Успехи в хирургии катаракты обусловлены тем, что интеллект международной офтальмологической общественности за последние 40 лет был сосредоточен в основном на решении этого вопроса. Если проследить тематику публикаций в научной литературе, то можно отметить возрастание количества статей по катарактальной хирургии и неуклонное снижение публикаций по достижениям профилактики и лечения начальных стадий помутнения хрусталика. За последние 10 лет последние сообщения вообще единичны.
Несмотря на успехи хирургии катаракты, актуальность совершенствования этого направления попрежнему сохраняется. Об этом свидетельствуют такие факты, как ежегодное проведение двух научно-практических конференций с основной тематикой катарактальной хирургии на базе МНТК «Микрохирургия глаза», обязательное включение этой тематики и её доминирование в регламенте других конференций и съездов.
В то же время тематический раздел по профилактике катаракты в настоящее время очень редко включается в рабочие планы научно-практических конференций и съездов офтальмологов.

Таблица 3 Выбор пациентами тактики лечебных мероприятий

Таблица 4 Причины отказа пациентов от хирургического лечения во II и III группах
Экономика имеет много законов и правил. Одно из них гласит: «Спрос рождает предложение». Поэтому мы решили провести научное социальное исследование с целью выяснения актуальности вопроса превентивного консервативного и хирургического лечения катаракты с точки зрения самих пациентов.
Материал и методы
Нами была разработана специальная анкета, посредством которой было опрошено 450 пациентов с катарактой, из них 135 мужчин и 315 женщин в возрасте от 56 до 78 лет. Статистическая выборка была случайной, по обращению пациентов к врачам-офтальмологам поликлиник (Москва, Московская область, Ярославская область).
«Активными» жалобами считались те, которые предъявлялись пациентом на конкретный вопрос о наличии жалоб. Жалобы, выявляемые при сборе анамнеза с наводящими вопросами, мы трактовали как «пассивные» и считали, что они несущественно влияют на качество жизни данного пациента.
Пациентам разъясняли, что консервативное лечение не улучшит зрительных функций, а может лишь стабилизировать их. А хирургическое лечение может радикально улучшить зрительные функции вплоть до их восстановления или даже превысить остроту зрения, существовавшую до формирования катаракты.
Катаракта была на начальной и незрелой стадиях. Степень зрелости определяли на основании биомикроскопии, офтальмоскопии в стандартных условиях и остроты зрения.
Начальная катаракта — наличие помутнений при медикаментозном мидриазе; неожиданное появление миопической рефракции при эмметропическом соотношении рефракции роговицы и переднее-заднего размера глаза (модель Гульшранда); глазное дно хорошо просматривается или картина слегка «смазанная»; корригируемая острота зрения 0,7-0,9.
Незрелая катаракта — наличие помутнений при медикаментозном мидриазе; детали глазного дна просматриваются под «флёром» или под «выраженным флёром»; корригируемая острота зрения 0,3-0,6.
Больные были распределены на три группы в зависимости от остроты зрения (0,9-0,3) (табл. 1).
Всем пациентам проводилось стандартное офтальмологическое обследование: авторефрактометрия, визометрия, тонометрия, компьютерная периметрия, эхобиометрия, исследование КЧСМ, биомикроскопия переднего и заднего отрезка глаза, прямая и обратная офтальмоскопия.
Причиной снижения остроты зрения были только изменения в хрусталике. Другие причины исключались. При необходимости проводили оптическую когерентную томографию сетчатки и зрительного нерва, флуоресцентную ангиографию и электрофизиологические исследования.
Этиология катаракты была различной (табл. 2). В основном под нашим наблюдением были пациенты с возрастной катарактой.
Результаты
Пациенты первой группы в 49,1% случаев жалоб не предъявляли вообще, в 27,3% случаев отмечали периодическое появление «тумана» перед глазами, в 23,6% случаев жаловались на снижение зрения вдаль или вблизи.
Во второй группе 32% активно жалоб не предъявляли, в 20% случаев жаловались на периодическое затуманивание (появление «пелены») в глазах или снижение зрения вдаль и в 48% чётко отмечали постепенное снижение зрения вдаль и вблизи.
Среди пациентов третьей группы жалобы отсутствовали в 6,6% случаев, периодическое снижение зрения вдаль и вблизи, искажение предметов отмечали 15,6%, конкретные жалобы на изменение зрения, в том числе снижение зрения вдаль и улучшение зрения вблизи, искажение предметов, эффект «гало» при взгляде на источник света, изменение цветоощущения предъявляли 77,8% больных.
Проводимое консервативное лечение по поводу катаракты (табл. 3) включало: местное лечение с применением глазных капель (тауфон, квинакс, катахром, витайодурол) в течение месяца с последующим перерывом; общее лечение — приём поливитаминов, биологически активных добавок (БАД), гомеопатических средств курсами в течение 1-2-х мес. 1-3 раза в год.
В первой группе существующая острота зрения устраивала полностью 105 чел. (63,6%), 60 пациентов хотели бы её улучшить (36,4%), но без хирургического вмешательства.
Среди пациентов второй группы существующая острота зрения устраивала 61 чел. (40,7%), остальные 74 (49,3%) опрошенных хотели бы улучшить её, но без операции. Только 15 пациентов (10%) этой группы в возрасте до 62 лет с нарушением бинокулярного зрения (разницей в остроте зрения между глазами более 30%) согласились на хирургическое лечение катаракты. Причинами отказа от операции были: боязнь операции (без объяснения причины) — 91,9%; боязнь операционных и послеоперационных осложнений — 7,4%; неудовлетворительное общее состояние — 0,7% (табл. 4).
Пациентов третьей группы имеющаяся острота зрения устраивала в 39 случаях (28,9%), 69 чел. (51,1%) хотели бы ее улучшить без оперативного лечения, 27 чел. (20%) при снижении зрения вдаль до 0,5-0,4 активно выбрали тактику хирургического лечения катаракты. Причинами отказа от операции были: боязнь операции (без объяснения причины) — 34,3%; боязнь операционных и послеоперационных осложнений — 63,9%; неудовлетворительное общее состояние — 1,8% (табл. 4).
Обсуждение
Анализ результатов проведенного исследования показал, что, при начальной катаракте и снижении остроты зрения вдаль (до 0,7), «существующее положение вещей» устраивает до 100% пациентов, и они предпочитают тактику пассивного выжидания (74,5%), вследствие неверия в существующие методы консервативного лечения или превентивной терапии (25,5%).
При незрелой катаракте с остротой зрения вдаль до 0,6-0,5 консервативное лечение предпочитают 49,3% больных. Лишь 10% выбирают хирургическую тактику решения проблемы. Но выбор хирургического лечения обусловлен снижением зрения лишь у 50% пациентов, а в остальных случаях неверием в эффективность закапывания капель на существующих житейских примерах.
При незрелой катаракте со снижением остроты зрения вдаль до 0,4-0,3 в 20% случаев пациенты выбирают хирургическую тактику решения проблемы. Даже при наличии сниженного зрения, которое реально и существенно ощущается человеком, тактику консервативного лечения выбирает 62,2% пациентов из-за боязни операции и операционных осложнений.
Заключение
Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что около 9,3% больных с начальной и незрелой катарактой выбирают тактику активного хирургического лечения. Остальные 44,4% пациентов по многоплановым причинам выбирают активную тактику превентивного консервативного лечения, а 46,3% — пассивного выжидания.
Полученные результаты указывают на необходимость не только рекламы медицинских препаратов и имплантатов, но и пропаганды медицинских знаний, проведения более тонкой разъяснительной работы среди населения по поводу консервативного и хирургического лечения катаракты.
Поиск новых методов консервативного лечения катаракты является таким же актуальным направлением современной офтальмологии, как усовершенствование и разработка более безопасных способов хирургического лечения катаракты.
Но развитие методов превентивного лечения катаракты должно исходить не только из «обывательского» мнения пациентов, порою основанного на неправильном понимании сущности болезни, но и из объективных предпосылок: омолаживание катаракты; защита от вредных воздействий окружающей среды; нарушения обмена веществ в организме; сохранение аккомодации; противопоказания к хирургическому лечению из-за общего состояния организма; дегенеративные изменения внутриглазных структур на фоне «старения» тканей.
Поступила 30.05.2011
Для корреспонденции:
Игнатьев Сергей Геннадьевич, канд. мед. наук, исп. директор;
Аль-Дандан Имадеддин Хамза, врач-офтальмолог
Автономная некоммерческая организация «Научно-исследовательский центр «Биофизика ангионейропротекции»
Адрес: 127276, Москва, ул. Академика Комарова, 18, кв. 7, комн. 3
Тел.: (916) 632-8759. E-mail: esper3@mail.ru
Шилкин Герман Алексеевич, профессор, докт. мед. наук;
Ярцева Нона Сергеевна, доцент, канд. мед. наук;
Игнатьева Светлана Геннадьевна, аспирант МГСМУ, кафедра глазных болезней
Адрес: 127486, Москва, Бескудниковский бульвар, 59а
Тел.: (910) 424-5593. E-mail: ignateva.s@mail.ru
Бабошина Наталья Николаевна, зав. офтальмологическим отделением Центра амбулаторной хирургии
ФГУЗ ЦМСЧ №119 ФМБА России
Адрес: Москва, ул. Сущёвский вал, 24
Тел.: (903) 579-13-61. E-mail: nnb_55@mail.ru
Савинков Олег Иванович, зав. глазным отделением МУЗ «Дмитровская городская больница»
Адрес: Московская область, Дмитров, ул. Больничная, 7
Тел.: (903) 779-6388. E-mail: lsavinkova@mail.ru