
Рисунок 1. Типы получения образовательной/клинической информации и их условные значения/диапазон на основании данных опроса

Рисунок 2. Аденовирусный кератоконъюнктивит
Большинство молодых докторов нашего поколения (поколения X и Y) начинают изучение дисциплин с отечественной академической литературы, которая, к сожалению, обновляется не так часто и не так оперативно, чтобы с помощью нее можно было стать «трендовым» специалистом. Тем не менее ее достаточно, чтобы уметь оказывать профессиональную помощь на базовом и среднем уровнях.
В то же время, начинающие доктора часто сталкиваются с патологией, которую не могут идентифицировать сразу во время осмотра, что может приводить к неправильной постановке диагноза с последующими неверными назначениями и всеми вытекающими отсюда последствиями. Последние, в свою очередь, могут быть причиной снижения самооценки и влиять на профессиональную самореализацию. Основной причиной описанных обстоятельств и главным страхом на пути к уверенному ведению врачебного приема является отсутствие знаний и опыта, что ожидаемо подтверждается проведенным опросом среди докторов и студентов с офтальмологической направленностью, который показал, что наибольшие проблемы у начинающих врачей вызывают недостаток опыта (54,4 %) и тактика поведения при обнаружении неизвестных проявлений заболеваний (15,7%).
От простого к сложному
Какими же методами располагает начинающий специалист сейчас для того, чтобы решить возникающий вопрос постановки диагноза, как быстро каждый из этих методов дает желаемый эффект и на сколько валидным он является (рисунок 1)?
Литература
Важными, но уже далеко не главными источниками литературы остаются библиотеки, архивы которых уверенно и планомерно оцифровываются, умещаясь на одном электронном носителе. Почему же мы все еще их посещаем:
1. В библиотеке имеется историческая литература (книги и журналы) которая позволяет объёмно и во временном векторе взглянуть на изучаемую проблему или технологию;
2. В библиотеке можно получить доступ к полнотекстовым статьям, которые в электронном виде стоят немалых денег (если вы не знаете, что такое sci-hub, конечно);
3. В библиотеке есть сотрудники, которые могут помочь с подборкой тематической литературы.
4. В библиотеке можно просто посидеть, занимаясь делами, не имеющими никакого отношения к образованию.

Рисунок 3. Медицинские профессии будущего и ключевые навыки, необходимые для их освоения. Подробнее на сайте atlas100.ru

Рисунок 4. Кривая Аутора, отражающая востребованность специалистами в зависимости от сложности их компетенций.
Дистанционное консультирование
Самым распространенным способом решения проблемы постановки диагноза остается консультирование с более опытными специалистами своего отделения, либо, если такая возможность отсутствует – дистанционно, посредством электронных средств связи – мессенджеров, форумов, телефонных или видеозвонков. В зависимости от превалирующего формата передачи данных консультации можно условно разделить на следующие типы:
1. Фото. Распространенный способ «описания» клинических проявлений патологического процесса, имеющий сбалансированное соотношение простота/информативность. Решающее значение в качестве получаемых снимков играют техника выполнения фоторегистрации, настройки параметров камеры и уровень постобработки. Каждый снимок несет статичную информацию, в связи с чем специалист должен уметь и знать, что именно нужно снимать и как акцентировать на конкретном патологическом проявлении, не упуская смежные области. Например, если снимаются точечные поверхностные изменения, то невозможно оценить наличие опалесценции в передней камере, структуру радужки и т.д., что может быть немаловажно для определения выраженности и распространенности патологического процесса (рисунок 2).
2. Видео. Статичными снимками невозможно оценить скорость реакции зрачка, вязкость секрета мейбомиевых желез, скорость разрыва слезной пленки и т.п., не говоря уже о нюансах, которые может упустить неопытный специалист, дополняя фотографии текстовым описанием временных параметров тех или иных динамических процессов. Видеорегистрация осмотра по схеме (QR-1) дает консультанту возможность получить и самостоятельно оценить гораздо больше информации, чтобы с большей вероятностью дать правильные рекомендации. Однако высокую информативность метода сопровождают технические сложности его исполнения, которые решаются с помощью специальных адаптеров (QR-2).
3. Текст. В этом пункте представлены все возможные способы преимущественно текстового типа обратной связи — мессенджеры, форумы, социальные сети, электронная почта. В зависимости от типа связи и обстоятельств, скорость получения необходимой информации и ее достоверность может варьировать в широких пределах, в связи с чем, рассматривать его целесообразно при отсутствии ограничений по времени. Текстовое сопровождение к фото и/или видеоматериалам играет важную описательную роль.
4. Звонок. Звонок является самым простым и быстрым средством коммуникации. Вероятность не получить обратной связи (вероятность отказа) составляет ровно 50%. Несмотря на высокую скорость, валидность данного метода напрямую зависит от компетенций собеседника, поскольку коллективное обсуждение клинического случая в данной ситуации оказывается маловероятным.
Образовательные программы

Рисунок 5. «Распад знаний» - полная потеря компетенций через пять лет после получения сертификата, если в течение этого времени не происходило образовательной активности. «Lifelong learning» - постоянное обучение в течение всей жизни.

QR-1. Минимальная последовательность съемки для консультации по переднему отрезку глаза (видео). QR-2. Обзор адаптеров. QR-3. Будущее образовательных технологий.
Диагностическая программа
В рамках рабочего исследования была разработана концептуальная модель диагностического блока мобильного приложения, представляющего из себя систему посимптомного поиска и контроля постановки диагноза.
В начале работы с программой пользователь отмечает выявленные патологические изменения (симптомы) в представленном иерархическом списке (при этом вариант нормы находится в интуитивной доступности). Далее программа выполняет поиск совпадений в базе данных и формирует из них вероятностный рейтинговый список заболеваний, выбирая которые пользователь получает информацию о характерном для данной патологии наборе симптомов (в рейтинговом порядке), общую информацию о заболевании (этиология, патогенез), код МКБ, необходимые и рекомендуемые диагностические исследования, и базовые группы лекарственных препаратов. Рейтинг симптомов может быть построен на выбор в двух вариантах: по приоритету пропущенных симптомов или вероятности симптомов для конкретного заболевания. Показ необозначенных пользователем симптомов необходим для контроля качества осмотра. На данный момент приложение находится в стадии разработки.
Из Рисунка 1 видно, что каждый информационный тип имеет свои плюсы и минусы и потому должен использоваться в той последовательности, которую диктует конкретная ситуация.
Чего ждать?
С развитием информационных и высоких технологий изменения пришли не только в образовательную, но и в профессиональную среду, которые диктуют условия к генерации новых компетенций. В конце 2014 года по результатам нескольких форсайт-сессий Агентством стратегических инициатив и московской школой управления СКОЛКОВО были определены приоритетные направления развития науки и профессии, которые будут востребованы или со временем исчезнут (рисунок 3).
Изменения в профессиональных направлениях характеризуются кривой Аутора (рисунок 4), демонстрирующей уровень востребованности специалистами в зависимости от сложности их компетенций, и выпадение специалистов среднего уровня объясняется все большим внедрением в него механизмов автоматизации (поскольку этот уровень содержит достаточно много шаблонных элементов). Можно подумать, что данная концепция актуальна для чего угодно, но только не для медицины, ведь в ней необходимо иметь гибкое клиническое мышление, однако уже сейчас существует программное обеспечение, превосходящее опытных специалистов в задаче постановки диагнозов (IBM Watson, мобильные боты и т.п.).
Таким образом, в условиях современного прогрессивного мира существует реальная вероятность оказаться невостребованным специалистом и потерять достойное место работы. В то же время, существуют доступные технологии, способные облегчить, оптимизировать и ускорить обучение как начинающего, так и уже практикующего специалиста. Для того, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, необходимо постоянно обновлять и расширять (мультидисциплинарность) свои компетенции (рисунок 5).