возраст: девочка Е. – 4 года и 7 месяцев, мальчик К. – 4 года и 11 месяцев, девочка О. – 5 лет и 1 месяц, мальчик Б. – 6 лет и 6 месяцев, девочка И. – 5 лет и 10 месяцев, мальчик М. – 7 лет и 7 месяцев. Средний возраст наблюдаемых детей – 5,5 года.
Все пациенты были включены на добровольной основе, в соответствии с этическими принципами проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования согласно Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации, ЛЭК №225 утвержденный от 23.01.2023.
Всем детям до и после хемоденервации экстраокулярных мышц проводился стандартный офтальмологический скрининг.
Исследование интеллекта проводили с помощью шкалы WPPSI-IV [5]. В диагностике детей от 4 до 7 лет помимо подсчета и анализа данных по общей шкале интеллекта (FSIQ) основной уровень интерпретации включает в себя анализ показателей по 5 основным шкалам: вербальной понятливости (VCI), зрительно-пространственного интеллекта (VSI), рабочей памяти (WMI), подвижного интеллекта (FRI) и скорости обработки данных (PSI). Процедура диагностики при помощи данного варианта теста для данной возрастной группы предполагает проведение следующих субтестов: узоры из кубиков, осведомленность, матрицы, найди жука, запоминание картинок, сходство, ассоциативные ряды, вычеркивание, зоопарк, складывание фигур, словарный запас, кодирование животных, понимание, пассивный словарный запас, называние картинок.
Лечение проводилось препаратом ботулинического токсина типа А, который действует на периферические нервные окончания, ингибируя выделение ацетилхолина, и конечным эффектом является расслабление инъецированной мышцы.
Результаты
В результате проведенного нами анализа с использованием шкалы WPPSI-IV нами были оценены основные 5 показателей IQ, которые включали в себя: вербальную понятливость, рабочую память, подвижный интеллект, скорость обработки данных и зрительно-пространственный интеллект.
Вербальная понятливость измеряет вербальные способности ребенка, включая рассуждения, понимание и выражение. Оцениваются приобретенные знания, вербальное мышление и внимание к вербальным стимулам. Даже когда задачи включают изображения, они представляются устно, и ребенок должен формулировать ответы.
Рабочая память отражает способность сохранять информацию в уме и оперировать ею, что критично для школьного обучения. Это особенно важно при чтении или выполнении инструкций учителя, где требуется удерживать информацию для успешного выполнения заданий.
Подвижный интеллект требует визуального восприятия и организации для решения задач с использованием невербальных материалов. Оцениваются аналитическое и концептуальное мышление, способности к классификации и одновременная обработка, что часто выходит за рамки прямого обучения в школе.
Индекс скорости обработки включает в себя задачи на зрительное восприятие, кратковременную память, зрительно-моторную координацию и когнитивную гибкость. Он прямо связан с когнитивными способностями, эффективностью чтения и общим обучением, позволяя оценить, насколько быстро и точно ребенок может обрабатывать визуальную информацию.
Зрительно-пространственный интеллект оценивает способность к визуальной и пространственной обработке, включая интеграцию и синтез восприятий частей и целого, внимание к деталям, формирование невербальных концепций, а также зрительно-моторную координацию. Также важна способность анализировать и синтезировать абстрактную визуальную информацию.
Оценка когнитивных функций по методике WPPSI-IV происходит с помощью нормативных таблиц, которые учитывают возраст и пол ребенка.
Результаты тестирования выражаются в виде IQ-показателя.
Частные и составные баллы имеют среднее значение 100 и стандартное отклонение 15.
Стандартные диапазоны баллов для WPPSI-IV:
• ниже 70 – это крайне низкий;
• 70–79 – граница;
• 80–89 – низкий средний показатель;
• 90–109 – средний уровень IQ;
• 110–119 – высокий средний показатель (хорошая норма);
• 120–129 – улучшенный (высокий);
• 130+ – весьма превосходит (очень высокий).
Проведенный анализ показал отсутствие негативного влияния ботулотоксина типа А на когнитивные функции пациента (таблица).
Исходя из полученных результатов, снижение показателей уровня интеллекта нами не отмечено, установлено увеличение показателей уровня интеллекта у 2 детей (33,3%) на 1 балл. У 3 детей (50%) уровень интеллекта после хемоденервации не изменился. Также был установлен у 3 детей (50%) высокий средний показатель IQ и у 3 детей (50%) – средний показатель IQ.
Заключение
Результаты исследования демонстрируют положительное влияние результатов хемоденервации на когнитивные функции детей с косоглазием, наблюдавшихся офтальмологом. Адаптация в социуме и дальнейшие получения знаний и навыков, а также реализация себя как личности закладывается в сенситивный период развития ребенка, и крайне важным является правильная комплексная диагностика ребенка, в том числе и интеллектуального развития в раннем возрасте. Шкала WPPSI-IV может быть рекомендована для всесторонней оценки общей интеллектуальной функции, включающей показатели: зрительно-пространственный интеллект, рабочую память, вербальный и невербальный интеллект, логику, мышление и т.д.
Данное тестирование можно применять как у здоровых детей (для определения причин трудностей в обучении или наоборот для подбора соответствующего уровня обучения), так и у детей, перенесших травмы, сложные оперативные вмешательства, инфекции (для выявления уровня нарушений со стороны интеллектуального функционирования), у детей с умственной отсталостью, задержкой психического развития для своевременного подбора коррекционной и развивающей работы (реабилитации) и более ранней компенсации пациента в более раннем детском возрасте, тем самым решить важную социальную проблему и подготовить ребенка к адаптации в социуме.
Полагаем, что тестирование по шкале WPPSI-IV открывает новые горизонты для выявления когнитивных отклонений у детей. На данном примере была продемонстрирована оценка безопасности проведения хемоденервации для нейрокогнитивных функций у детей. Методика позволяет провести диагностику и в случае выявления отклонений провести своевременную коррекцию, а также способствует снижению риска инвалидизации пациента.
Информация об авторах
Елена Валерьевна Ермолаева, младший научный сотрудник ГБУЗ «НПЦ спец. мед. помощи детям ДЗМ», ermolaeva_lena@ bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-0124-9786
Евгений Евгеньевич Сидоренко, д.м.н., профессор, кафедра офтальмологии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; врач-офтальмолог ГБУЗ «НПЦ спец. мед. помощи детям ДЗМ», docsee@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2177-5134.
Алексей Игоревич Крапивкин, д.м.н., директор ГБУЗ «НПЦ спец. мед. помощи детям ДЗМ», krapivkin@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-4653-9867
Екатерина Александровна Ермолаева, студентка педиатрического факультета ФГБОУ ВО Ивановский ГМУ МЗ РФ, kochedykovakk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3199-5667
Виктория Евгеньевна Лоскутова, младший научный сотрудник ГБУЗ «НПЦ спец. мед. помощи детям ДЗМ», старший лаборант кафедры офтальмологии педиатрического факультета ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, vika118877@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5709-9871
Барно Шариф кизи Розметова, клинический ординатор кафедры офтальмологии педиатрического факультета РНИМУ им.
Н.И. Пирогова МЗ РФ; barnorozmetova97@gmail.com, http://orcid.org/0009-0002-5519-5012
Information about the authors
Elena V. Ermolaeva, Junior Researcher, ermolaeva_lena@bk.ru, https://orcid.org/0000-0002-0124-9786
Evgeniy E. Sidorenko, Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Department of Ophthalmology, Faculty of Pediatrics, Ophthalmologistdocsee@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2177-5134
Alexey I. Krapivkin, Doctor of Science in Medicine, Director krapivkin@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-4653-9867
Ekaterina A. Ermolaeva, Student of the Pediatric Faculty; kochedykovakk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3199-5667
Victoria E. Loskutova, Junior Researcher; Senior Laboratory Assistant at the Department of Ophthalmology, Faculty of Pediatrics, vika118877@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5709-9871
Barno Sh. Rozmetova, Clinical Resident, barnorozmetova97@ gmail.com, https://orcid.org/0009-0002-5519-5012
Вклад авторов в работу:
Е.В. Ермолаева: существенный вклад в концепцию и дизайн работы, сбор, анализ и обработка материала, написание текста, редактирование, окончательное утверждение версии, подлежащей публикации.
Е.Е. Сидоренко: написание текста, редактирование и окончательное утверждение версии, подлежащей публикации.
А.И. Крапивкин: редактирование, окончательное утверждение версии, подлежащей публикации.
Е.А. Ермолаева: сбор, анализ и обработка материала.
В.Е. Лоскутова: редактирование текста.
Б.Ш. Розметова: обработка материала.
Author’s contribution:
E.V. Ermolaeva: significant contribution to the concept and design of the work, collection, analysis and processing of material, writing the text, editing, final approval of the version to be published.
E.E. Sidorenko: writing the text, editing and final approval of the version to be published.
A.I. Krapivkin: editing, final approval of the version to be published.
E.A. Ermolaeva: collection, analysis and processing of material
V.E. Loskutova: text editing.
B.Sh. Rozmetova: processing of the material.
Финансирование: Авторы не получали конкретный грант на это исследование от какого-либо финансирующего агентства в государственном, коммерческом и некоммерческом секторах.
Авторство: Все авторы подтверждают, что они соответствуют действующим критериям авторства ICMJE.
Согласие пациента на публикацию: Письменное согласие на публикацию этого материала было получено.
Конфликт интересов: Отсутствует.
Funding: The authors have not declared a specific grant for this research from any funding agency in the public, commercial or not-for-profit sectors.
Authorship: All authors confirm that they meet the current ICMJE authorship criteria.
Patient consent for publication: Written consent was obtained for the publication of this material.
Conflict of interest: Тhere is no conflict of interest.
Поступила: 28.03.2024
Переработана: 28.05.2024
Принята к печати: 25.06.2024
Originally received: 28.03.2024
Final revision: 28.05.2024
Accepted: 25.06.2024
Страница источника: 30
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article61172
Просмотров: 224
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн