Репозиторий OAI—PMH
Репозиторий Российская Офтальмология Онлайн по протоколу OAI-PMH
Конференции
Офтальмологические конференции и симпозиумы
Видео
Видео докладов
Гундорова Р. А., Киселева Т. Н., Рамазанова К.А., Бехорашвили И.Ю., Оганесян О.Г.
Возможности ультразвуковой иммерсионной биометрии для расчета оптической силы ИОЛ у пациентов с миопией
ФГУ «МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца» Минздравсоцразвития России, г. Москва
Известно, что рефракция глаза зависит от преломляющей силы роговицы, хрусталика, его положения в оптической системе глаза и переднезаднего размера глаза. Точная оценка этих биометрических параметров определяет качество интраокулярной коррекции афакии. Исследования, проведенные Olsen в 2007 и 2008 гг., показали, что на послеоперационный рефракционный результат влияют погрешности при измерении дооперационных биометрических параметров глазного яблока: глубины передней камеры (42 %), переднезадней оси (ПЗО) глаза (36 %) и горизонтального диаметра роговицы (22 %).
Высокие требования к точности расчета оптической силы ИОЛ и в ряде случаев неудовлетворенность рефракционными результатами имплантации искусственных хрусталиков стимулировали появление новых высокотехнологичных методов измерения биометрических параметров глаза. В последние годы многие авторы указывают на более точное определение биометрических показателей с помощью оптической когерентной биометрии. Однако, до сих пор методом выбора остается ультразвуковая биометрия, продолжается поиск и разработка оптимальных критериев точности расчета ИОЛ при различных величинах ПЗО глаза.
Цель — изучение возможности иммерсионной биометрии в измерении биометрических параметров глаза и сравнительная оценка ультразвуковой контактной, иммерсионной и оптической когерентной биометрии для точности расчета ИОЛ у лиц с миопией.
Материал и методы. Обследовано 40 пациентов (65 глаз) с катарактой и миопией в диапазоне от —1,5 Д до —17,0 Д (в среднем —9,25 Д). Возраст пациентов колебался от 46 до 78 лет. Средний возраст составил 67,5 лет. Помимо традиционных офтальмологических методов исследования, всем пациентам проводили офтальмометрию, ультразвуковую контактную и иммерсионную биометрию, а также оптическую когерентную биометрию глаза.
Ультразвуковую контактную и иммерсионную биометрии проводили на ультразвуковом сканере А-Scan Plus, Accutome (США) с использованием датчика частотой 10 МГц со световой фиксацией. Оптическую когерентную биометрию выполняли при помощи прибора «IOL-Master 500» (Carl Zeiss, Германия). Осуществляли пятикратное измерение биометрических показателей на обоих глазах с определением погрешностей между максимальными и минимальными значениями.
В зависимости от величины ПЗО все пациенты были разделены на 2 группы. В 1 группу вошли 18 пациентов (30 глаз) с ПЗО глаза до 25 мм, 2 группа включала 22 пациента (35 глаз) с ПЗО глаза более 25 мм.
Для расчета оптической силы ИОЛ использовали формулы последнего поколения SRK-II, SRK/T, Hoffer Q, Haigis, Holladay 1. Вычисляли ошибку расчета оптической силы ИОЛ — разницу между расчетной и полученной послеоперационной рефракцией.
Результаты и обсуждение. Сравнительный анализ точности расчета оптической силы ИОЛ на основании ультразвуковой контактной, иммерсионной и оптической биометрии показал, что оптическая когерентная биометрия и иммерсионная биометрия имеют преимущество по сравнению с контактной. В результате измерения биометрических показателей разница между значениями ПЗО, полученными при оптической и иммерсионной биометрии в среднем равнялась 0,30 мм, при оптической и контактной биометрии — 0,55 мм. При этом значение случайной погрешности измерения показателя ПЗО глаза при контактной биометрии составило 0,24 мм, при оптической биометрии — 0,05 мм и иммерсионной биометрии — 0,03 мм.
При проведении контактной биометрии максимальные значения погрешности отмечались у пациентов 2 группы с ПЗО более 25,0 мм, поскольку при измерении размера глаза в области стафиломы будет получена большая величина, чем, если ультразвуковая волна отразится от края стафиломы. Измерение глубины передней камеры с помощью ультразвуковой контактной биометрии показало значительную погрешность, равную в среднем 0,34 мм и минимальную при иммерсионной биометрии — 0,04 мм.
Ошибка расчета оптической силы ИОЛ при использовании оптической биометрии у всех пациентов в среднем составила 0,58 Д, при контактной ультразвуковой биометрии — 0,66 Д, при иммерсионной биометрии — 0,62 Д. В 1 группе средняя ошибка расчета при оптической биометрии была 0,42 Д, при контактной ультразвуковой биометрии — 0,52 Д, при иммерсионной биометрии — 0,66 Д. Во 2 группе при оптической биометрии средняя ошибка составляла 0,58Д, при контактной ультразвуковой биометрии — 0,74 Д, при иммерсионной биометрии — 0,62Д.
Выводы. Применение метода оптической когерентной биометрии способствует уменьшению средней ошибки расчета оптической силы ИОЛ по сравнению с контактной и иммерсионной биометрией (от 0,42 Д до 0,52 и 0,66 Д) у лиц с миопией и величиной ПЗО глаза не более 25 мм. В то же время у пациентов с ПЗО глаза более 25 мм средняя ошибка расчета оптической силы ИОЛ при проведении оптической когерентной биометрии была аналогична таковой при измерении ПЗО с помощью метода иммерсионной биометрии. Учитывая, что возможности метода оптической биометрии ограничены при помутнениях роговицы, зрелых и плотных заднекапсулярных катарактах, иммерсионный метод биометрии остается методом выбора для измерения биометрических параметров глаза с последующим расчетом ИОЛ у лиц с катарактой и миопией средней и высокой степени.
Страница источника: 124
OAI-PMH ID: oai:eyepress.ru:article9875
Просмотров: 12248
Каталог
Продукции
Организации
Офтальмологические клиники, производители и поставщики оборудования
Издания
Периодические издания
Партнеры
Проекта Российская Офтальмология Онлайн