ГОУ ВПО «Тюменская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ», г. Тюмень
За годы обучения в школе отмечается рост частоты встречаемости миопии в 3,4 раза, в том числе миопия слабой степени увеличивается в 2,6 раза, средней — в 6,9 раза, высокой — в 4,1 раза [4]. Итогом процессов развития и прогрессирования школьной миопии являются статистические данные о распространенности ее среди студентов, которая составляет от 25,0 до 42,5 % [1, 6]. Распространенность миопии среди студентов копенгагенских (датских) университетов составляет 50,0 % [7]. При анализе степени близорукости среди студентов, по обобщенным данным литературы Шерстневой Л . В. с соавт (1998), выявлено следующее распределение степени близорукости: на первом курсе — слабая у 44,0, средняя — у 32,0, высокая — у 24,0 %; к пятому курсу — соответственно 10, 48 и 42 %. При одномоментном наблюдении на пятом курсе ММА им. И. М. Сеченова прослеживалась более утешительная картина рефракции: слабая степень близорукости встречается в 49,2 % случаев, средняя — в 39,1, высокая — в 11,7.
Имеются сведения о влиянии общего состояния организма на развитие и течение миопии у детей и подростков [5]. В число наиболее вероятных факторов риска, обусловливающих появление и развитие миопии, Е. И. Ковалёвский относит ранние детские общесоматические и инфекционные болезни, неполноценное питание [2]. Получено много данных, свидетельствующих об общих изменениях в организме больных прогрессирующей миопией, сопровождающихся глубоким нарушением разных видов обмена веществ. Так в 58,5–70,0 % случаев у лиц с миопией имеются клинические признаки вторичного иммунодефицитного состояния (ВИДС) [3].
Все эти неблагоприятные факторы особенно актуальны для учащихся вузов. Студенты попадают в новую обстановку, осваивают новую информацию, становятся более самостоятельными. В то же время, поглощенные учебным процессом, они не всегда следят за своим здоровьем, питанием. Многие хронические заболевания возникают и прогрессируют именно в студенческом возрасте, усугубляя течение уже существующих болезней.
Цель — изучение общесоматического статуса у студентов с миопией на начальных и поздних курсах обучения.
Материал и методы. Обследовано 2867 студентов 1 курса ГОУ ВПО ТюмГМА Минздравсоцразвития РФ в течение 2005–2009 гг. в рамках комплексного профилактического медицинского осмотра студентов, проводимого ежегодно. Обследование проводилось в многопрофильной клинике ТюмГМА и включало осмотр врачейспециалистов: офтальмолога, невропатолога, хирурга, ЛОР-врача, эндокринолога, гинеколога или уролога.
При выявлении патологии рефракции дополнительно проводилось клинико-анамнестическое обследование, визометрия без коррекции и с коррекцией, определение резервов аккомодации (РА), отрицательного и положительного запасов объема относительной аккомодации (ОЗООА и ПЗООА), объема относительной аккомодации (ООА), скиаскопия без циклоплегии и после циклоплегии, биомикроскопия и офтальмоскопия.
Статистическая обработка полученных результатов проводилась на ПЭВМ IBM/РС при помощи стандартных статистических пакетов «SPSS 11,5 for Windows».
Данные по осмотру студентов ТюмГМА I курса с 2005 по 2009 гг.
Характеристика соматического статуса у студентов с миопией 1–3 курсов (1 группа) и 4–6 курсов (2 группа), %
Группа студентов с миопией берется на диспансерный учет, главная задача которого — замедлить прогрессирование миопии и предупредить возможные осложнения. При этом студенты осматриваются 2–3 раза в год, проводятся курсы питающей терапии, даются рекомендации, определяется физкультурная группа. Периодические осмотры данной группы студентов включают: контроль остроты зрения, периметрию, скиаскопию, биомикроскопию отделов глаза, осмотр глазного дна, подбор очков, при необходимости консультации других специалистов. Для улучшения обменных процессов в сетчатке применяются витамины (А, В, С, Е, В1, В6, стрикс, витрум-вижн), склероукрепляющая терапия (препараты кальция, аскорутин), препараты для улучшения кровотока (никотиновая кислота, трентал, кавинтон и др.), антигипоксанты (эмоксипин 1 %). При прогрессировании близорукости и появлении осложнений пациенты направляются на консультацию в областной офтальмологический диспансер для лазерного (ППЛКС), либо хирургического (склеропластика, склеропломбирование) лечения. Кроме того, на диспансерном учете состоят пациенты с гиперметропией высокой степени, астигматизмом, врожденной патологией органа зрения и др.
При этом необходимо учитывать наличие следующих соматических заболеваний, которые были установлены при обследовании студентов (табл. 2). Как видно из представленных данных, в последние годы увеличивается количество поступающих студентов с патологией позвоночника (42,0±8,6 и 17,0±8,8 соответственно при p<0,05). В то же время при обучении в вузе наблюдается значимый рост заболеваний ЖКТ у студентов (21,0±7,1 и 67,0±13,6 соответственно при p<0,01), в том числе хронический гастрит увеличивается в 3,7, гастродуоденит — в 2,8 раза. При этом необходимо отметить у студентов с миопией высокую частоту встречаемости ВИДС (42 %).
Выводы. Среди студентов 1 курса наблюдается высокая распространенность миопии (34–44 %), которая ассоциируется с наличием у них соматической патологии. Поэтому при проведении комплексных профилактических мероприятий в вузах, таких как оптимизация учебного процесса, обеспечение регулярного и полноценного питания, санитарнопросветительская работа, регулярные медицинские осмотры, необходимо в первую очередь учитывать наличие заболевания ЖКТ и патологии позвоночника.