Псевдоэксфолиативный синдром (ПЭС) является установленным фактором риска развития открытоугольной глаукомы (ОУГ). Известно, что ОУГ на глазах с ПЭС характеризуется резистентным течением и неблагоприятным прогнозом, что обусловливает необходимость как можно более раннего выявления нарушений гидродинамики на глазах с ПЭС [1, 2]. Известно, что наиболее ранние расстройства гидродинамики глаза могут быть спровоцированы при помощи различных нагрузочных проб [3-5].
Для определения ранних нарушений гидродинамики глаза известно применение более 40 нагрузочных проб (компрессионная, вакуум-периметрическая, кампиметрическая, водно-питьевая кампиметрическая и др.), большинство из которых не находят широкого применения в клинической практике [4-8]. Одним из способов создания условий для роста ВГД является повышение продукции ВГЖ, которое может быть спровоцировано воздействием такого препарата как кофеин [4, 7].
Известны лишь единичные исследования, посвященные возможностям функциональных нагрузочных проб для определения нарушений гидродинамики глаза у пациентов с ПЭС [7]. В соответствии с этим, целью данного исследования явилась оценка информативности нагрузочной пробы с кофеином для определения нарушений гидродинамики глаза у пациентов с катарактой и ПЭС.
Материал и методы.
Рис. 1. Типы тонометрических кривых, отражающих динамику уровня ВГД после введения кофеина в обследуемых группах
Таблица 1 Динамика изменения уровня ВГД в ходе нагрузочной пробы в обследуемых группах (мм рт. ст., М ±σ)
На основании значения ИР и исходного уровня ВГД (P 0 ) все пациенты были подразделены на 4 группы (1, 2, 3, 4 - контрольная). В 1-й группе высокому значению индекса риска (ИР>2) соответствовали пограничные цифры ВГД (21-25 мм рт. ст.), n=28; во 2-й группе - при ВГД 21-25 мм рт. ст. ИР был менее 2, n=32; в 3-й группе повышенный индекс риска (ИР>2) определялся на фоне нормального ВГД (<21 мм рт. ст.), n=10; и наконец для 4-й группы (контроль) ВГД <21 мм рт. ст. отмечалось при ИР<2, n=58.
Был выбран подкожный способ введения 0,2 мл 10% кофеин-бензоата натрия. Условием для проведения пробы являлся медикаментозно компенсированный уровень АД. Уровень ВГД после введения препарата фиксировался тонометром Маклакова в течение часа с интервалом 1 раз в 15 мин (на 15-й, 30-й, 45-й и 60-й минутах исследования) (табл.1). В начале и в конце процедуры проводилась тонография.
Учитывая динамику тонометрических показателей после введения кофеина для всех обследованных глаз было выделено 3 наиболее характерных типа тонометрических кривых (рис.1).
При первом типе кривой на 15-й минуте после введения кофеина отмечался рост ВГД по сравнению с исходным уровнем более чем на 5 мм рт. ст., к концу исследования ВГД оставалось повышенным или снижалось незначительно на величину менее 3 мм рт. ст., и во всех случаях превышало исходную величину ВГД.
При втором типе кривой на 15-й - 30-й минутах после введения кофеина отмечался рост ВГД по сравнению с исходным уровнем более чем на 5 мм рт. ст., после чего отмечалось постепенное снижение ВГД до уровня, близкого к исходному и отличному от него не более чем на 1-2 мм рт. ст.
При третьем типе тонометрической кривой на 15-й – 30-й минутах после введения кофеина отмечался незначительный подъем ВГД на величину меньше или равную 3 мм рт. ст., с последующим его снижением до уровня ниже или же равного исходному.
Таблица 2 Соотношение типов тонометрических кривых изменения уровня ВГД в ответ на действие кофеина в обследуемых группах (абс., %)
Таблица 3 Динамика основных тонографических показателей (Ро, С) до и после проведения нагрузочной пробы (М ±σ)
Динамика основных тонографических показателей (Ро, С) до и после проведения нагрузочной пробы представлена в табл. 3.
Из таблицы 2 видно, что 1-ый тип кривой был наиболее характерен для глаз 1-й группы (71,4%), для которых наблюдался пограничный исходный уровень ВГД и повышенное значение ИР. Данный вариант кривой расценивался в качестве наиболее неблагоприятного, и отражал значительные расстройства гидродинамики, т. к. после воздействия кофеина ВГД оставалось стойко повышенным, что говорило о недостаточности компенсаторного увеличения оттока ВГЖ в ответ на рост ее продукции. В половине случаев (50%) данный тип кривой встречался и на глазах 2-й группы с исходно пограничным ВГД и выраженным ПЭС (табл. 2).
Второй тип ответной реакции на действие кофеина наиболее часто наблюдался на глазах 3-й и 2-й групп (53,1% и 37,5% соответственно) (табл. 2). Снижение ВГД на 30-й и 60-й минутах после введения кофеина отражало действие компенсаторных механизмов, однако превышение исходного уровня ВГД в конце исследования говорило об их недостаточности, что подтверждалось незначительным увеличением оттока ВГЖ (табл. 3). Можно предполагать, что выявляемые гидродинамические нарушения во 2-й группе обусловливались развитой стадией ПЭС и исходной офтальмогипертензией, а в 3-й группе большую роль могли играть сосудистые нарушения, предрасполагающие к ишемии зоны трабекулы.
Третий тип кривой отражал нормальное функционирование механизмов регуляции гидродинамики глаза, обеспечивающими подъем ВГД <5 мм рт. ст. в ответ на действие кофеина и снижение его к 60-й минуте до уровня меньшего или равного исходному. Такая кривая отмечалась почти на всех глазах контрольной группы (табл. 2).
Таким образом, учитывая, что наиболее выраженные нарушения гидродинамики, характеризуемые первым типом кривой реакции на действие кофеина, наиболее часто наблюдались на глазах 1-й группы с офтальмо-гипертензией, выраженным ПЭС, наличием у пациента сопутствующей сердечно-сосудистой патологии, можно предполагать, что выраженность гидродинамических нарушений у пациентов с катарактой на фоне ПЭС коррелирует с выше перечисленными параметрами.
Выводы
1. У пациентов с катарактой на фоне ПЭС было выявлено три характерных типа кривых динамики ВГД в ответ на действие кофеина, наиболее неблагоприятным из которых является первый тип, свидетельствующий о выраженных нарушениях гидродинамики глаза.
2. Выраженность нарушений гидродинамики, выявляемых нагрузочной пробой с кофеином, у пациентов с катарактой на фоне ПЭС коррелирует со стадией синдрома, исходным уровнем ВГД, а также с наличием сопутствующих заболеваний сердечно-сосудистой системы, что позволяет расценивать эти признаки как маркеры нарушений гидродинамики глаза.